Подготовка к измерениям. Проведение измерений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждено на заседании кафедры «Автомобильные дороги» 15.02.2016
«ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К выполнению лабораторных работ По дисциплинам «Эксплуатация дорог» и «Эксплуатация автомагистралей и специальных сооружений»
Ростов-на-Дону
УДК 625.7
Оценка эксплуатационного состояния автомобильных дорог: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплинам «Эксплуатация дорог» и «Эксплуатация автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений». – Ростов-на-Дону: РГСУ, 2016. – 32 с.
Рассмотрены методики сбора и обработки исходной информации для оценки транспортно-эксплуатационного состояния по методике ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог». Представлены требования к средствам измерения. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 270800.62 «Строительство», профиль подготовки «Автомобильные дороги» и специальности 271101.65 «Строительство уникальных зданий и сооружений» специализации «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений»
УДК 625.7
Составитель: канд.техн.наук, доц. С.С. Саенко инж. В.В. Акулов инж. В.Ю. Шаталов
Редактор Темплан г., поз..
Подписано в печать. Формат 60x84 1/16. Бумага белая. Ризограф. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 50 экз. Заказ Редакционно-издательский центр Ростовского государственного строительного университета. 344022, Ростов н/Д, ул. Социалистическая, 162 © Ростовский государственный строительный университет, 2016. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Целью дисциплин «Эксплуатация дорог» и «Эксплуатация автомагистралей и специальных сооружений» является получение студентами знаний по ремонту и содержанию автомобильных дорог и технологических сооружений на них, умений правильно оценивать фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и назначать ремонтные мероприятия для доведения его до нормативных требований. Данные методические указания предназначены для приобретения практических навыков по получению и обработке данных, являющихся исходными при оценке эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Эксплуатационное состояние – степень соответствия нормативным требованиям переменных (изменяемых) параметров автомобильной дороги. Ровность дорожного покрытия – это характеристика поверхности дороги, определенная наличием неровностей или отклонений фактической поверхности от проектной, вызывающих при проезде автомобиля колебание его колёс и кузова. Различают продольную и поперечную ровность (колейность). Средство измерений – техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени. Поверка – это совокупность операций и процедур, направленных на определение и подтверждение соответствия средств измерения и приборов установленным законодательством требованиям. Калибровка – это процедура установления зависимости между размерами измеряемых величин и показаниями приборов. Погрешность измерения – оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения. Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения. Точность средства измерений – степень совпадения показаний измерительного прибора с истинным значением измеряемой величины. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Оценка продольной ровности дорожных (аэродромных) покрытий с помощью нивелира и нивелирной рейки
Общие положения Степень ровности поверхности конструктивных слоёв дорожной одежды относится к числу важнейших показателей, характеризующих качество работ по устройству слоёв. От степени ровности поверхности слоя зависят: при устройстве конструктивного слоя одежды однородность толщины и степени уплотнения вышележащего слоя и в конечном счёте – однородность прочности одежды по длине и ширине проезжей части и связанная с ней долговечность одежды; при устройстве покрытия – комфортабельность и безопасность движения, производительность и себестоимость перевозок, динамические нагрузки на покрытие и одежду и связанная с ним долговечность покрытия и одежды. Цель работы Освоение методики оценки продольной ровности при помощи нивелира и нивелирной рейки и изучение требований к обеспечению ровности поверхности конструктивных слоёв в процессе их строительства и эксплуатации. 1.3. Требования к средствам измерения [1] Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528. Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником. Подготовка к измерениям. Проведение измерений 1. Согласно ГОСТ 30412-96 [1] Длина участка измерений должна быть не менее 400 м. Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5 - 1,0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток 5 ± 0,2 м. Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток. 2. Согласно СП 78.13330.2012 [3] Захватки в общем случае выбирают длиной 300-400 м. Суммарная длина захваток должна составлять не менее 10% длины сдаваемого участка дороги в однополосном исчислении, но не менее 300 м. Детальные измерения ровности следует проводить на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения. 1.5. Обработка данных и представление результатов измерений[1,4] По данным нивелирования вычисляют относительные отметки точек поверхности покрытия или основания дороги. По относительным отметкам точек поверхности покрытия определяют отклонения (амплитуды) этих точек от прямой линии, проходящей через предыдущую и последующую точки по формуле: , (1) где - относительная отметка точки, для которой оценивается отклонение; и - порядковые номера предыдущей и последующей точек соответственно. Для прямой длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 5 м и имеют порядковые номера и соответственно. Для прямой длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 10 м и имеют порядковые номера и соответственно. Для прямой длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки на 20 м и имеют порядковые номера и соответственно. - значение поправки согласно ГОСТ 30412-96 [1] (таблица 1.1), учитывающей радиус вертикальной кривой. Данное значение вводится при обработке измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги. Для значения радиуса кривых, не отраженных в ГОСТ 30412 [1], значение поправки можно вычислить по формуле: , (2) где - длина прямой между смежными точками, м; - радиус вертикальной кривой, м. Значение поправок для выпуклых кривых прибавляют к , а для вогнутых - вычитают из . Общее число полученных величин , следует принять за 100 % и с точностью до 0,1 % вычислить число величин меньше установленных СП 78.13330.2012 [3] и СП 121.13330.2012 [4]. Следует также найти наибольшую величину . При этом: для автомобильных дорог согласно СП 78.13330.2012 [3] 90 % определений должны быть в пределах указанных в табл. 1.2, а 10 % определений не должны превышать эти значения более чем в 1,5 раза; для аэродромов согласно СП 121.13330.2012 [4] результаты определений должны соответствовать требованиям, представленным в табл. 1.3.
Таблица 1.1 - Поправки к значениям при измерениях неровностей нивелиром (извлечение из ГОСТ 30412-96 [1], приложение Б)
Таблица 1.2 - Требования к ровности слоёв дорожных оснований и покрытий (извлечение из СП 78.13330.2012 [3], таблица 12)
Таблица 1.3 - Требования к ровности слоёв аэродромных оснований и покрытий (извлечение из СП 121.13330.2012 [4], таблица 7.1)
Нормативные документы 1. ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий. 2. ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. 3. СП 78.13330-2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 4. СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |