Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные свойства информационных технологий: целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени



2016-09-17 965 Обсуждений (0)
Основные свойства информационных технологий: целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Информационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая сбор, создание, обработку, организацию, хранение, поиск, распространение и использование информации.

Именно востребованная обществом информация (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео, анимационная) служит объектом и результатом информационной деятельности.

Информация (в ее социальном значении) воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Информация может существовать в форме сигнала (светового, звукового, электрического и др.), информационного сообщения (текстового, графического, речевого, визуального, аудиовизуального и др.), формализованных данных (символов, показателей, параметров и др.). Информация, зафиксированная на материальном носителе любым доступным человеку способом, является документированной (суть документом).

В процессе поиска, восприятия и усвоения информации человек осуществляет над ней некоторые действия – преобразования. Эти преобразования могут носить формальный характер (смена носителя информации, форматирование текста, тиражирование документа), либо касаться содержания информационного сообщения (перевод с иностранного языка, конспектирование лекции, редактирование текста, подготовка резюме, составление реферата). В зависимости от характера решаемых задач и квалификации исполнителя информационная деятельность может:

• являться основным видом профессиональной деятельности, осуществляться информационными работниками, обладающими специальной подготовкой, информационными знаниями и умениями;

• обеспечивать выполнение субъектом профессиональных функций, быть «включенной» в политическую, управленческую, научную, проектную, коммерческую, педагогическую и иную деятельность;

• осуществляться в режиме информационного самообслуживания – для удовлетворения учебных, самообразовательных, досуговых, бытовых и иных запросов.

Таким образом, в структуре информационной деятельности можно выделить две относительно самостоятельные сферы:

• информационное производство;

• информационное самообслуживание.

Сосредоточим свое внимание на информационном производстве, т. к. сфера информационного самообслуживания лежит за пределами изучаемого курса.

Информационное производство – область профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей общества в информации путем ее создания, переработки, организации и распространения. Целью информационного производства является формирование информационного ресурса общества и организация доступа к нему.

Осознание значимости информационной деятельности в жизни человека и общества привело к формированию понятия «информационная технология». В русскоязычной научно-технической литературе оно получило распространение в середине 80-х гг. XX в. Первоначально его значение связывали исключительно с развитием компьютерных технологий, с разработкой автоматизированных информационных систем и программно-технического обеспечения. На рубеже 1990-х гг. это положение было закреплено в отечественных и международных стандартах группы «Информационная технология», регламентирующих создание и сопровождение автоматизированных информационных систем и программных средств. Однако постепенно пришло осознание необходимости распространения технологического подхода на все сферы информационного производства в целях обеспечения его эффективности, расширения номенклатуры и повышения качества производимых продуктов и услуг.

Оставаясь многозначным понятием, информационная технология может быть определена:

в прикладном значении (применительно к сфере информационного производства) – как способ производства информационных продуктов и услуг требуемого качества и количества с оптимальными для данных условий и времени затратами;

в расширительном толковании – как совокупность рациональных методов и средств информационной деятельности, обеспечивающих гарантированный результат.

На самом общем уровне технологические представления об информационном производстве можно выразить схемой (рис. 2).

 
 

 


Рис. 2.Общая схема информационного производства

 

К сфере информационного производства могут быть отнесены предприятия, учреждения, организации и службы, предметом деятельности которых является информация, а конечным продуктом – информационные продукты и услуги. Специфика данного производства заключается в том, что оно связано с созданием и доведением до потребителей интеллектуальных и духовных ценностей (информации, т. е. заключенных в ней смыслов и знаний).

Современному информационному производству присущи тенденции дифференциации (специализация на отдельных видах деятельности) и интеграции (создание многопрофильных информационных комплексов). Самостоятельный сектор информационной экономики составляют отрасли производства и реализации информационной продукции в печатной и электронной форме (издательское дело, рынок программных продуктов и баз данных [БД], средства массовой информации). Отдельные учреждения и социальные институты (библиотеки, архивы, копировально-множительные службы, книготорговые организации, учреждения связи и др.) специализируются преимущественно на информационном сервисе – удовлетворении информационных запросов потребителей. Причем доля услуг на мировом информационном рынке составляет более 60 % и неуклонно возрастает. Наконец, существуют информационные учреждения, которые производят собственную информационную продукцию и предоставляют на ее базе широкий спектр информационных услуг (органы НТИ, фирмы-агрегаторы БД, центры анализа информации, рекламные агентства, справочные службы и др.). Сочетание «производственных» и «сервисных» функций – еще одна особенность информационного производства.

Современное информационное производство опирается на солидную материальную базу. Техническое оснащение информационного производства обеспечивается развитой индустрией информационной техники: компьютеров, потребительской электроники, средств связи, офисного, полиграфического, коммуникационного оборудования, систем обеспечения бизнеса, управления, образования и т. п. Созданы предпосылки для перехода к индустриальным (применяемым в массовых масштабах, машинным) способам поиска, обработки и передачи информации. Обеспечить эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах призвана информационная индустрия.

Информационная индустрия отрасль экономики, связанная с созданием, переработкой, организацией и распространением всех видов информации, производством необходимых для этого программно-технических средств (табл. 2).

Таким образом, информационная индустрия является многономенклатурной отраслью экономики, которая производит:

• технические средства (компьютерная техника, телефоны, радиоприемники, магнитофоны, музыкальные центры, видео- и кинокамеры, телевизоры, плееры и др.);

• носители информации (дискеты, оптические диски, видео-, аудиоленты и др.);

• телекоммуникационное оборудование и сети (кабели, провода, спутники, линии передач, телекоммуникационные сети и др.);

• информацию в виде текстовых, графических, звуковых, аудиовизуальных, тактильных, мультимедийных документов и организованных информационных массивов (базы и банки данных, библиотечные и архивные фонды, документохранилиша, информационно-поисковые системы и т. п.);

• программное обеспечение, позволяющее пользователям манипулировать данными, получать доступ и работать с большими массивами информации;

• стандарты, межсетевые протоколы и соглашения, обеспечивающие унификацию информационного производства, взаимодействие между информационными системами и сетями, защиту информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения.

 

Таблица 2

 

Информационная индустрия
Производственные отрасли Сервисные отрасли
Производство информационной техники: проектирование, изготовление и реализация компьютеров и периферийного оборудования, средств связи; телекоммуникационного оборудования, потребительской электроники, аудиовизуальной техники, копировально-множительной техники; оргтехники и др. Сервисное обслуживание информационной техники: монтаж, наладка, техническое обслуживание, ремонт, консультационные и посреднические услуги и др.
Производство программного обеспечения: проектирование, разработка, тестирование, тиражирование и реализация программных средств Сервисное обслуживание программного обеспечения: установка, сопровождение, обучение пользователей, консультационные услуги, доработка в соответствии с пожеланиями заказчика и др.
Информационное производство: создание информационных продуктов различного содержания и назначения в учреждениях информационной сферы; создание и обработка информации в различных сферах управления, экономики, образования, культуры, искусства и др.   Информационный сервис: удовлетворение информационных запросов пользователей в библиотеках, архивах, музеях, справочных, консультационных информационных службах, услуги связи, защита информации от искажений и несанкционированного доступа и др.

Информационные технологии характеризуются следующими свойствами:

1. Целесообразность. Внедрение ИТ не является самоцелью. ИТ реализуется с целью повышения эффективности производства (или иной деятельности) путем автоматизации тех бизнес-процессов, в которых большую роль играет надежность, своевременность и полнота информации.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности (операций), достигающих значимых для организации результатов. Примеры бизнес-процессов: закупка сырья, набор студентов, верстка номера газеты, принятие закона.

2. Системная полнота или целостность процесса. Процесс включает все элементы, обеспечивающие необходимую завершенность действий человека в достижении поставленной цели.

3. Регулярность процесса и высокая степень расчлененности его на однозначные фазы (стадии, этапы). Однозначность фаз позволяет применять средние величины при их характеристике, а значит, осуществить стандартизацию и унификацию.

4. Взаимодействие с внешней средой.


 



2016-09-17 965 Обсуждений (0)
Основные свойства информационных технологий: целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные свойства информационных технологий: целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (965)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)