Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психо-физиологические основы изучения орфографии: труды В.А. Добромыслова, Г.Г. Граник, М.Т. Баранова



2016-09-17 979 Обсуждений (0)
Психо-физиологические основы изучения орфографии: труды В.А. Добромыслова, Г.Г. Граник, М.Т. Баранова 0.00 из 5.00 0 оценок




Большое значение в процессе обучения орфографии имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления. Вместе с тем есть специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией.

Овладение орфографическими умениями – процесс длительный и неравномерный. Правописанием одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других – достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают по-разному в связи с тем, что в ней есть трудные случаи в изменении правил. Эти факты привлекали внимание методистов русского языка М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, В.А. Добромыслова и других. В начале 70-х гг. М.М. Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их школьники видят в словах) – фактическими.

Орфограммы, затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними, целесообразно называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруднять учащихся, - неактуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы в неактуальную имеет огромное значение для совершенствования работы по орфографии: уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить усилия для обучения орфографии.

В психологии и в методике преподавания русского языка установлен факт неумения учащихся применять орфографическое правило ко всем словам с данной орфограммой. Это связано с тем, что лексика каждого вида орфограммы включает в себя слова, к которым ученики свободно применяют правила, и слова, к которым они затрудняются применить соответствующее правило. М.В. Ушаков назвал их трудными случаями в применении правил. Затруднения учащихся имеют фонетическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую и семантическую природу.

Орфографические умения и навыки в силу соей специфики опираются на слуховые восприятия (передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма. Отсюда в формировании умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная и моторная. Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти.

Методика орфографии

Орфограмма – написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу.

Тип орфограммы – принадлежность орфограммы в зависимости от графического способа ее обозначения к одной из групп, имеющие свои опознавательные признаки.

Опознавательные признаки, или приметы орфограммы – это звуковые, буквенные, морфологические и лексические ориентиры, по которым легко обнаруживается орфограмма.

Орфография устанавливает правила употребления: 1) букв для передачи звуков не своими буквами; 2) больших букв; 3) дефиса и пробела (пространства в слове и между словами, не заполненно­го буквами); 4) черточки для обозначения переноса части слона с одной строки надругую.

Запомнитьи понять орфографическое правило— это запомнитьусловия и понять их связь с правильным правописанием. Напри­мер, в правиле о правописании букв о и е в суффиксах -ок (-ек) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правилоформулируется так: «После шипящихпод ударением в суффиксах существительныхпишется буква о, без ударения — буква е». Усло­вия выбора правильного написания можно указывать в любом по­рядке, и тогда получается другой вариант этого правила, напри­мер: «В суффиксах существительных под ударением после шипящих пишется буква о, без ударения — буква е».

Орфографическое правило — это краткое предписа­ние, устанавливающееобязательное для всех написание, атакже определяющее способ проверки. В правиле можно выделить усло­вие (в корне -зар- - -зор- вбезударном положении) и норму (пи­шется а). Орфографические правила бывают простые (ча, ща пиши с буквой а) и сложные — в 2 — 5 действий (например, проверка глагольного окончания в слове видишь); грамматико-орфографические, предполагающие решение орфо­графическойзадачи на грамматической основе, и не грамма­тические.

Формулировки орфографических правил в зависимости от спо­соба перечисления условий выбора бывают двух видов: конста­тирующие и регулирующие (М.Т.Баранов). Большинство орфографических правил констатирующие, в них перечисляются условия выбора орфограммы или условие запрета на какое-либо написание.

В регулирующих орфографических правилах указываются спо­собы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний.

Способность, умение обнаруживать в тексте, предназна­ченном для записи или уже написанном, орфограммы, а также определять их типы получили название орфографической зоркости. Отсутствие у учащихся орфографической зоркости или ее недостаточная сформированность является одной из глав­ных причин допускаемых ошибок

Правила анализировались в связи с их «грамматическими обос­нованиями» (Е.С.Истрина), в связи с характером действий уча­щихся «по указке» правил (Д.Н.Богоявленский), в связи с отно­шением правил «к орфограмме и к познающим силам ученика» (Н.С. Рождественский). Наиболее приемлемой представляется ти­пология орфографических правил, предложенная Г. Н. Приступой: имея в виду функции, которые правила выполняют, правила можно разделить на три основных типа: 1) правило-указание, 2) прави­ло-руководство, 3) правило-инструкция.

Правило-указание — это такое правило, в котором указывает­ся, какую букву следует писать в конкретном случае, без мотиви­ровки соответствующего написания, например: «В 3-м лице ед. ч. пишется -тся, а в неопределенной форме — -ться; учится (что делает?), учиться (что делать?)».

Правило-руководство — это правило, содержащее условие, при котором необходимо выбрать именно данное написание, напри­мер: «В корне -раст- (-ращ-, -рос-) пишется а перед cm и ц, а в остальных случаях — о».

Правило-инструкция — это правило, в котором указывается, какие операции надо выполнить, чтобы установить единственно верное написание, например: «Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными [в|, [д], (л), [т], нужно по­добрать проверочное слово, в котором эти согласные произносят­ся отчетливо».

Наиболее легкий тип правил — правила первой группы. Не­сколько труднее усваиваются правила второй группы. Еще более трудным является усвоение правил третьей группы, так как их применение требует от ученика умения дифференцировать языко­вые факты и отбирать из них именно те, которые нужны для дан­ного случая. Кроме того, применение правил третьей группы тре­бует более развитого мышления.

Г. Н. Приступа отмечает, что непременными условиями усвое­ния правила, умения переносить его на конкретные примеры являются: 1) участие в выведении обобщающего правила самих уча­щихся; 2) дополнение правила алгоритмическим предписанием о способах применения правила; 3) показ учащимся образца исполь­зования обобщающего правила на практике; 4) строгая последо­вательность операций, особенно на первоначальном этапе при­менения обобщающего правила; 5) отработка правила не только на препарированных или специально подобранных примерах, но и в широком контексте, в естественной речевой ситуации, когда данная орфограмма рядом с другими орфограммами.

После ознакомления с понятиями «орфограмма» и «опознава­тельные признаки орфограмм» учащимся следует предложить уп­ражнения следующих видов: указать в словах опознавательные при­знаки (приметы) орфограмм («точек» применения правил); найти и подчеркнуть орфограммы в словах, либо точки в приставках (кор­нях и т.д.), либо во всех частях слова, либо во всех словах данною предложения. В формировании орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успеш­ном обучении орфографическая зоркость автоматизируется и мо­жет расцениваться уже как навык.

Длительное время в методах орфографии преобладали методы, опирающиеся на грамматику, на общее языковое развитие, на зри­тельную память (списывание) и пр. В настоящее время принята и совершенствуется дифференцированная методика, учитывающая особенности самих орфографических явлений, которая опирается на принципы орфографии, на тонкое понимание значений слов и их сочетаний, на языковое чутье.

 

2. Умения и навыки — это интеллектуально-моторные действия учащихся.

Орфографические умения — это составная часть уме­ний по русскому языку при завершении курса. В современных про­граммах по русскому языку даны перечни умений для каждого класса, в том числе и по орфографии. В одной из программ обозна­чены такие умения для V и VI классов.

К концу V класса: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференциро­вать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых (по списку) произношением гласных и соглас­ных; о — е после шипящих в корне, чередующиеся а —о, е—и в корнях -раст-1-рос-, -лаг-/-лож-, типа -мер-/-мир-, -тер-/'-тир-; знать неизменяемые приставки (в-, па-, с- и т.д.), приставки на -3-/-с- (раз-/рас-, из-/ис- и др.) и верно их писать; знать смешивае­мые при письме безударные окончания существительных, прилага­тельных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть спо­собом определения верного написания; безошибочно писать бук­венные сочетания жи — ши, ча — ща, чу—щу, чк, чн, нщ, рщ; вер­но употреблять разделительные ь — ъ после шипящих в конце су­ществительных и глаголов, не с глаголами.

К концу VI класса: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание, правильно писать слева, написание которых подчиняется правилам, изученным в VI классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых от­рабатывается в словарном порядке; свободно пользоваться орфо­графическим словарем и т.д.

Орфографические умения формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, морфемике, словообразованию. Важнейшим в орфографических умениях является момент осознанности, что обеспечивает возможность неформальной самопроверки. Основные орфографические умения уча­щихся состоят в следующем: находить орфограммы в словах и словосочетаниях; правильно соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами; определять проверяемость /не­проверяемость; проверять орфограммы, пользуясь правилами, спра­вочниками и словарями; осуществлять орфографический разбор слов, словосочетаний; выполнять орфографическое комментиро­вание (полное и частичное); производить орфографическую про­верку написанного текста, находить, объяснять и исправлять ор­фографические ошибки как в собственном, так и в чужом тексте. В процессе обучения орфографии в средней школе формируют­ся, развиваются и совершенствуются орфографические навыки.

Орфографический навык — это совокупность автома­тизированных компонентов орфографических действий учащихся. Он относится к числу интеллектуальных навыков. По мере обуче­ния и тренировки автоматизированные звенья орфографических действий занимают все большее место, при этом конечная цель обучения орфографии — максимальная автоматизация письма. Орфографические умения впервые начали включаться в школь­ную программу по русскому языку в 1978 году М.Т.Барановым.

Овладение орфографическими умениями и формирование орфографических навыков — процесс длительный и неравномер­ный. Правописанием одних и тех же орфограмм учащиеся овладе­вают по-разному и с разной скоростью в связи с тем, что среди них встречаются трудные случаи применения правил. Эти факты при­влекали внимание методистов русского языка (М.В.Ушакова, Н.С.Рождественского, В.А.Добромыслова, А.В.Текучева, Н.Н.Алгазиной, М.Т. Баранова, Г. Н. Приступы и др.). В 70-е годы М. М. Ра­зумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы теоретическими (их дети чаще всего не видят в словах), а орфо­граммы, которые они еще не усвоили, — фактическими (их школь­ники в словах, как правило, видят).

В 90-е годы М.Т.Баранов предложил орфограммы, затрудняю­щие учащихся и через длительное время после ознакомления с ни­ми, называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруд­нять учащихся, — неактуальными. С учетом предложенного знание учителем этапа превращения актуальной орфограммы в неакту­альную имеет огромное значение для совершенствования орфо­графической работы и правильного распределения усилий для обу­чения орфографии.

Орфограммы имеют свои названия, в которых отражается право­писная норма и ее место в слове. Названия орфограмм помимо своего прямого назначения одновременно являются и заглавиями орфографических правил, т.е. они выполняют две функции.

Названия видов орфограмм в качестве содержания обучения включаются в школьные программы, в учебниках же для учащихся они представлены как заголовки орфографических параграфов, а также в заданиях к упражнениям. Формулировки орфографиче­ских правил даются в учебниках для изучения, запоминания, по­вторения и обобщения.

Формирование, развитие и совершенствование орфографических навыков должны опираться на анализ состава слова. Для осу­ществления этого анализа учащимся надо научиться выделять слова из контекста. Между тем в школьных учебниках почти нет спе­циальных упражнений на выделение слов с трудными написаниями и орфограмм в них, чаще всего они выделены заранее, следовательно, не способствуют выработке у учащихся сознательного орфографического навыка, так как известно, что во многих случаях неразличение слов и грамматических категорий является одной из причин орфографических ошибок.



2016-09-17 979 Обсуждений (0)
Психо-физиологические основы изучения орфографии: труды В.А. Добромыслова, Г.Г. Граник, М.Т. Баранова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психо-физиологические основы изучения орфографии: труды В.А. Добромыслова, Г.Г. Граник, М.Т. Баранова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (979)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)