Организационно-методичекие данные дисциплины
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАНХ и ГС) Факультет «Институт менеджмента и маркетинга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ
Автор: преп. Шевчук Мария Александровна Дополнение: доцент Мостицкая Н.Д. Направление: 221400.62 «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» Профиль: «Управление качеством в производственно-технологических системах» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: очная
Москва 2014 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Эта дисциплина изучается в третьем семестре обучения. Для изучения данной дисциплины специальной подготовки не требуется. Учебная дисциплина «Философия» даёт понимание науки в целом и показывает связь с другими науками, такими как: «История», «Экономика», «Социология», «Политология», «Правоведение», «Психология», «Организационное поведение», «Культурология», «Математика», «Физика», «Экология», «Математическая логика», «Концепция современного естествознания», «Менеджмент», «Маркетинг», «Механика» и др. 2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов системного представления о мире и о месте человека в нём, а также ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения, детальный анализ базовых теоретических разделов философии на основе их рассмотрения в теоретико-методологическом и в историко-философском аспектах. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания; сформировать навыки историко-философского, компаративистского и логико-методологического анализа философской мысли; раскрыть возможности для самостоятельного изучения первоисточников, а также способствовать духовному и нравственному самосовершенствованию современной молодежи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения дисциплины студент должен знать: - эволюцию человеческого бытия и сознания, - философско-научную картину Мира; - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, - ориентироваться в мировом историческом процессе, - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; - использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - общаться, обсуждать задачи в студенческих рабочих группах, - логически верно воспринимать информацию, анализировать информацию, - аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, - ставить перед собой цель и достигать её; владеть: - культурой мышления. - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на социальные проблемы. - практикой научного анализа социально-значимых проблем и процессов; - способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности; - навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных
Должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции: (ОК-1) - способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; (ОК-2) - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организационно-методичекие данные дисциплины
4.2. Тематический план дисциплины
Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Философия и мировоззрение. Знание о мире и человеке и мировоззрение. Типология мировоззрений; Мифологическое и религиозное мировоззрение. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии; Особенности философских проблем, их истоки. "Вечное" и "преходящее" в философской проблематике; Функции философии. Взаимодействие философии и других форм культуры. Методологическая и критическая функции философии; Структура философского знания. Философия как учение о мире, человеке и месте человека в мире. Основные типы отношения человека к миру и их философское осмысление. Целостность философского знания. Взаимосвязь его основных компонентов.
Тема 2 Культурно-исторические типы философии
Тема 2.1. Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии. Возникновение философии. Переход от мифологического мировоззрения к мировоззрению философскому, его социально-историческая обусловленность; Развитие философии как философская проблема. Особенности преемственности и прогресса в развитии философии. Типология историко-философского процесса. Проблемно-тематическое единство философских учений; Космоцентризм античной философии, ее главные представители и историческое значение; Своеобразие становления и развития философии на Древнем Востоке.
Вопросы к семинару: 1. Космоцентризм как основа античного мировоззрения. 2. Специфика мифологического мировоззрение античности. 3. Майевтический метод Сократа в творчестве Платона. 4. Логика философской мысли. Сократ и софисты. 5. Философия Древнего Китая. 6. Буддизм как философская концепция.
Тема 2.2. От теоцентризма Средневековья к наукоцентризму философии Нового времени. Теоцентризм средневековой философии. Античная философия и христианская традиция. Тертуллиан. Философия Византии: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; Григорий Палама и учение исихазма. Рационализм и номинализм западноевропейского средневековья. Учение Бл. Августина. Проблема универсалий. Философия Фомы Аквинского; Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия (Н. Кузанский, Д. Бруно). Вопросы к семинару: 1. Специфика религиозного мировоззрения. 2. Средневековая философия: Византия и Западная Европа: сходство и отличие. 3. Теоцентризм Средневековой философии. Номиналисты и реалисты. 4. Гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения.
Тема 2.3. Философская классика XVII-XIX вв. Европейская философия ХVII-ХVIII вв: Наукоцентризм философии Нового времени. Научная революция ХVII в. Формирование механико-материалистической картины мира; Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.; Французские материалисты ХVIII о природе, обществе и человеке. Философская классика конца ХVIII вв.: Философия И. Канта. Идея активности субъекта познания. Постулаты практического разума; Система и метод философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Философия истории; Антропологическая философия Л. Фейербаха; Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Социальная философия, Проблема отчуждения. Вопросы к семинару: 1. Специфика научного мировоззрения. Этапы формирования научной мысли в эпоху Нового времени. Социально-политическая проблематика. 2. Эмпиризм и рационализм в творчестве мыслителей 17-19 веков. 3. Труды Канта и Гегеля как фундамент классической философии. Арпиоризм и агностицизм.
Тема 2.4. Отечественная философия XI-XX вв. Отечественная философия XI-XX вв: Предыстория русской философии. Философия Григория Сковороды. Особенности русской философии. Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева. Философия русского космизма. Ренессанс философской мысли рубежа XIХ-XX веков (П. Флоренский, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, С. Булгаков) Вопросы к семинару: 1. Истоки и традиции русской философии. 2. Русский ренессанс философской мысли «серебряного века». 3. Религиозная философия рубежа XIХ-XX веков
Тема 2.5. Философия в современном мире. Основные направления философии XX в., их истоки и отношение к классическому наследию; Антропологическая традиция (экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм); Аналитическая традиция. Логический позитивизм, лингвистическая философия; Философия на рубеже XX и XXI вв. Новые постановки классических проблем. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм. Вопросы к семинару:
Тема 3. Учение о бытии. Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна; Категория материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как ее всеобщее свойство; Идея развития в философии. Основные диалектические законы развития. Диалектика и метафизика; Детерминизм и индетерминизм, причинность и детерминизм. Типы и формы взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального мира; Понятие закона. Типы законов. Динамические и статистические закономерности. Категории необходимости и случайности, возможности и действительности, необходимости и свободы как отражение единой диалектико-противоречивой закономерной структуры мира; Мир как система взаимодействующих систем разных уровней организованности. Категориальные основания системного мышления. Вопросы к семинару: 1. Философские категории: бытие, движение, пространство, время и т.д.. 2. Принципы диалектики. 3. Идеализм и материализм: исторические формы. 4. Проблема единства мира в философии. Монизм и дуализм.
Тема 4. Проблема человека в философии. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и историческом процессе. Индивид – индивидуальность – личность; Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах; Свобода и ответственность в человеческой жизни; Человек в информационно-техническом мире. Вопросы к семинару: 1. Исторические формы антропоцентризма. 2. Проблема сущности и существования в человеческом бытии. 3. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
Тема 5. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Понятие идеального. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознательное, бессознательное и сверхсознательное. Сознание и искусственный интеллект; Познавательное отношение человека к миру. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания, проблема истины; Практика как основа познания и критерий истины; Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Вопросы к семинару: 1. Проблема сознания в философии. Идеальное как атрибутивная характеристика сознания. 2. Теории познания: отражение, рефлексия. 3. Феномен самосознания. 4. Проблема истины в философии (исторические примеры).
Тема 6. Социальная философия. Общество как межсубъектное взаимодействие, продукт человеческого общения и человеческой жизнедеятельности; Общество и природа; Основные подсистемы общественной жизни и их взаимосвязь; Гражданское общество и государство; Проблемы развития общества. Субъективное и объективное в общественном развитии; Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Вопросы к семинару: 1. Общество как предмет философского анализа, как саморазвивающаяся система, как история. 2. Структура общественной жизни. 3. Духовная жизнь общества. Взаимосвязь форм общественного сознания. 4. Сферы жизнедеятельности общества: социально-политическая, экономическая. 5. Функции социальной философии в системе управления обществом.
Тема 7. Нормы, ценности и идеалы человечества Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей; Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы, их сущность и назначение в обществе; Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей. Вопросы к семинару: Написание эссе по предложенной теме.
Тема 8 Философия науки и техники. Понятие науки. Периодизация истории науки. Существенные черты и признаки науки. Научное и вненаучное знание. Основные периоды в развитии науки. Научные революции и смена типов рациональности; Уровни, формы и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их особенности. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания; Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Этические проблемы науки и техники. Вопросы к семинару:
Тема 9 Будущее человечества и глобальные проблемы Развитие и прогресс человечества; Глобальные проблемы современности; Будущее и средства его прогнозирования. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Хантингтон «цивилизационный разлом». Вопросы к семинару: 1. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения. 2. Будущее человечества и реальный исторический процесс. 3. «Глобальная деревня»: перспективы развития современной цивилизации. 4. Философия общества и природы. Современные экологические проблемы и способы их решения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |