Тема: Выделение человека из животного мира и неолитическая революция
Цель: дать студентам общее представление об истории первобытного общества. План: 1. Антропосоциогенез и его факторы. 2. Основные этиапы антропосоциогенеза. 3. Жизнь человека в эпоху палеолита. 4. Неолитическая революция: причины и последствия. История, как известно, изучает прошлое человека и общества. В частности, историческую науку интересуют условия их появления. Процесс зарождения, развития человека и общества называется антропосоциогенезом: антропогенез – процесс зарождения и развития человека, социогенез – зарождение и развитие общества. В исторической науке выделяют следующие его факторы: 1) Фактор естественного отбора. Согласно учению Ч. Дарвина, в природе господствует закон естественного отбора: выживает сильнейший, то есть тот, кто быстрее всех смог адаптироваться к окружющей среде; 2) Трудовая теория. Ф. Энгельс, создавая свое учение, опирался на теорию Ч. Дарвина. Как считал Энгельс, древнейшие предки человека были вынуждены заняться трудовой деятельностью. Труд он рассматривал в единстве с сознанием, мышлением и речью; 3) Радиация, которая является сильнейшим мутогенным фактором. Ученые обратили внимание, что тот регион, где происходил антрпосоциогенез, является регионом повышенной радиоактивности. По археологическим данным, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий – смен полюсов Земли, которые происходят раз в сотни тысяч лет. Суть геомагнитных инверсий состоит в том, что один раз в сотни тысяч лет происходит смена полюсов Земли, то есть северный и южный полюс меняются местами, в результате чего повышается уровень радиации из-за воздействия космических лучей. Возможно, именно радиация вызвала изменения в анатомии, что и привело к появлению человека; 4) Среди факторов антропосоциогенеза – табуирование – введение системы запретов. В первую очередб эти запреты касались половых отношений. Ученые предполагают, что вначале у человекообразных обезьян – гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя самок всей группы. У древних людей половые отношения – форму промискуитета – беспорядочные половые отношения, при которых каждый мужчина считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия – запрет на вступление в брак внутри родовой общины; 5) Прямохождение, освободившее передние конечности для трудовой деятельности. Антропогенез – длительный процесс. Согласно данным исторической науки, он продолжался около трех миллионов лет. За это время в природе не раз происходили радикальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои потепления и похолодания. Таким образом, в исторической науке нет единой точки зрения относительно фактров антопосоциогенеза. Однако отметим, что современная генетика отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. Как известно, сильнейшим мутогенным фактором является радиация.
История первобытного общества делится на эпохи. В основе деления – материал изготовления орудий труда. Исследователи выделяют каменный век, который подразделяется на палеолит, мезолит и неолит; бронзовый век, железный век. Кратко история антропосоциогенеза, опираясь на сведения ахеологии и антропологии, может быть представлена в следующем виде: 1) В Восточной Африке и на Аравийском полуострове были найдены останки общих предков обезьян и человека. Датировка – 30-40 млн лет назад; 2) В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека – австралопитека. Возраст останков – 4 – 5,5 млн лет. Австралопитеки, скорее всего, не умели изготовлять орудий из камня; 3) В Восточной Африке найдены останки древнейшего человека, который умел изготавливать орудия труда. В исторической науке он получил название человек умелый – homo habilis. Наиболее характерными орудиями человека умелого являлись каменные гальки. Датировка – 2,6 млн лет; 4) В Восточной Африке найдены останки древнейшего человека, который был уже прямоходящим. В исторической науке он получил название homo erectus – человек прямоходящий. Возраст останков – 1,7 млн лет назад. Человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достоаточно велик. Человек прямоходящий – первый человек, который вышел за пределы Африки. Возрастом около 1 млн лет датируются останки древнешего человека, наеденных в Европе и Азии. Это: останки древнейшего человека, найденных на острове Ява – питекантроп, или обезяночеловек, а также фрагменты останков недалеко от Пекина – синантропы – китайские люди. Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад; 5) На смену человеку прямоходящему пришел человек разумный – homo sapiens. Существовало два вида человека разумного: а) неандертальцы – появились около 130 тыс. лет назад и заселили всю Европу и значительную часть Азии. Низкий лоб, валик. Главная особенность: наличие захоронений. В Ираке, в пещере Шанидар – девять скелетов неандертальцев. Рядом – изделия из камня, остатки цветов. Вывод: религиозные прнедставления, мышление, речь, социальная организация; б) кроманьонцы (останки древнейших людей в Кроманьоне, во Франции). 40-35 тыс. лет назад неандертальцы уступили место кроманьонцам. Дальнейшая эволюция – к появлению человека современного вида. С появлением кроманьонцев заканичвается процесс антропогенеза.
О социальных отношениях в эпоху палеолита судить сложно: фрагментарность исторических источников, отсутствие письменности. Этнографические сведения могут помочь лишь частично: даже самые отсталые племена (австралийские аборигены, бушмены) находились на этапе мезолита. Историки предполагают, что первые люди жили небольшими группами. Этнографы выделили следующие типы социальных отношений: 1) «первобытный коммунизм»: равенство членов группы, взаимовыручка, в авторитете – опытные и умные; 2) система доминирования: вожди и их приближенные доминируют над остальными членами группы. На основе археологических, этнографических источников – предположение: кроманьонцы жили родовыми общинами или родами. Род – это основа общественной организации первобытного человека, коллектив кровных родственников, которые вели свое происхождение от общего предка. Численность родовой общины – 100 – 150 человек. Родовые общины объединились в племена. Первоначально в племени – два рода, затем – гораздо больше. В качестве материала для орудий труда кроманьонцы использовали кремень. Делали рубило, скребки. В эпоху палеолита – половозрастное разделение труда. 40 тыс. лет назад началось заселение Америки. Первобытные люди много знали о мире: о повадках животных, делали хирургические операции, в частности, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль. Наблюдение за природными явлениями, размышления о жизни людей – к появлению религии. С религией связано первобытное искусство. Религия и искусство – один из способов осмысления мира. Памятники палеолита – наскальная живопись. Пещерные рисунки – 30 – 20 тыс. лет назад. Искусство представлено и скульптурой: фигурки животных из кости и камня, палеолитические венеры – статуэтки женщин, 5- 15 см в длину, обычно обнаженных. Статуэтки – в Западной Европе, под Воронежем, в Прибайкалье. Неолитическая революция – это коренные изменения, коренной переворот в обществе, который произошел в неолите – новом каменном веке, и выразившийся в том, что около 10-11 тыс лет назад на смену присваивающему хозяйству (охота, собирательство, рыболовство, бортничество) пришло производящее хозяйство (земледелие, скотоводство). Люди начали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты, зависимость от природы уменьшилось. Причины неолитической революции: 1) Объективная причина - экологический кризис - климатические изменения. Около 12 тыс лет назад закончилось оледенение, началось потепление, вымерли мамонты и другие крупные животные, загонная охота стала не нужна, в эпоху мезолита – лук и стрелы, ловушки, капканы, бумеранг, резкое сокращение численности животных, засуха, животные стали заходить в поселдения людей, люди стали искать новые источники существования; 2) Появление новых орудий труда, наблюдательность людей, то есть развитие их сознания, мышления – субъективный фактор. Например, был изобретен серп, который изготавливался из дерева, кости, камушек (микролиты); люди начали приучать, одомашнивать животных – начался процесс домисификации. Собака была одомашнена в эпоху палеолита, в 10 – 9 тыс. до н.э. – овцы и козы, в 8 – свиньи и коровы. Значение неолитической революции: зародилось производствот или производящее хозяйство. Последствия неолитической революции: 1) Появился прибавочный продукт, сельское хозяйство; 2) Развивалось ремесло (изобретение гончарного круга); 3) Появилась ирригационная система – оросительные сооружения для полива полей; 4) Произошло первое разделение труда (отделение земледелия от скотоводства), второе разделение труда (отделение ремесла от земледелия и скотоводства), третье разделение труда (выделение торговли); 5) Дальнейшее развитие техники и технологий: появление изделий из меди, железа; 6) Период мезолита и неолита – эволюция социальных отношений: на смену родовой общине пришла соседская община. Жилище, орудия труда, рабочий скот – собственность отдельных семей. Однако пахотная земля, иная земля – в общинной собственности. На пашне – отдельная семья, но расчиска полей, ирригационные работы – все члены сосоедской общины; 7) Стали создаваться предпосылки для появления государств: наростало неравенство в сфере управления, племена – в союзы племен, вожди – концетрация власти, сосредоточение в своих руках жреческих функций, рост межплеменных войн, появление рабства; 8) Зарождение городов (8 тыс до н.э. – древнейшее поселение – Палестина, Малая Азия). Дома из глины, улиц не было, двери – на крыше домов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3125)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |