Всемирная история как история глобальная (Л. Репина)
На рубеже столетий вновь вырос интерес к исторической макроперспективе, ориентированной на изучение многообразных последствий развития глобальных взаимосвязей, сформировалась новая научная дисциплина – глобальная история, которая опирается на представление о когерентности мирового исторического процесса.
Принципиальный контекстуализм, способный обеспечить выход за рамки ставших привычными административных, национальных и европоцентристских границ, за пределы «имперского и колониального дискурса», выступает как насущная задача исторической науки.
Становление глобальной / транснациональной истории в ее современном варианте имеет истоком более общие процессы, связанные с постнеклассической научной парадигмой, и отражает развитие мыслительной традиции, в которой принцип целостности сочетается с учетом различий и многообразия.
Глобальная история представляет собой попытку на новом теоретическом уровне вернуться от микроисторической оптики к интегрирующему взгляду на историю, охватить человечество как некую структуру в историческом развитии взаимосвязей ее отдельных частей. Глобальная история может быть понята и как осмысление процесса мировой интеграции, исторического движения к более взаимосвязанному мировому порядку, к общемировой культуре, понимаемой как живое взаимодействие локальных и национальных культур. Предмет глобальной истории – это именно взаимосвязи (экономические, политические и культурные) между разными странами и цивилизациями.
Аргументация сторонников глобальной истории, удивительным образом перекликается с тем, что более века назад Н. И. Кареев, констатировавший «постепенное объединение судеб отдельных стран и народов», описывал как «всемирно-историческую точку зрения»: «Всемирная история не есть только сумма частных историй, т.е. историй отдельных стран и народов… [Она] является перед нами как процесс постепенного установления политических, экономических и культурных взаимоотношений между населениями отдельных стран, т.е. процесс постепенного объединения человечества, расширения и углубления связей, мало-помалу образующихся между разными странами и народами… и таким образом над суммою частных историй возникает общая, универсальная, всемирная» [Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории. СПб., 1903. С. 5-7].
Сегодня многие специалисты считают, что не следует противо- поставлять друг другу синонимичные, по сути дела, термины «миро- вая» и «глобальная» история и в конструировании «генеалогии» глобальной истории обращаются к имеющейся в историографии традиции.
Однако в новом контексте пересматриваются и такие, казалось бы привычные, понятия, как «всемирная история», «европейская история», «региональная история» и даже «компаративная история», активно обсуждается вопрос о соотношении глобальной истории и цивилизационного анализа, который делает упор на разнообразие и уникальность локальных цивилизаций.
Речь, конечно, не идет об универсальной теории исторического процесса. Современное пони- мание глобальной истории вовсе не исключает, а – напротив – под- разумевает наличие множества локальных вариантов и траекторий развития и далеко ушло от линейных и европоцентристских в своей основе обобщающих схем в духе христианского универсализма и классических модернизационных теорий.
Поиск современного взгляда на бесконечное разнообразие ис- торического опыта формирует новую стратегию компаративной ис- тории, которая связана не с де-контекстуализацией сходных явлений в рамках универсалистской, или же эволюционной (европоцентрист- ской, по своей сути) парадигмы, а с преодолением европоцентризма,
с акцентированием – наряду с обнаруживаемыми аналогиями – кон- трастов и различий, с последовательным учетом разнообразия ло- кальных контекстов и культурных традиций. В этой связи простран- ственно-темпоральные перспективы «новой локальной истории» в ее социокультурном наполнении, встраиваясь в сетевую структуру глобальной истории, обретают новый эвристический потенциал. Знаменательно, в частности, само недавнее возникновение термина histoire croisée («перекрестная» или «переплетенная» история), при- званного обозначить новую парадигму, которая в отличие от тради- ционной компаративной истории, работающей в режиме синхронии, отдает приоритет изучению динамики межкультурных интеракций, как между разными обществами, странами, регионами, так и между интеллектуальными традициями и научными дисциплинами [De la comparaison à l’histoire croisée / Sous la dir. de M. Werner et B. Zimmermann. P., 2004]. Параллельно и иногда альтернативно употребляются и обсуждаются другие близкие по содержанию поня- тия, прежде всего так называемая связанная история [The Making of the Modern World: Connected Histories, Divergent Paths / Ed. by R. W. Strayer. N.Y., 1989]. В последнее десятилетие компаративная история переживает «второе рождение», новый смысловой сдвиг, сопровождаемый переопределением исследовательских задач и ба- зовых принципов. «Новая компаративная история» (в разных верси- ях) преодолевает («пересекает») границы априорно устанавливае- мых национальных, региональных и даже локальных контекстов, сосредоточивает внимание на существующих множественных взаи- мосвязях, взаимообменах и взаимовлияниях между сравниваемыми объектами и их культурно-историческими контекстами, нередко ис- пользуя для концептуализации изучаемых явлений понятие «куль- турного переноса/трансферта» (отсюда – histoire des transferts) и вы- являя его медиаторов.
Конечно, глобальная и мировая история сегодня – это не кол- лекция национальных и региональных нарративов. Сторонники но- вых макроисторических подходов имеют разные точки зрения по многим важным вопросам, включая периодизацию мировой истории, баланс между западными и незападными обществами в разные пе- риоды истории, соотношение между глобальной и региональными или национальными историями, но сходятся в понимании насущной необходимости особой формы истории для исследования глобаль- ных процессов в их исторической ретроспективе. Могут ли глобальные модели пронизывать всю сферу человеческих отношений? Нет, т.к. а) наше знание о про- шлом ограничено нашим незнанием будущего, важное сегодня может обернуться тривиальностью в будущем и наоборот; б) всякое крупное историческое явление – сложное образование, различные аспекты кото- рого требуют разных исследовательских подходов; любая теория или модель устанавливает свой объем поля возможностей и механизм их реализации; в) обобщающие теории устаревают, взрываются новыми фактами и подвергаются корректировке, а иногда и полностью опро- вергаются. Тем не менее, они необходимы для апробации форм разви- тия исторического знания. Глобальная история – это история, «стремя- щаяся к глобальности, но никогда не могущая стать таковой».
Процессы выработки новой парадигмы истории оказались весьма сложными и противоречивыми. Но к началу XXI столетия стало ясно, что наиболее обнадеживающие перспективы открываются в тех направлениях, которые активно используют категорию культуры, включая культуру политическую.
[1] Пьер Нора (р. 17.10.1931, Париж) – французский историк, член Французской Академии с 07.06.2001, хорошо известный своими работами по идентичности Франции и памяти. Его имя связано с Новой историей. Он возглавляет Ассоциацию «За свободу истории», резко протестующую против появления во Франции новых законов, дающих оценку прошлому и мешающих историческим исследованиям. [2]Текст закона см.: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=LEGITEXT000006076185&dateTexte=vig [3] Полный текст доклада П. Нора см. на сайте Франко-Российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве. http://www.centre-fr.net/
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |