Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Половецкие каменные изваяния Подонцовьяи Приазовья



2016-09-17 928 Обсуждений (0)
Половецкие каменные изваяния Подонцовьяи Приазовья 0.00 из 5.00 0 оценок




 

КАМЕННАЯ ПОЛОВЕЦКАЯ СКУЛЬПТУРА СЕВЕРНОГО ПРИАЗОВЬЯ
Половецкая скульптура - бесценный источник как для историка, археолога, так и для этнографа, культуролога, который поможет узнать внешность, верования, традиции давно уже несуществующего народа.
Еще в 1773 г. академик Гильденштедт, проезжая через Приазовье, видел древние каменные изваяния на курганах в Приазовье, в частности на территории современного Ильичевского района г. Мариуполя: две на насыпи в двух верстах западнее поселка Сартана и еще одну на соседней. В XVIII в., как и в средневековье, еще можно было наблюдать древние статуи в их первоначальном положении. Позже, с образованием степей переселенцами - носителями христианских традиций, ситуация кардинально изменилась. Снятые с первоначальных мест установки статуи использовались в XIX - XX вв. как строительный материал, в качестве опоры для ворот в селах. В наши дни статуи стали предметом торговли. И если раньше крестьяне ставили статуи у своих домов, то сейчас половецкую статую из с. Куликово Новоазовского района можно увидеть в г. Мариуполе на пр. Победы возле частного отеля «Приазовье». На юге Донецкой области известно до 200 каменных статуй - памятников искусства, религии, каменного мастерства поздних кочевников, а в Северном Приазовье их число может приближаться к 600. На части из них можно обнаружить определенные этнографические границы и, соответственно, принадлежность к конкретному народу. Половецкие статуи изготовлены мастерами в местных карьерах из гранита, песчаника, известняка. В с. Серебрянка Артемовского района найден карьер, где такие статуи изготавливали из песчаника. Судя по обилию находок, подобные «мастерские» могли находиться на юго-западной окраине Приазовской возвышенности - в Володарском районе, где есть выходы гранита, других пород и найдена достаточно большая серия статуй.
В коллекции Мариупольского краеведческого музея находится 28 половецких фигур: 14 мужских и столько же женских, преобладают целые. Они найдены в селах: Григорьивка, Богоявленка, Сартана, Урзуф, с. Первомайский (по одной), Ялта, Малый Янисоль, пгт. Мангуш. Статуи установлены перед входом в музей и во дворе музея, а одна скульптура - в разделе экспозиции «Поздние кочевники».
Многие статуй повреждения у части отбиты головы, что может быть связано с практикой «освобождения души» умершего. Отдельные каменные фигуры найдены непосредственно в курганах в черте Мариуполя: в поселках Сартана, Талаковка. А в с. Старченково Володарского района найдено 19 каменных баб (10 женских, 4 мужских, 1 стела,пол четырех определить трудно).
В Северном Приазовье сохранилось множество половецких каменных изваяний XI - XIV вв. Эти яркие памятники искусства и верований половцев наиболее выразительные и разнообразные из всей серии кочевника скульптуры. Статуи были достаточно величественными, чтобы пропорционально смотреться на фоне курганов в бескрайней степи. Их пропорции, детали были достаточно архаичные и стабильные, что делает их монументальными. Они объемные и хорошо передают детали внешнего вида степных жителей - монголоидов. Фигуры (стоящие и сидящие) воспроизводят канонизированный образ мужчин и женщин с определенным набором примет: головным убором, прической, одеждой, обувью, украшениями, оружием. В Мариуполе преобладают стоящие статуи. На голове у мужчин - воинов, одетых в кафтан, полусферический шлем, а женские фигуры увенчанны шляпой. Интересно, что не только у женщин, а порой и у мужчин выделяется голая грудь (символ силы). Все статуи обязательно «держат» у живота сосуд в руках. Исходя из верований половцев, он наполнен священным напитком. Сосуд символизировал присутствие духа умершего. С точки зрения анимистических представлений тюрок, шаман мог заключить душу умершего в каменную статую. Этнографические данные позволяют построить сценарий древних обрядов «с участием» статуй. Изготовленная ​​в день поминок, статуя устанавливалась возле деревянного жилья и стояла на каменной опоре (ограждении), которое строилось в первую очередь. Статуя была олицетворением умершего, который словно присутствовал среди участников тризны на собственных поминках. Позже устраивали повторные поминовения, после которых статую разбивали, освобождая душу умершего, а жилье сжигали. Так была использована часть статуй и в Приазовье, многие из них имеют значительные дефекты: потеряна голова, повреждены руки, ноги.
Святилище - это комплекс, в который входят статуи или 2-3 фигуры вместе с площадкой для жертвоприношений. Их сооружали на возвышенных участках, на курганах, чтобы они служили как отличительные дорожные жервенники. Причем часто использовали ранние и высокие курганы - эпохи бронзы, скифские и т. д. Святилища половцев в Приазовье продолжали традицию их сибирских предшественников - кимаков и кыпчаков. По описанию Г. Рубрука (1253) половцы - «команы насыпают большой холм над умершим и сооружают ему статую, обращенную лицом к востоку, которая держала у себя перед пупком чашу». Половецкие святилища по материалам раскопок можно разделить на две основные группы: статуи, установленные на поверхности кургана или в ямах в насыпи. При раскопках кургана № 204 в районе современного парка им. Петровского в Ильичевском районе Н. Е. Бранденбург обнаружил в насыпи кургана обломки каменной бабы, а вблизи - 2 каменных плиты, 2 сосуда, остатки захоронения. Три каменные статуи обнаружены в кургане у с. Шевченко, здесь же - бронзовый котел и кости животных. Самыми крупными сооружениями на вершинах курганов были святилища у с. Новоселовка Тельмановского района. Это были две трапециевидные каменные выкладки, вписанные одна в другую и ориентированы короткой стороной на восток. В их центре стояли статуи. Возможно, святилища были на курганах в селах Хомутово и Бессарабка Новоазовского района, а также на двух курганах в районе поселка Волонтеровка г. Мариуполя, где на курганах в конце XVIII в. стояли каменные бабы. По сообщению Г. Рубрука половцы строили для умерших пирамиды или прямоугольные в плане «домики». Возможно, это были святилища. В половецких статуях сохранены портреты конкретных вождей, одновременно и их обожаемый образ, что связано с культом предков. Изображение женщин несли разные семантическую нагрузку: мать, знатная дама и даже воительница. Фигуры мужчин, стоящих с оружием и военным снаряжением - это изображение вождей, а сидящие статуи отображают старейшин родов. У половцев был свой пантеон божеств, он также отражался в статуях. Например, женскую статую половцы связывали с богиней Умай, мужская фигура отождествлялась с верховным божеством Кам



2016-09-17 928 Обсуждений (0)
Половецкие каменные изваяния Подонцовьяи Приазовья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Половецкие каменные изваяния Подонцовьяи Приазовья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)