ТЕМА 3.7 «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ИСТОРИИ».
История человечества – это громадный и неисчерпаемый поток событий, её можно сравнить с рекой, в которой сосуществуют различные, нередко разнонаправленные потоки и движения. В истории общества всё органично переплетено и всё взаимодействует, дополняя друг друга . В каждой капельке потока истории сплетены воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, уходящее в прошлое.
Термин «история» применяется в философии в нескольких смыслах.
История:
| - это процесс развития общества в социальном времени и социальном пространстве, от одной эпохи к другой;
|
- это социальный, культурный процесс в отличие от бытия природы;
|
- это одна из многочисленных наук об общественной жизни.
|
Изучением проблем исторического процесса занимается одна из основных и наиболее важных частей социальной философии философия истории.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания.
Мировоззренческие проблемы философии истории:
| - смысл, источники и движущие силы исторического процесса;
|
- законы развития и формы проявления исторического процесса;
|
- направленность исторического процесса и «цель» истории;
|
- место и роль человека как субъекта исторического творчества.
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(от лат. processum - продвижение) – определённая последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов).
В истории философии возникли и сформировались две мировоззренческие позиции, два основных подхода к пониманию исторического процесса. Это – подход в рамках философского идеализма («линия Платона») и подход с позиций философского материализма («линия Демокрита»). Они в корне отличаются ответами на вопросы сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.
«Линия Платона»:
| - основную роль в общественной жизни играет духовное начало в различных его формах – сознание индивида, общественное сознание, «мировой разум» и т.д. «Разум правит миром», - древнегреческий философ Анаксагор;
- человек – существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и других идеальных качеств;
- духовное начало ценится несравненно выше материального, и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека;
- особую роль в истории общества играют так называемые «исторические» личности (правители, полководцы, пророки), которые якобы знают тайный и внутренний смысл истории, её божественный замысел;
- основные понятия в рамках философского идеализма – «сознание», «душа», «Бог», «любовь» и т.п.;
- история – есть духовный в основе своей процесс. «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы», - Г.Гегель.
|
«Линия Демокрита»:
| - люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность – исток и почва всей общественной жизни. На её основе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, всё устройство общественной жизни;
- материальное производство – это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм;
- духовная жизнь – есть отражение, т.е. порождение, общественного бытия людей, нечто вторичное. Духовный фактор весьма активно участвует в историческом процессе, но, всё же, не является основной причиной развития общества;
- выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже на портрет эпохи, но главную роль в истории, всё же, играют трудящиеся, народные массы;
- основные понятия в рамках философского материализма – «труд», «материальное производство», «классы», «народ», «социальная революция».
|
Определённое место в философии истории нашли следующие направления:
Натурализм:
| - принцип исследования, который полагает определяющую роль природной среды в функционировании и развитии общества (Ш.Монтескье и др.);
|
Психологизм:
| - принцип исследования, подчёркивающий особую роль человеческой психики в общественной жизни (З.Фрейд и др.). Общество рассматривалось как среда, в которой люди проявляют свои естественные инстинкты, страсти и эмоции. История общества являет собой нарастание несвободы человека в связи с гнётом культуры, социальных норм.
|
Технократизм:
| - подход к исследованию истории, преувеличивающий роль техники и технологий в существовании и развитии общества (О.Тоффлер и др.)
|
При поверхностном взгляде исторический процесс выглядит как безбрежный океан хаоса, неуправляемый поток страстей, деяний и событий, социальных изменений. Есть ли в этом нагромождении какой-то порядок, система, закономерность или же история – это царство случая и произвола?
Существует два подхода к этой проблеме.
История:
| - это процесс случайный, хаотичный, лишённый логики, закономерностей, направленности (так считают иррационалисты);
|
- это процесс направленный, закономерный (так считает большинство философов).
|
В истории философии давались разные ответы на вопрос о закономерности и хаотичности исторического процесса:
Религиозная философия:
| - общество сотворено Богом и всё происходящее в нём – это воплощение божественного проведения, замысла;
|
Ф.Ницше
А.Шопенгауэр:
| - в истории нет законов, а есть лишь всеобщая и слепая «воля к власти» или же «воля к жизни»;
|
Научная философия:
| - в истории общества, как и в природе, действуют законы, которым история подчинена.
|
ЗАКОНЫ ИСТОРИИ – это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости), проявляющиеся в деятельности людей.
Законы истории:
| - законы материального производства, которые действуют в сфере экономической жизни общества;
|
- закон классовой борьбы и закон возрастания роли народных масс в историческом процессе;
|
- законы функционирования и развития цивилизации, законы их смены.
|
Особенности законов истории:
| - они не действуют автоматически, помимо воли и желания людей (революция в обществе не может произойти сама по себе, автоматически);
|
- они – как бы тенденция, вектор и путь общественного развития, который придаёт истории системность, упорядоченность и некоторую направленность. Знание этих законов означает знание пути, которым движется история и куда ориентировано это движение. Тот, кто не знает путь – тот действует произвольно, и поэтому он рано или поздно потерпит поражение;
|
- они носят статистический (вероятностный) характер, проявляя свою сущность и содержание лишь в итоге, в конечном счёте.
|
Т.о., философия раскрывает историю не как хаос событий, а как вполне логичный, упорядоченный процесс, содержанием которого является становление человеческого рода как уникального явления мироздания.
Однако наличие законов вовсе не означает, что в истории нет места для случайности. История общества трудно предсказуема, в ней многое не лежит на «поверхности» и скрыто от наблюдения. Она полна случайностями, значительными и незначительными, заметными и незаметными, и нет им конца. Но их следует рассматривать в общем контексте всего исторического потока.
Т.о., не смотря на то, что история упорядоченный процесс, в ней всегда имеет место стихия – действие спонтанных сил, не поддающихся сознательному контролю и управлению, и стихийные процессы существуют везде – в экономике и социальной сфере, в политической жизни, в духовном творчестве (непросто контролировать и регулировать современную рыночную экономику, освоение природной среды).
Источником развития общества являются социальные противоречия.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ – это отношения между противоположностями в любом социальном явлении или в обществе в целом.
Они возникают в процессе развития сферы социальных отношений и выражают противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, противоречие между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррумпированной части государственного аппарата, между населением страны и преступным миром и др.
Существует бесчисленное множество типов и видов социальных противоречий, их можно классифицировать по различным основаниям:
Основания
| Виды противоречий
|
В зависимости от сферы действий:
| - экономические
- политические
- социальные
- духовные
- бытовые
|
В зависимости от места социального образования:
| - внешние – существуют между социальными сферами, социальными слоями;
- внутренние – существуют внутри социальных образований.
|
В зависимости от степени влияния на развитие социального образования:
| - основные – их разрешение приводит к новому качественному состоянию общества (между базисом и надстройкой);
- неосновные – не влияют на изменение качественного состояния общества (сопутствуют социальному развитию противоречия).
|
В зависимости от характера:
| - антагонистические – взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами, силами. Они возникают на основе непримиримых социальных интересов различных групп (между большинством россиян и преступными группировками);
- неантагонистические – выступают как взаимодействия социальных слоёв, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство (между средним и высшим классами демократического общества).
|
В зависимости от причин возникновения:
| - объективные – существуют в социальных образованиях независимо от воли и сознания людей, являются источником объективно развивающихся явлений (противоречие между наступлением и обороной в военном деле);
- субъективные – возникают в результате деятельности и поведения людей (между коллективом и его руководителем по какому-либо поводу).
|
В зависимости от масштаба:
| - всеобщие – присущи всей социальной системе (обществу), являются источником её развития;
- частные – присущи каким-то элементам этой системы (социальной общности, группе).
|
В зависимости от соответствия или несоответствия внутренней сущности социальной системы:
| - системные – присущи природе этой системы, система не может существовать без них (между гражданским обществом и демократией);
- несистемные – чужды данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные (в гражданском обществе возможны противоречия, унаследованные от тоталитарного общества).
|
В зависимости от времени действия:
| - постоянные
- временные
- периодические
|
Социальные противоречия динамичны. Они развиваются, разрешаются, на их месте возникают новые.
Процесс развития противоречия проходит следующие этапы:
1-й этап – зарождение противоречия:
| - в социальном явлении между его сторонами (силами) нарушается тождество в силу развития одной стороны (силы) в большей мере, другой – в меньшей;
|
2-й этап – борьба противоположностей
| - стороны (силы) в социальном явлении в результате их изменения становятся противоположностями, и отношения между ними приобретают характер борьбы;
|
3-й этап – разрешение противоречия
| - борьба противоположностей доходит до того, что одна из них одерживает победу над другой. Противоречие ликвидируется. Явление переходит в состояние тождества.
|
Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они – источник социального развития, с другой – порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Чтобы их разрешить необходимо либо ликвидировать противоречия, либо уменьшить силу их действия.
Разрешение противоречий возможно двумя путями эволюционным и революционным:
Эволюционный путь
| - предполагает постепенную ликвидацию существующих социальных противоречий;
|
Революционный путь
| - предполагает быструю ликвидацию существующих социальных противоречий. Он динамичен, нетерпим, как правило, сопровождается социальным конфликтом.
|
Факторы общественного развития, или движущие силы общества, разделяют на объективные и субъективные.
Субъективный фактор:
| - всё то, что несут с собой люди как субъекты истории. Он включает в себя потребности и интересы людей, их сознание (чувства, страсти, знания, вера и т.д.), способности, формы и способы деятельности. В истории ничего не происходит без намерений людей, их целей. Человек как бы выплёскивает из себя свою внутреннюю энергию, которая воплощается в тех или иных исторических действиях и событиях;
- влияние данного фактора не означает, что в истории все желания и устремления людей непременно осуществляются. Так происходит не всегда. Часто бывает, что в итоге своих действий люди получают совсем не тот результат, который замышляли вначале (после социальных революций нередко предаются забвению те возвышенные лозунги, под которыми они осуществлялись);
|
Объективный фактор:
| - это тот социальный «капитал», который уже создан предшественниками и существует в форме социальных институтов и норм, производительных сил, образа жизни, традиций, состояния природной среды и т.д. Включаясь в историю, каждое новое поколение людей вынуждено сообразовывать свои действия с данными обстоятельствами, учитывать их.
|
Все изменения, происходящие в истории, есть результат пересечения и взаимодействия бесчисленного множества субъективных и объективных обстоятельств, причин, факторов и предпосылок.