«Диалектика – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворённого им окружающего мира», -
Г.Гегель
- смысл диалектики в том, что:
-всё – Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы, явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, молодость и старость и т.д.);
- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире, т.е. основа всеобщего существования и развития.
- механизм развития (от абстрактоного к конкретному):
- существует определённый тезис (утверждение, форма бытия);
- данному тезису всегда находится антитезис –его противоположность;
- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис всё более и более высокого уровня.
- в качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Г.Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии.
- по Г.Гегелю, противоречие не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Философия духа по Г.Гегелю:
- дух имеет три разновидности:
- субъективный дух –душа, сознание отдельного человека («дух для себя»);
-объективный дух –следующая ступень духа, «духа общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея порядок взаимоотношения между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство;
- абсолютный дух –высшее проявление духа, вечно действительная истина.
- выражение абсолютного духа:
- искусство –непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства;
- религия– антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения;
- философия– синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи, Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Это – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным духом самого себя, соединение начала абсолютной идеи с её концом, высшее знание.
- предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, идолжен включать в себя:
- философию природы;
- антропологию;
- психологию;
- логику;
- философию государства;
- философию гражданского общества;
- философию права;
- философию истории;
- диалектику – как истину всеобщих законов и принципов
- история – процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком всё большей и большей свободы;
- в связи с этим Г.Гегель делит всю историю человечества на три большие эры:
- Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.) – период истории, когда в обществе осознаёт себя, пользуется свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами;
- Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей;
- Германская эра – современная Г.Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Социально-политические взгляды Г.Гегеля:
- государство – форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощённый Бог);
-право – наличное бытие свободы (её воплощение);
-общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
-противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса;
-противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
-«вечный мир» приведёт к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Г.Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Всё разумное действительно, а всё действительное разумно.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...