Различия Востока и Запада как цивилизационных типов. Особенности Российской культуры
Ещё более широким, чем понятие «цивилизация», является понятие «цивилизационного типа». В качестве таковых выделяют Запад и Восток. Термины Запад и Восток – не географические, а культурологические и философские.
В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке можно выделить ряд принципиальных отличий:
Запад и Восток как цивилизационные типы являются теоретической абстракцией, помогающей понять различие путей развития общества. Реальная действительность никогда не давала таких чистых «идеальных типов». Тем более, в современном мире, когда осуществляется тесное взаимодействие всех сфер общественной жизни в различных странах и континентах, которое накладывает отпечаток на взаимодействие и трансформацию культур. Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны». Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Более сложен путь Индии с её религиозной системой индуизма. Самые большие сложности на пути модернизации у стран мусульманской культуры. Особое значение сегодня имеет взаимодействие культур Запада и Востока, именно в этом большинство учёных усматривает залог прогресса человечества. Постепенно вызревает идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определённую целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации. К какому же из двух цивилизационных типов, к Западу или Востоку, принадлежит Россия? Возможен ли, необходим ли самобытный путь развития России? В истории русской философии проблема «судьбы России» была одной из центральных. Русские мыслители разделились по вопросу о понимании типа российского развития на два направления: западников и славянофилов.
Современные исследования России, особенностей её культурного и цивилизационного развития выводят на проблему русского национального характера. Русский философ Н.А.Бердяев в работе «Русская идея. Основные проблемы русской мыслиXIX и начала XX века» указывал, что в национальном характере русского народа странным образом сочетаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарством. Наличие противоположностей получило название «бинарности» русской культуры. БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ – её двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик. Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой стороны, является одним из оснований социокультурного раскола: постоянного конфликта между культурой и социальной структурой. Н.А.Бердяев связывал противоречивость, и сложность русской души (русского национального характера) с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. В русской душе всегда боролись два начала – восточное и западное, что предопределило всю сложность и катаклизмы Российской истории. Несколько по иному решали этот вопрос представители евразийского движения (П.А.Карсавин, Н.С.Трубецкой. Г.В.Норовскийи др.), существовавшего как общественно – политическое и идейное течение русской эмигрантской интеллигенции в 20-30-х гг. XXв. Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий серединное пространство Азии и Европы. Этому миру принадлежит своя самобытная культура, «равно отличная от европейских и азиатских». Вместе с тем, евразийцы подчёркивали азиатский крен русской культуры, связывая преемством Русь с империей Чингиз – Хана и заявляя, что «русская революция прорубила окно в Азию». Темы, поднятые в дискуссиях западников и славянофилов, Н.А.Бердяевым и еврвазийцами продолжают обсуждаться в современной Российской философии. Для многих современных русских философов ясно, что развитие западной техногенной культуры и цивилизации привело человечество к глобальным проблемам и кризисам. В связи с этим они ставят вопрос: можем ли мы воспринимать образцы западного опыта как некоторый идеал или сами эти образцы должны быть подвергнуты критике? Возможно человечество для того, чтобы выжить, должно встать на новый путь цивилизационного развития. А это может означать, что наступивший в России глубокий кризис всех сфер общественной жизни и есть тот момент, который может послужить толчком для создания этого нового типа цивилизационного развития.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2107)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |