Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физиологические нормы питания детей



2016-09-17 584 Обсуждений (0)
Физиологические нормы питания детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих

по специальности «Педиатрия 060103»

 

Владикавказ, 2014 г.

Авторы:

Зав.каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.

Ассистент Худалова Ф.К.

Рецензенты:

Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент

Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор

Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА

Минздрава России

___________________________


Цель занятия:освоить основные принципы естественного вскармливания детей 1 года жизни с учетом современной программы; изучить принципы введения прикормов при естественном вскармливании; изучить принципы искусственного вскармливания.

Студент должен знать:

1. Актуальность проблемы грудного вскармливания;

2. Преимущества грудного вскармливания;

3. Состав женского молока;

4. Что такое прикорм; какие группы делятся продукты прикорма;

5. Показания к введению прикормов; признаки готовности ребенка к введению прикорма;

6. Оптимальные сроки введения первого блюда основного прикорма;

7. Актуальность проблемы искусственного вскармливания;

8. Классификацию искусственных смесей;

9. Современные требования к составу искусственных смесей.

Студент должен уметь:

1. Назначить долженствующий объем питания ребенку 1-го года жизни;

2. Рассчитать потребности в белках, жирах, углеводах и калориях;

3. Написать примерный рацион питания ребенку;

4. Выбрать искусственную смесь, необходимую для ребенка.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.

2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.

Дополнительная литература:

Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.

Ø Гигиена XXI век/ учебник/ ред. Г.И. Румянцев, М.: ГЭОТАР, 2009. – 605 с.

Ø «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ». - МР 2.3.1.2432 – 08.

Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.

Особенности обмена веществ и энергии растущего организма.

Физиологические нормы питания детей

В различные возрастные периоды обмен веществ меняется. В период роста и развития он характеризуется наибольшей ин­тенсивностью, что обеспечивает пластические и структурные процессы. Потребность в белке в период роста в расчете на единицу массы тела существенно больше, чем у взрослых.

Величина основного обмена у детей в 1,5—2 раза превыша­ет основной обмен взрослого человека. Относительная величи­на основного обмена (в килокалориях на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается: у детей 2-3 лет — 55, 6-7 лет — 42, 10-11 лет — 33, 12-13 лет — 34, у взрослых — 24.

Детский период характеризуется относи­тельно высоким расходом энергии. Энерготраты взрослого че­ловека в среднем составляют 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте 1-5 лет — 80-100 ккал, у подростков 13-16 лет —50-65 ккал.

Повышенные основной обмен и энерготраты у детей диктуют необходимость особого подхода к органи­зации их питания.

Обеспечение энерготрат в суточном рационе должно осуществляться за счет белков (около 14 %), жиров (около 31 %) и углеводов (около 55 %). Обеспечение пласти­ческих процессов организма и энергетических функций наибо­лее полно осуществляется при сбалансированном питании.

Рациональное соотношение белков и жиров в питании де­тей 1:1. Приблизительное содержание белков, жиров и угле­водов в пище 1:1:3 для детей младшего возраста и 1:1:4 старшего возраста.

Велика роль воды в питании детей. Это прежде всего обус­ловлено тем, что вода является составной частью клеток и тка­ней. Вода необходима и для выведения из организма конечных про­дуктов обмена. Дети теряют в сутки около 1,5-2 л воды. Дети 1-го года жизни в виде питья и с пищевыми продуктами дол­жны употреблять около 150 мл, дети 1-3 лет — 100 мл, 3-7 лет — 60 мл и старше — 50 мл воды на 1 кг массы тела.

Питание в период роста и развития меняется неоднократно (молозиво, грудное вскармливание, прикорм, постепенный переход к смешанной пище с расширением набора продуктов и способов их кулинарной обработки). На протяжении лактации состав женского молока меняется, отра­жая меняющиеся потребности ребенка. По степени зрелости грудное молоко делят на молозиво, переходное и зрелое молоко. Они от­личаются друг от друга по количеству нутриентов и биологическим свойствам. Молозиво выделяется в конце беременности и в первые дни лакта­ции (3-5 дней). К 3-5 дню жизни количество молока увеличивается, молочные же­лезы наполняются - это «приход», «прилив» молока. Такое молоко называется переходным, оно выделяется в течение 10-15 дней и по составу постепенно приближается к зрелому. Состав зрелого молока также меняется на протяжении периода лактации, поэтому донорское молоко матери, имеющей ребенка 2-го полугодия жизни, не будет полностью адекватным питанием для ре­бенка первых месяцев жизни.

Оптимальным видом питания для ребенка 1-го года жизни является вскармливание материнским молоком. Важнейшие свойства женского молока:

• оптимальный сбалансированный уровень всех необходи­мых ребенку пищевых веществ;

• высокая усвояемость организмом ребенка;

• широкий спектр биологически активных веществ и за­щитных факторов;

• содержание комплекса бифидогенных, оказывающих бла­гоприятное воздействие на микрофлору кишечника;

• низкая осмолярность;

• стерильность;

• оптимальная температура.

Грудное молоко отличается по со­ставу у разных матерей и даже у одной женщины в процессе корм­ления одной грудью. В начале кормления выделяется так называе­мое «раннее» (переднее) молоко. Оно богато водой, белком, лакто­зой, но бедно жиром, поэтому имеет голубоватый оттенок. Именно с ранним молоком ребенок получает необходимое ему количество воды. Затем выделяется «позднее» (заднее) молоко, обеспечиваю­щее энергетические потребности ребенка, так как в нем значитель­но больше жира. Чем активнее сосет ребенок, тем больше примесь «позднего» молока, поэтому важно не прекращать кормление слиш­ком рано, особенно у вяло сосущих детей. Считается, что содержание жиров к концу кормления действует как регулятор насыщения. При сцеживании молока из груди в основном выделяется «перед­нее» молоко и ребенок может недополучить необходимой энергии. Достоверно доказано, что человеческое грудное молоко превосходит все заменители, в том числе детские питательные. Состав человеческого грудного молока не постоянен, а изменяется во время кормлений, в зависимости от времени суток, а также в процессе лактации. Общий объем выработки материнского молока и потребления его ребенком чрезвычайно изменчив, и хотя, говоря о среднем потреблении молока грудными детьми, часто называют цифры 650–850 мл в день, величины могут колебаться от очень малых количеств до более одного литра в день, что почти целиком зависит от частоты и эффективности сосания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания увеличивается, достигая постоянного уровня 700–800 мл в день примерно через 1–2 месяца, после этого возрастает незначительно.

Белки женского молокавключают, в основном, сывороточные про­теины (70-80%), содержащие все незаменимые аминокислоты в опти­мальном для ребенка соотношении, а также казеин (20-30%). Содержащийся в грудном молоке казеин обладает химическими свойствами, которые позволяют ребенку легче переваривать его, чем казеин, содержащийся в молоке других млекопитающих. В противоположность этому, главный белок молочной сыворотки, присутствующий в коровьем молоке – это β-лактоглобулин, который не содержится в грудном молоке и который может вызывать отрицательную антигенную реакцию при кормлении им грудных детей.

Белки женского молока подраз­деляются на метаболизируемые (пищевые) и неметаболизируемые бел­ки (иммуноглобулины, лактоферрин, лизоцим), которые составля­ют 70-75% и 25-30%, соответственно. Аминокислоты грудного молока, в основном, входят в состав белков и пептидов, но в небольшом количестве они присутствуют в свободном состоянии. В женском молоке содержится значительное количество аминокислот с разветвленной цепью (валин, лейцин, изолейцин) и меньшее - ароматических аминокислот (фенилаланин, тирозин). Отно­сительно высоко содержание метионина и цистеина, которые находятся приблизительно в равных количествах. У детей первых месяцев жизни снижен синтез серосодержащей аминокислоты таурина, оказывающей существенное влияние на формирование и дифференцировку тканей центральной нервной системы, зрительного анализатора, синтез желч­ных кислот. Поэтому таурин является эссенциальной аминокислотой для детей первых месяцев жизни. Его содержание в грудном молоке ко­леблется от 35 до 50 мг/л.

В грудном молоке присутствуют нуклеотиды,на долю которых прихо­дится около 20% всего небелкового азота. Нуклеотиды являются исход­ными компонентами для построения рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеиновой кислот, им принадлежит важная роль в поддержании иммун­ного ответа, стимуляции роста и дифференцировки энтероцитов.

Нуклеотиды являются сложными биологическими веществами (биополимерами), основными строительными белковыми блоками, предшественниками дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот. Они впервые были обнаружены в грудном молоке около 30 лет тому назад. Нуклеотиды представляют собой низкомолекулярные соединения (нуклеиновые кислоты), состоящие из азотистых оснований – пуринов (аденозинмонофосфат (АМФ), гуанозинмонофосфат (ГМФ)) и пиримидинов (цитидинмонофосфат (ЦМФ), уридинмонофосфат (УМФ), инозинмонофосфат (ИМФ)), пентозного сахара (рибоза или дезоксирибоза) и от одной до трех фосфатных групп. Они входят в состав клеточного ядра (nucleus), отсюда и произошло их название – нуклеотиды. Энергетическая плотность грудного молока составляет приблизительно 280 кДж (67 ккал)/100 мл.

На долю жира приходится около 50% общей калорийности грудного молока. Основные компоненты жира грудного молока:триглицериды, фосфолипиды, жирные кислоты, стеролы. Жирнокислотный состав характеризу­ется относительно высоким содержанием незаменимых полиненасыщен­ных жирных кислот (ПНЖК), концентрация которых в женском молоке в 12-15 раз больше, чем в коровьем. ПНЖК составляют 11% от содержания всех жирных кислот грудного молока. Соотношение линолевой (w-6 ПНЖК) и а-линоленовой (w-3 ПНЖК) в женском молоке относительно постоянно и составляет 7(8) : 1. Эти ПНЖК - предшественники арахидоновой, эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирных кислот, которые являются важ­ными компонентами клеточных мембран; из них образуются различные классы простагландинов, лейкотриенов и тромбоксанов, они необходимы также для миелинизации нервных волокон и построения сетчатки глаз. Содержащиеся в молоке жиры также являются носителями для поглощения жирорастворимых витаминов А, D, Е и К.

Арахидоновая и докозагексаеновая жирные кислоты содержатся в не­большом количестве (0,1-0,8% и 0,2-0,9% от общего содержания жир­ных кислот (ЖК), соответственно) в женском, но практически отсутствуют в коровьем молоке. Поскольку способность детей первых месяцев жизни и, особенно, недоношенных, к образованию в организме этих незамени­мых жирных кислот из предшественников (линолевой и линоленовой ЖК) ограничена, то дети, находящиеся на искусственном вскармлива­нии, нуждаются в обогащении молочных смесей w-З жирными кислота­ми, одним из источников которых может служить рыбный жир.

Жиры женского молока перевариваются легче, чем жиры коровьего молока:

· во-первых - в большей степени эмульгированы;

· во-вторых - подвергаются воздействию присутствующего в женском моло­ке фермента липазы, участвующей в переваривании жирового компо­нента молока, начиная с ротовой полости.

Содержание холестерина в женском молоке относительно высоко и колеблется от 9 до 41 мг%, стабилизируясь к 15 суткам лактации на уровне 16-20 мг%. У детей на естественном вскармливании отмечается более высокий уровень холестерина, чем при использовании детских мо­лочных смесей. Холестерин необходим для формирования клеточных мембран, тканей нервной системы и ряда биологически активных ве­ществ, включая витамин D, стероидные гормоны.

Углеводыгрудного молока представлены в основном дисахаридом ß-лактозой (80-90%), олигосахаридами (15%) и небольшим количеством глюкозы и галактозы. В отличие от a-лактозы коровьего молока, ß-лактоза женского молока медленно расщепляется в тонкой кишке ребенка, частично доходит до толстой кишки, где метаболизируется до молочной кислоты, способствуя росту бифидо- и лактобактерий. Лактоза способ­ствует лучшему усвоению минеральных веществ (кальция, цинка, маг­ния). Галактоза, образующаяся при расщеплении лактозы, исполь­зуется для синтеза галактолипидов, необходимых для формирования центральной нервной системы, миелинизации нервных волокон и фор­мирования клеточных рецепторов.

Олигосахариды - углеводы, включающие от 3 до 10 остатков моносахаридов, не подвергаются расщеплению ферментами пищеварительно­го тракта, не всасываются в тонкой кишке и в неизмененном виде дости­гают просвета толстой кишки, где ферментируются, являясь субстратом для роста бифидобактерий. При этом происходит конкурентное тормо­жение развития условно патогенной флоры. Кроме того, олигосахариды женского молока способны выступать в качестве рецепторов для бакте­рий, вирусов (в т.ч. ротавирусов) и токсинов, тем самым блокировать их связывание с мембраной энтероцита. Рассмотренные функции олигосахаридов лежат в основе пребиотических эффектов грудного молока, в значительной мере определяя его протективное действие в отношении кишечных инфекций у детей грудного возраста.

Минеральныйсостав женского молока значительно отличается от ко­ровьего, в котором содержится в 3 раза больше солей, в основном, за счет макроэлементов.

Относительно низкое содержание минеральных веществ в женском молоке обеспечивает его низкую осмолярность и уменьшает нагрузку на незрелую выделительную систему. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор и магний. Остальные минеральные вещества являются микроэлементами и присутствуют в тканях организма человека в малых количествах. Десять из них в настоящее время отнесены к классу эссенциальных: желе­зо, цинк, йод, фтор, медь, селен, хром, молибден, кобальт и марганец. Установлено, что железо, кальций, магний, цинк усваиваются сущест­венно лучше из женского молока, чем из коровьего. Высокую биодоступность микроэлементов обеспечивают также транс­портные белки грудного молока, в частности, лактоферрин - переносчик железа, церулоплазмин - меди. Невысокий уровень железа в женском молоке компенсируется его высокой биодоступностью (до 50%).

Содержание микроэлементов в грудном молоке подвержено значи­тельным колебаниям. Недостаточность микроэлементов, являющихся регуляторами обменных процессов, сопровождается снижением адапта­ционных возможностей и иммунологической защиты, а выраженный их дефицит приводит к развитию патологических состояний: нарушению процессов построения костного скелета и кроветворения, изменению ос­мотических свойств клеток и плазмы крови, снижению активности ферментов.

В грудном молоке присутствуют все водо- и жирорастворимые вита­мины.Концентрация витаминов в молоке во многом определяется пита­нием кормящей матери и приемом поливитаминных препаратов. Однако следует подчеркнуть, что уровень витамина D в грудном молоке крайне низок, что требует его дополнительного назначения детям, находящимся на естественном вскармливании.

У детей чаще наблюдается полигиповитами­ноз, реже встречается изолированный дефицит одного из витаминов.

Кроме основных нутриентов, а также минеральных веществ и витами­нов, женское молоко содержит целый комплекс биологически активных соединений и защитных факторов, включая гормоны, ферменты (амила­за, диастаза, липаза, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа, фосфатазы, протеазы), факторы роста (эпидермальный, инсулиноподобный), стимулирующие рост и развитие, секреторный иммуноглобулин А, лизоцим, макрофаги, антитела, лактоферрин. Поэтому у детей, находя­щихся на естественном вскармливании, значительно реже возникают кишечные инфекции

Грудное вскармливание защищает грудных детей от инфекций посредством двух механизмов:

Во-первых, оно снижает или устраняет воздействие болезнетворных бактерий, передаваемых с зараженными продуктами питания и напитками.

Во-вторых, грудное молоко содержит противомикробные факторы и другие вещества, которые укрепляют незрелую иммунную систему и защищают пищеварительную систему новорожденного ребенка, тем самым создавая защиту от инфекций, в частности, инфекций желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Молозиво (молоко, вырабатываемое в первые несколько дней после родов) особенно богато защитными белками. Основными иммуноглобулинами в грудном молоке являются секреторный иммуноглобулин А и лактоферрин. Первый действует на поверхностях слизистой оболочки и защищает их от повреждения поглощенными микробными антигенами. Второй является связывающим железо белком, который конкурирует с бактериями за железо, снижая жизнеспособность бактерий и тем самым риск желудочных инфекций, в частности, вызываемых Escherichia coli и Stаphylococcus spp.

Грудное молоко также содержит много других защитных и трофических факторов, которые могут участвовать в защите и созревании пищеварительного тракта. Есть много подтверждений того, что исключительно грудное вскармливание в течение первых примерно 6 месяцев снижает младенческую заболеваемость и смертность!



2016-09-17 584 Обсуждений (0)
Физиологические нормы питания детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физиологические нормы питания детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)