Философские воззрения великих русских писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого
Русская философская мысль XIX века развивалась в значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. По выражению философа А.Ф.Лосева, художественная литература является «кладезем самобытной русской философии». В литературе глубоко затрагивались вопросы о мире и бытии человека в нём, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Особенностью русской художественной литературы является также её психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, поиску им себя в этом мире, смыслу его жизни и призванию. Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) богата внешними трагическими событиями, но ещё больше событиями внутренней, духовной биографии. Роковым для писателя годом был 1849г. – год ареста и приговора к смертной казни за участие в собраниях тайного кружка петрашевцев. И хотя к этому времени 28-летний Ф.М.Достоевский был уже известным писателем, он десять лет провёл на каторжных работах и солдатчине, которыми была заменена смертная казнь. Для Ф.М.Достоевского это был тяжелейший удар судьбы. Вместе с тем, как для художника – страшный, но уникальный бесценный опыт, без которого не было бы, скорее всего, великих творений писателя, его гениальных романов. На рубеже 50-60-х гг. начинается вторая, самая плодоносная полоса творчества писателя. Совершается гигантская внутренняя работа гениального художника и мыслителя, охватившая по времени последние 20 лет его жизни. В эти годы написаны его вершинные произведения, романы «Преступление и наказание». «Униженные и оскорблённые»», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Записки из мёртвого дома», «Братья Карамазовы». Действие романов писателя имеет точную прописку в пространстве и времени. Вместе с тем мир Ф.М.Достоевского: чувства и страсти, переживаемые героями, - имеет общечеловеческий, вневременной смысл. Самое сложное, самое противоречивое явление в мире – человек, за душу которого, по мысли Ф.М.Достоевского, вечно борются Бог и дьявол.
Ф.М.Достоевский считал, что у России великая судьба и великое будущее. Её высшая сила – в чувстве мирового братства: не мечом, а открытым сердцем, пониманием другой души возглавить великое дело культурного объединения Европы. Это путь для страны, для народа. Для индивида, для личности – это путь религиозно-нравственный, путь длительной любви и всепрощения. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий писатель, автор гениальных реалистических произведений, среди которых особой славой пользуются его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Художественные творения Л.Н.Толстого, как и творения Ф.М.Достоевского, глубоко философичны. Но у Л.Н.Толстого немало и собственно философских трудов религиозно-философского, этического, эстетического, педагогического и социально-политического содержания. Его литературная деятельность длилась почти 60 лет – с 1851г. до последних дней жизни. Эпоха Л.Н.Толстого – это и эпоха России, эпоха первых 50 лет её пореформенного развития. Именно в это время величайшая крестьянская страна делала выбор, решала свою судьбу: идти ей или не идти по пути Запада, т.е. по пути капитализма. Л.Н.Толстой был одним из самых убеждённых и непреклонных противников буржуазного «прогресса», перенося эту критику и на такие завоевания современной цивилизации, как наука и культура. К концу жизни обострились, вплоть до открытого конфликта, отношения Л.Н.Толстого с государством и русской православной церковью, которую он рассматривал как одно из государственных учреждений самодержавной власти. Итогом жизни Л.Н.Толстого – была созданная им религиозно-философская доктрина – толстовство.
За свои взгляды на религию в 1901г. Л.Н.Толстой был отлучён от церкви (предан анафеме). Вместе с тем Л.Н.Толстой был религиозным, христианским мыслителем. Его идеалы очень близки идеалам раннего христианства. Принимая полностью нравственное учение Христа, Л.Н.Толстой не принимал богословскую догматику. Из европейских философов на Л.Н.Толстого особенно сильное, глубокое влияние оказали Ж.-Ж.Руссо и А.Шопенгауэр. Граф, аристократ, выходец из высших слоёв общества, Л.Н.Толстой глубоко и трагически переживал своё вынужденное отчуждение от народа, свою невольную вину перед ним. Идеалом Л.Н.Толстого было возвращение в старые добрые времена, к временам патриархального крестьянского уклада.
Русская религиозная философия существует практически во всей истории русской общественной мысли, начиная с введения христианства в Киевской Руси, но её расцвет пришёлся на конец XIX – начало XX века. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный уклад, а в центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В этой философии осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд социальных вопросов. Центральной фигурой в русской религиозной философии XIX века является Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) – философ, поэт, публицист. Он родился в семье выдающегося русского историка С.М.Соловьёва. Среднее образование получил в московской гимназии, высшее – в Московском университете, сначала на естественном факультете, а затем на историко-филологическом, который окончил в 1873г., а затем в течение года учился в Московской духовной академии. В 1874г. защитил магистерскую диссертацию и был избран профессором МГУ по кафедре философии. Летом 1875г. он уехал для научных занятий в Лондон, а потом на несколько месяцев – в Египет. Возвратившись в Россию в 1876г., вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877г. покидает университет и поступает на службу в Учёный комитет Министерства народного просвещения. Его основные работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов», «Философские начала цельного знания», «Чтения о богочеловечестве», «Критика отвлечённых начал», «Оправдание добра. Нравственная философия», «Теоретическая философия» и др. В.С.Соловьёвым была заложена традиция русской философии Всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом, чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью и жизненным достоинством.
Принцип всеединства – оригинальный и глубоко продуманный принцип нашей философии, обогативший сокровищницу мировой философской мысли. Как центральная фигура в российской философии В.С.Соловьёв оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк и др.), которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление. Философия В.С.Соловьёва нашла понимание у современников лишь в узкой интеллигентской среде. В наши дни ею интересуются в основном специалисты. В истории философского идеализма в России В.С.Соловьёв получил известность благодаря систематичности и широте своих философских построений. Без трудов В.С.Соловьёва понять последующую русскую религиозно-идеалистическую мысль невозможно. Для второй половины XIXв. характерен бурный рост революционных настроений, религиозное мировоззрение уступило место материализму и воинствующему атеизму. Однако к началу XXв. интерес к проблемам религии, нравственности, национальных ценностей начинает возрождаться и постепенно захватывает всё более широкие слои мыслящих людей. Некоторые философы – Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк – в своё время начавшие свой путь с увлечения марксизмом, в итоге пришли к религиозной традиции и учению В.С.Соловьёва, заложив своими трудами основы философии русского религиозного ренессанса. Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) - философа и публициста. В 1894г. он поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешёл на юридический. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении, за что был исключён из университета и выслан на 3 года в Вологодскую губернию. В 1904-1908гг. жил в Петербурге, с 1908г. – в Москве. В первых литературных работах примыкал к «легальному марксизму», затем стал противником учения К.Маркса. Член религиозно-философского общества в Москве, организатор Вольной академии духовной культуры в Москве в 1919г. Преподавал философию в Московском университете. После нескольких арестов в 1922г. выслан за границу. С 1924г. жил во Франции, был профессором Русской религиозно-философской академии в Париже. Основал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Его основные труды: «Философия свободы», «Душа России», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «Философия неравенства», «Философия свободного духа» и др. Философия Н.А.Бердяева, по его словам, антропологична, будучи обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, а себя философ часто называл «очень русским философом».
Творчество Н.А.Бердяева ещё только начинает осваиваться в нашей стране, т.к. его труды начали издаваться в России с начала 90-х гг. XXв.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3753)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |