Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-методичекие данные дисциплины



2016-09-17 254 Обсуждений (0)
Организационно-методичекие данные дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(РАНХ и ГС)

Факультет «Институт менеджмента и маркетинга»

УТВЕРЖДЕНО
Директора факультета
  ______________________ /А.С. Сенин/
«_____» _________________ 2014 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

 

Автор: преп. Шевчук Мария Александровна

Дополнение: доцент Мостицкая Н.Д.

Направление: 221400.62 «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Профиль: «Управление качеством в производственно-технологических системах»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: очная

СОГЛАСОВАНО   Заместитель директора факультета   ____________________/ О.Ю. Милёшина/   «____» _______________________ 2014 г.  

 

Москва 2014


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Учебная дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Эта дисциплина изучается в третьем семестре обучения.

Для изучения данной дисциплины специальной подготовки не требуется.

Учебная дисциплина «Философия» даёт понимание науки в целом и показывает связь с другими науками, такими как: «История», «Экономика», «Социология», «Политология», «Правоведение», «Психология», «Организационное поведение», «Культурология», «Математика», «Физика», «Экология», «Математическая логика», «Концепция современного естествознания», «Менеджмент», «Маркетинг», «Механика» и др.

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов системного представления о мире и о месте человека в нём, а также ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения, детальный анализ базовых теоретических разделов философии на основе их рассмотрения в теоретико-методологическом и в историко-философском аспектах.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем и направлений философского знания; сформировать навыки историко-философского, компаративистского и логико-методологического анализа философской мысли; раскрыть возможности для самостоятельного изучения первоисточников, а также способствовать духовному и нравственному самосовершенствованию современной молодежи.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- эволюцию человеческого бытия и сознания,

- философско-научную картину Мира;

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности,

- ориентироваться в мировом историческом процессе,

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе,

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- общаться, обсуждать задачи в студенческих рабочих группах,

- логически верно воспринимать информацию, анализировать информацию,

- аргументированно и ясно строить устную и письменную речь,

- ставить перед собой цель и достигать её;

владеть:

- культурой мышления.

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на социальные проблемы.

- практикой научного анализа социально-значимых проблем и процессов;

- способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

- навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных

 

Должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:

(ОК-1) - способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

(ОК-2) - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Организационно-методичекие данные дисциплины

Вид учебной работы   Количество часов
Всего по учебному плану Семестры
Аудиторные занятия (всего):              
В том числе:                  
Лекции (Л)              
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия              
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП) -                
Контроль самостоятельной работы (КСР)                
Самостоятельная работа (всего):              
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы:              
Зач. ед.:              
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)     Доклад, эссе          
Экзамен 0,5     Экзамен          

4.2. Тематический план дисциплины

Наименование тем дисциплины Количество часов (в акад. часах и/или зач. ед.)
Лекции Практические занятия КСР Самостоятельн. работа Всего часов по теме
1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания.     -
2. Культурно-исторические типы философии.     -    
2.1 Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии. -
2.2 От теоцентризма Средневековья к наукоцентризму философии Нового времени. -
2.3 Философская классика XVII-XIX вв. -
2.4 Отечественная философия XI-XX вв. -
2.5 Философия в современном мире. -
3. Учение о бытии. -
4. Проблема человека в философии. -
5. Сознание и познание. -
6. Социальная философия. -
7. Нормы, ценности и идеалы человечества. -
8. Философия науки и техники. -
9. Будущее человечества и глобальные проблемы.  
Итого по курсу:  

Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания.

Философия и мировоззрение. Знание о мире и человеке и мировоззрение. Типология мировоззрений; Мифологическое и религиозное мировоззрение. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии; Особенности философских проблем, их истоки. "Вечное" и "преходящее" в философской проблематике; Функции философии. Взаимодействие философии и других форм культуры. Методологическая и критическая функции философии; Структура философского знания. Философия как учение о мире, человеке и месте человека в мире. Основные типы отношения человека к миру и их философское осмысление. Целостность философского знания. Взаимосвязь его основных компонентов.

 

Тема 2 Культурно-исторические типы философии

 

Тема 2.1. Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии.

Возникновение философии. Переход от мифологического мировоззрения к мировоззрению философскому, его социально-историческая обусловленность;

Развитие философии как философская проблема. Особенности преемственности и прогресса в развитии философии. Типология историко-философского процесса. Проблемно-тематическое единство философских учений; Космоцентризм античной философии, ее главные представители и историческое значение; Своеобразие становления и развития философии на Древнем Востоке.

 

Вопросы к семинару:

1. Космоцентризм как основа античного мировоззрения.

2. Специфика мифологического мировоззрение античности.

3. Майевтический метод Сократа в творчестве Платона.

4. Логика философской мысли. Сократ и софисты.

5. Философия Древнего Китая.

6. Буддизм как философская концепция.

 

Тема 2.2. От теоцентризма Средневековья к наукоцентризму философии Нового времени.

Теоцентризм средневековой философии. Античная философия и христианская традиция. Тертуллиан. Философия Византии: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; Григорий Палама и учение исихазма. Рационализм и номинализм западноевропейского средневековья. Учение Бл. Августина. Проблема универсалий. Философия Фомы Аквинского; Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия (Н. Кузанский, Д. Бруно).

Вопросы к семинару:

1. Специфика религиозного мировоззрения.

2. Средневековая философия: Византия и Западная Европа: сходство и отличие.

3. Теоцентризм Средневековой философии. Номиналисты и реалисты.

4. Гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения.

 

Тема 2.3. Философская классика XVII-XIX вв.

Европейская философия ХVII-ХVIII вв: Наукоцентризм философии Нового времени. Научная революция ХVII в. Формирование механико-материалистической картины мира; Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.; Французские материалисты ХVIII о природе, обществе и человеке.

Философская классика конца ХVIII вв.: Философия И. Канта. Идея активности субъекта познания. Постулаты практического разума; Система и метод философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Философия истории; Антропологическая философия Л. Фейербаха; Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Социальная философия, Проблема отчуждения.

Вопросы к семинару:

1. Специфика научного мировоззрения. Этапы формирования научной мысли в эпоху Нового времени. Социально-политическая проблематика.

2. Эмпиризм и рационализм в творчестве мыслителей 17-19 веков.

3. Труды Канта и Гегеля как фундамент классической философии. Арпиоризм и агностицизм.

  1. Основные проблемы философии марксизма.

 

 

Тема 2.4. Отечественная философия XI-XX вв.

Отечественная философия XI-XX вв: Предыстория русской философии. Философия Григория Сковороды. Особенности русской философии. Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева. Философия русского космизма. Ренессанс философской мысли рубежа XIХ-XX веков (П. Флоренский, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, С. Булгаков)

Вопросы к семинару:

1. Истоки и традиции русской философии.

2. Русский ренессанс философской мысли «серебряного века».

3. Религиозная философия рубежа XIХ-XX веков

 

 

Тема 2.5. Философия в современном мире.

Основные направления философии XX в., их истоки и отношение к классическому наследию; Антропологическая традиция (экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм); Аналитическая традиция. Логический позитивизм, лингвистическая философия; Философия на рубеже XX и XXI вв. Новые постановки классических проблем. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм.

Вопросы к семинару:

  1. Антропологическая традиция философии на рубеже XIХ-XX веков (З. Фрейда, К.-Г.Юнг, Э.Фромм).
  2. Неклассическая философия европейского общества конца ХIХ – начала ХХ вв.
  3. Проблема человеческого бытия в экзистенциальной философии.
  4. Философия науки и позитивизм. Основные школы позитивизма.

 

Тема 3. Учение о бытии.

Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна; Категория материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как ее всеобщее свойство; Идея развития в философии. Основные диалектические законы развития. Диалектика и метафизика; Детерминизм и индетерминизм, причинность и детерминизм. Типы и формы взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального мира; Понятие закона. Типы законов. Динамические и статистические закономерности. Категории необходимости и случайности, возможности и действительности, необходимости и свободы как отражение единой диалектико-противоречивой закономерной структуры мира; Мир как система взаимодействующих систем разных уровней организованности. Категориальные основания системного мышления.

Вопросы к семинару:

1. Философские категории: бытие, движение, пространство, время и т.д..

2. Принципы диалектики.

3. Идеализм и материализм: исторические формы.

4. Проблема единства мира в философии. Монизм и дуализм.

 

Тема 4. Проблема человека в философии.

Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и историческом процессе.

Индивид – индивидуальность – личность; Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах; Свобода и ответственность в человеческой жизни; Человек в информационно-техническом мире.

Вопросы к семинару:

1. Исторические формы антропоцентризма.

2. Проблема сущности и существования в человеческом бытии.

3. Проблема жизни, смерти и бессмертия.

 

Тема 5. Сознание и познание.

Сознание, самосознание и личность. Понятие идеального. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознательное, бессознательное и сверхсознательное. Сознание и искусственный интеллект; Познавательное отношение человека к миру. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания, проблема истины; Практика как основа познания и критерий истины; Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Вопросы к семинару:

1. Проблема сознания в философии. Идеальное как атрибутивная характеристика сознания.

2. Теории познания: отражение, рефлексия.

3. Феномен самосознания.

4. Проблема истины в философии (исторические примеры).

 

Тема 6. Социальная философия.

Общество как межсубъектное взаимодействие, продукт человеческого общения и человеческой жизнедеятельности; Общество и природа; Основные подсистемы общественной жизни и их взаимосвязь; Гражданское общество и государство; Проблемы развития общества. Субъективное и объективное в общественном развитии; Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Вопросы к семинару:

1. Общество как предмет философского анализа, как саморазвивающаяся система, как история.

2. Структура общественной жизни.

3. Духовная жизнь общества. Взаимосвязь форм общественного сознания.

4. Сферы жизнедеятельности общества: социально-политическая, экономическая.

5. Функции социальной философии в системе управления обществом.

 

Тема 7. Нормы, ценности и идеалы человечества

Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей; Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы, их сущность и назначение в обществе; Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.

Вопросы к семинару:

Написание эссе по предложенной теме.

 

 

Тема 8 Философия науки и техники.

Понятие науки. Периодизация истории науки. Существенные черты и признаки науки. Научное и вненаучное знание. Основные периоды в развитии науки. Научные революции и смена типов рациональности;

Уровни, формы и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их особенности. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания; Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Этические проблемы науки и техники.

Вопросы к семинару:

  1. Философия и наука: проблема взаимосвязи.
  2. Научное познание: специфика, формы, методы, инструментарий. Общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования.
  3. Философия техники. Технический прогресс как пространство становления личности.

 

Тема 9 Будущее человечества и глобальные проблемы

Развитие и прогресс человечества; Глобальные проблемы современности; Будущее и средства его прогнозирования. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Хантингтон «цивилизационный разлом».

Вопросы к семинару:

1. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

2. Будущее человечества и реальный исторический процесс.

3. «Глобальная деревня»: перспективы развития современной цивилизации.

4. Философия общества и природы. Современные экологические проблемы и способы их решения.

 



2016-09-17 254 Обсуждений (0)
Организационно-методичекие данные дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-методичекие данные дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)