Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация
Лекция № 5 ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ План 1. Основные сферы бытия. 2. Уровни бытия. 3. Материя как философская категория: объем и содержание. 4. Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация. 5. Самоорганизация материи. 6. Движение – способ бытия. Формы и виды движения. 7. Пространство и время как универсальные и общие формы бытия. Особенности пространства и времени. Бытие– одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. В современной философской литературе указываются два значения слова «бытие». В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком смысле – это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета, фантазия поэта или строгая математика, религия или законы, издаваемые государством. Учение о бытии – онтология (ontos – сущее, от греч. и logos – учение). Термин употреблялся в философии в 17 ст., а сама проблема рассматривалась еще с времен Парменида. В разных философских системах понятие «бытие» приобретало разное значение. В современной философии (экзистенциализм) бытие определяют через сущее. Под сущим философы понимают «оформленное», «ограниченное», «определенное» бытие, все то, что можно помыслить в определенной форме. В истории философии существует 3 концепции бытия: 1) материалистическая– отождествляет бытие с материальным сущим. Под сущим понимаются только материальные вещи (атом, камень, растение, животное, человек); т.е. мир рассматривается как совокупность материальных вещей и бытие приписывают только такому сущему (бытие отождествляется с материальным). Быть – значит быть материальным. «Единство мира в его материальности» – утверждал Ф. Энгельс. «Существует только материя» - Ленин. Отсюда материалисты делают вывод, что нематериальное сущее (идеи, понятия, духовные ценности) имеют ненастоящее, меньшезначимое бытие. 2) идеалистическаяконцепция бытия – отождествляет бытие с мышлением (идеальным сущим). Такая позиция характерна для идеализма. Когда под сущим понимают, прежде всего, идеи, ценности, понятия и им придается настоящее бытие, а материальные вещи рассматриваются как небытие, ничто (meon у Платона). Такая позиция объективного идеализма, который отождествляет мышление и бытие, сводит бытие к мышлению (Гегель, Платон). С позиции объективного идеализма бытие идеи – абсолютное и необходимое, а бытие вещи – относительное и случайное, поскольку вещь сегодня есть, а завтра ее может не быть. В субъективном идеализме – сущее не существует само по себе, а ставится в зависимость от субъекта (Беркли, Юм). 3) неклассическаяконцепция бытия – противопоставляет бытие как незавершенность, изменчивость, процессуальность сущему как оформленному, установленному, завершенному. (Представление в феноменологии и экзистенциализме), представители: Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер. Для классической философии характерно отождествление бытия с сущим и это ставило человека перед выбором между материальным или идеальным сущим. И если одному из них приписывалось высшее бытие, то другое сводилось к низшему бытию или небытию. Однако для человека в жизни важны как материальные вещи, так и духовные ценности. Основные сферы бытия. В философии издавна выделяют 2 противоположных сущности мира, которые и составляют основные сферы бытия: - материальная сфера (объективная реальность); - духовная сфера (субъективная реальность). Человек – существо, которое объединяет в себе эти две сферы реальности. В сфере объективной реальности (материи) известны две основные формы бытия: 1) Природа («Натура» или «Первая природа»), которая включает: физический мир (неживая природа) и биологический мир (живая природа). 2) Цивилизация: (это «Вторая природа») – это совокупность материальных ценностей созданных и накопленных человечеством, а также способы создания этих ценностей. В сфере субъективной реальности (духовной сфере) выделяют: 1) Объективная духовная первооснова бытия (Мировой Бог, «мировой разум»). 2) Сознание (индивидуальное) – способность человека отражать мир в идеальных образах. 3) Общественное сознание (духовная культура) – совокупность духовных ценностей и способы их создания, сохранения и передачи. 2. Уровни бытия: - Микромир(мир гранично малых частей, которые нельзя наблюдать непосредственно). - Макромир(мир макрообъектов, размеры которых позволяют воспринимать их на уровне простого чувственного опыта). - Мегамир– охватывает масштабы больше Солнечной системы. На каждом из этих уровней действуют свои особые законы, тенденции, качественные характеристики. Виды бытия: - материальноебытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы окружающего мира (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью); - идеальноебытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объектизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; - человеческоебытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; - социальноебытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества; - ноуменальноебытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; - феноменальноебытие (от слова «феномен» – явление данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. 3. Материя как философская категория: объем и содержание. В материализме – материя основа бытия, а все другие формы: дух, человек, общество – порождение материи, т.е. материя первична. Материя– объективная реальность, данная человеку в ощущениях, которая существует за человеческим сознанием и независимо от него. Структура материи: - живая природа(вся биосфера от микроорганизмов до человека); - неживая природа(элементарные частицы, античастицы, поля, атомы, молекулы, макрочастицы тела, космические системы); - социум (общество) – человек, коллективы, объединения, организации, партии, классы, нации, государства и т.д. Каждый элемент материи имеет несколько уровней. Уровни неживой природы: - субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи меньше чем атом); - микроэлементарный (электроны); - ядерный (ядро атома); - атомарный (атомы); - молекулярный (молекулы); - уровень единичных вещей; - уровень макротел; - уровень планет; - уровень систем планет; - уровень галактик, систем галактик; - уровень Вселенной, мира в целом. Уровни живой природы: - доклеточный (ДНК, РНК, белки); - клеточный (клетка); - уровень многоклеточных организмов; - уровень видов; - уровень популяций; - биоценозы; - биосферы в целом. Уровни социума: - отдельный индивид; - семья; - группа; - коллектив; - социальные группы, классы; - этносы, нации, расы; - отдельные общества; - государства; - союзы государств; - человечество в целом. Характерные черты и свойства материи: - наличие движения; - размещенность в пространстве и времени. Природа идеального. Идеальное как философская категория. Информация. Идеальное – главный признак сознания. По мнению материалистов, сознание – это порождение материи, т.е. эволюционируя, на определенном этапе своего развития, материя порождает сознание. Идеальное– это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями в сознании человека. Вне человека идеального нет. Оно не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Это психическое явление представленное в сознательных состояниях. К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей. 5. Самоорганизация материи– это создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. В основе этой концепции лежит схема: «хаос-порядок-хаос». Во времена античности мир рассматривался как принципиально упорядоченный, а с точки зрения синергетики упорядоченность мировых процессов – лишь видимое проявление глубокой тенденции к росту хаоса. Процессы самоорганизации в природе или социуме – механизм предупреждения тенденции беспорядка. Но относительно самоорганизации действует ограничение: чем больше сложной является система, тем больше вероятность ее разрушения. Основателем синергетики является Илья Пригожин.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2848)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |