САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА. 5.1. Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
5.1. Виды самостоятельной внеаудиторной работы: - написание реферата – 20 ак.ч.; - изучение материалов основной литературы – 10 ак.ч.; - повторение лекционного материала – 4 ак.ч.; - изучение материалов дополнительной литературы – 20 ак.ч. Рекомендации по подготовке реферата Реферативная работа выполняется студентом самостоятельно в течение семестра и представляется для защиты до экзамена. Реферативная работа должна быть завершена полностью, надлежащим образом оформлена и переплетена. Работа выполняется на листах стандартного размера (А4), текст печатается только на одной стороне каждого листа. Объем работы 20 листов, набранных шрифтом 14 размера Times New Roman, поля на листе слева – 2 см, справа, внизу, вверху – 1 см (машинописный стандарт), с полуторным межстрочным интервалом. По согласованию с преподавателем допускается рукописное оформление текста или электронная версия, предусматривающая процедуру свободного доступа и дистанционного обсуждения. Первый этап работы заключается в формулировке темы, ее согласования с преподавателем, в предварительном ознакомлении с темой, составлении списка доступной литературы, разработки структуры реферата. По мере накопления собственной базы данных и соответствующей информации, можно переходить к непосредственному составлению текста. Структура работы должна включать в себя следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (тематически разделенную на главы и параграфы), заключение, список литературы и использованных источников. Во введении обязательно должны присутствовать следующие пункты: актуальность работы; цели и задачи работы, краткий обзор использованных источников и научной литературы. В заключении реферата автор формулирует свои выводы и предположения, выносимые на защиту, авторскую позицию, выработанную в ходе работы над данной темой. Список научной литературы должен содержать не менее четырех источников, прочтенных и осмысленных автором выполняемой семестровой работы. Студент готовит презентацию своего доклада на защиту реферата в формате Power Point, объемом 5-7 листов. Преподаватель в ходе защиты реферата выявляет степень реального изучения заявленных в работе литературы и источников, степень разработанности темы автором, отражение презентацией структуру и основные смысловые пункты работы. Наиболее характерные недочеты, которые выявляются при проверке реферата: использование устаревшей информации, ненаучной литературы, ненаучный стиль речи. Скопированная информация из какого-либо справочника или учебника, с сайтов – «копилок рефератов» в Интернете или с лазерных дисков, а также отсутствие ссылок на литературу и источники, на адреса сайтов в Интернете в реферате будут считаться существенным недостатком.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Текущий контроль В процессе изучения курса студенты должны написать реферат, который оценивается в баллах и является составной частью итоговой оценки. За невыполнение задания ставится 0 баллов. Посещение одной лекции или семинара дает 1 балл. Отдельные баллы начисляются за активную работу на занятиях и посещаемость лекций. Шкала расчёта баллов приведена в Таблице 1:
Примерные темы рефератов: 1. Значение истории философии для современности. 2. Сравнительный анализ основополагающих мировоззренческих принципов западных и восточных философских систем. 3. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии. 4. Пифагор и пифагорейцы: единство философии, математики и мистики. 5. Исторические судьбы пифагореизма. 6. Специфика древнегреческого атомизма (на примере учений Демокрита и Левкиппа). 7. Значение понятия «атом» для истории науки. 8. Софисты и Сократ: история взаимоотношений. 9. Этический рационализм Сократа. Значение феномена Сократа для европейской философии и культуры. 10. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские аспекты. 11. Мировоззрение Платона. 12. Метафизика Аристотеля. 13. Этика и социальная философия Аристотеля. 14. «Энеады» Плотина и их влияние на становление христианского мировоззрения. 15. Гностики и их философско-культурологическое наследие. 16. Формирование нового образа человека в ранней христианской философии 17. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии. 18. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль западной Европы. 19. Философия Нового времени как философско-мировоззренческое прочтение ньютонианства. 20. Р. Декарт И.Ньютон: единство науки и философии. 21. Монадология Г. Лейбница: путь от механицизма к динамической картине мира. 22. Учение о «естественном состоянии человеческого рода», возникновении государства и собственности в философии Т.Гоббса и Дж. Локка. 23. Историческая роль философии Просвещения. 24. Особенности, перспективы и методологические ограничения эмпиристско-индуктивного метода Ф. Бэкона. 25. Немецкая классическая философия как философско-культурное образование. 26. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи. 27. Сущность «коперниканского переворота» в философии, совершенного И.Кантом. 28. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга. 29. Философия истории Гегеля. 30. Исторические судьбы философского наследия К. Маркса. 31. Специфика русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры. 32. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова. 33. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях. 34. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве. 35. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева. 36. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм). 37. Философия жизни как новая онтология и новый мистицизм. 38. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского. 39. Позитивизм в философии. 40. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на судьбы философии и искусства XX в. 41. Неокантианство и его критическая ревизия философии И. Канта. 42. Проблема «маленького человека» в экзистенциально ориентированной философии и литературе. 43. Проблема абсурда и ее отражение в философии А.Камю. 44. Онтологизация бессознательного в философии З.Фрейда. 45. Основные методы психоанализа. 46. Классический фрейдизм и его исторические судьбы. 47. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития. 48. Полемика сциентизма и антисциентизма в философии и культуре ХХ века. 49. Игра как основание культуры (на примере работы Й.Хейзинги «Человек играющий»). 50. Постмодернизм в философии и культуре. 51. «Бытие» и «не-бытие» как два возможных типа философствования. 52. Метафизика и ее судьба в культуре ХХ века. 53. Синергетическая модель природного бытия: онтологический статус категорий «порядок» и «хаос». 54. Информация и ее статус в современной культуре. 55. Циклическая, линейно-эсхатологическая и линейно-технологическая модели пространства и времени: сравнительный анализ. 56. Христианский эволюционизм Т.де Шардена и его влияние на современную культуру. 57. Основные идеи русского космизма. 58. Массовое сознание и информационные технологии: возможности манипулирования. 59. Сознание и мозг: перспективы информационного подхода. 60. Проблема соотношения телесного и духовного в современной культуре. 61. Феномен любви в различных культурных традициях. 62. Танатология как новое знание о смерти. 63. Специфика современной философской антропологии. 64. Основные религиозные познавательные практики. 65. Дилемма эмпиризма и рационализма в истории философии. 66. Проблема истины в философии постмодернизма. 67. Место и роль феномена антинауки в современной культуре. 68. Концепция социальной стратификации П.Сорокина. 69. Историческая антропология (философская школа «Анналы» и ее вклад в социальную философию ХХ века). 70. Теория «осевого времени» К.Ясперса и ее влияние на социально-философскую мысль ХХ века. 71. Становление историзма: основные вехи. 72. Философия экономики. 73. Философия культуры. 74. Философия политики. 75. Феноменология. 76. Философия менеджмента:интерпретация ответственности и необходимости. 77. Религиозное и мифическое как источник этики. 78. Концепция справедливости в современной философской мысли. 79. Современная французская философия. 80. Неокантианство. 81. Неокартезианство. 82. Неогегельянство. 83. Идеи о современном обществе М. Хайдеггера. 84. Идеи о современности Ю.Хабермаса.
Итоговый контроль Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен экзамен, который складывается из ранее полученных баллов и баллов за ответ на вопросы экзаменационного билета. Максимальный результат освоения дисциплины равен 100 баллам. Шкала перевода оценки знаний по 100-балльной системе в эквивалент пятибалльной системы приведена в Таблице 2:
Список вопросов к экзамену: 1. Мировоззрение и его структура. Исторические формы мировоззрения. 2. Философское учение о материальности мира. Эволюция учения о материи. 3. Мифология как дофилософский способ духовного освоения мира. 4. Проблема единства мира в философии. Монизм и дуализм. 5. Атрибуты материального мира: движение, пространство, время. 6. Философия, ее предмет и основные функции. 7. Проблема сознания в философии. Идеальное как атрибутивная характеристика сознания. 8. Философия и наука: проблема взаимосвязи. 9. Отражение как свойство реального мира. Специфика психического отражения. 10. Вечность философских проблем. Основной вопрос философии и способы его решения. 11. Сознание и бессознательное в учениях З.Фрейда, К.-Г.Юнга, Э.Фромма. 12. Сознание и самосознание. Активность и креативность сознания. 13. Диалектика как учение о развитии и метод освоения действительности. 14. Особенности развития Византийской философии. Средневековая патристика. 15. Особенности развития древнеиндийской философии. Буддизм как философия и религия. 16. Диалектика как система принципов, законов и категорий. 17. Традиционализм и практицизм древнекитайской философии. 18. Гносеология как учение о познаваемости мира. Априоризм и агностицизм. 19. Натурфилософия и космоцентризм античной философии («досократики»). 20. Софисты и Сократ. 21. Классический период в развитии античной философии. Платон и Аристотель. 22. Диалектика познавательного процесса. Проблема единства чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм. 23. Теоцентризм средневековой философии. Патристика как переломный этап в развитии новоевропейского мышления. Августин Блаженный. 24. Проблема веры и разума в схоластической философии. Номинализм и реализм. Учение Ф.Аквинского и современный неотомизм. 25. Научное познание как специфический способ познавательной деятельности. Особенности научного познания: субъект, объект, язык, методы, формы. 26. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. 27. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Формы научного познания. 28. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Пантеизм Н.Кузанского. 29. Метод и методология. Общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования. 30. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. 31. Общество как предмет философского анализа. Многообразие философских подходов к пониманию социума. 32. Социально-политические идеалы философии Просвещения: Т.Гоббс и Дж.Локк. 33. Человек как философская проблема. Проблема сущности и существования в человеческом бытии. 34. Философия И.Канта и ее значение для современности. 35. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общественной жизни. 36. Система и метод в философии Гегеля. Диалектика как учение о саморазвитии. 37. Общество как история. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию логики исторического процесса. 38. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 39. Основные проблемы философии марксизма. 40. Философия «серебряного века». 41. Будущее человечества и реальный исторический процесс. Общественный прогресс и его критерии. 42. Материализм и идеализм: исторические формы и разновидности. 43. Философия славянофилов и западников. 44. Человек как единство биологического и социального. Смысл жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия. 45. Культура и цивилизация. Перспективы развития современной цивилизации. 46. Неклассическая философия как выражение духовной ситуации европейского общества конца ХIХ – начала ХХ вв. 47. Проблема человеческого бытия в экзистенциальной философии. 48. Идея космизма в русской философии. 49. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения. 50. Социально-политическая сфера жизнедеятельности общества. Политика и власть. 51. Философия науки и позитивизм. Основные школы позитивизма. 52. Роль экономической сферы в жизнедеятельности общества. Проблема собственности. 53. Истоки и специфика русской философии. 54. Философия «всеединства» в творчестве русских мыслителей. 55. Правовое государство и концепция гражданского общества. Роль идеологии в жизнедеятельности социума. 56. Виды и формы бытия. Проблема взаимосвязи объективной и субъективной реальности. 57. Духовная жизнь общества. Взаимосвязь форм общественного сознания. 58. Метафизика и онтология. Бытие и небытие как фундаментальные характеристики реальности. 59. Философия культуры в творчестве И.А. Ильина 60. Идеалы и ценности, их сущность и назначение в обществе
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |