Лекция 2 Главная детерминанта возникновения и развития маркетинга
Краткий конспект лекций По дисциплине МАРКЕТИНГ
Раздел 1. Концептуальные основы маркетинга Тема 1.1 Маркетинг как экономическая концепция Лекция 1 Маркетинг – концепция согласования интересов субъектов рынка. Маркетинг характеризуется зарубежными специалистами как вид хозяйственной деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена. С помощью маркетинга отдельные лица или группы лиц удовлетворяют свои потребности посредством создания потребительских ценностей и взаимообмена ими. Это означает, что в маркетинге заинтересован не один какой-либо субъект рынка, а все его субъекты - потребитель, производитель товаров и услуг и общество. В таком случае маркетинг может рассматриваться как категория воспроизводства, которая, развившись, превратилась в концепцию согласования интересов хозяйствующих субъектов общества. Действительно, возникнув в сфере обмена, маркетинг за тем охватывает сферу производства, а впоследствие – сферу распределения и потребления. А если маркетинг – воспроизводственная категория, значит, в ней заключены экономические отношения. Они складываются между производителем и потребителем по поводу удовлетворения их интересов. Генезис маркетинга содержит три стадии, три поворотных точки в своём развитии. Они фиксируют три этапа проникновения маркетинга в воспроизводственный процесс – рыночный, производственный и потребительский. Эти этапы различаются: 1. уровнем систематизации маркетинга как совокупности экономических отношений, реализующихся в его комплексе, 2. возможностями обеспечения эффективной работы фирм при помощи маркетинга, 3. интерпретацией поведения индивида в его потребительской деятельности. Сущность ориентаций маркетинга на рынок и на потребителя связана с одним важным концептуальным вопросом: о регулировании пропорций производства и роли маркетинга в процессе динамизации и удовлетворения потребностей. Маркетинг удовлетворяет потребности не только покупателя, но и производителя. Если потребитель имеет потребности в товаре, который своими атрибутами должен их удовлетворять, то производитель имеет потребность в прибыли и эффективном развитии своего производства. Поэтому не совсем верно представлять маркетинг как удовлетворение потребностей только покупателя. Ни один предприниматель не стал бы производить какие- либо потребительские блага, если бы мог получать прибыль из воздуха. Мы имеем примеры такого получения. Чем меньше возможности предпринимателя, не вкладывая деньги в производство товаров, получать прибыль, тем больше он будет заинтересован в маркетинге.
Лекция 2 Главная детерминанта возникновения и развития маркетинга. На первом этапе, в эпоху свободной конкуренции (до начала XX века), маркетинг выступал функцией торгового капитала и ограничивался контролем за сферой сбыта, в которой при помощи средств рекламы и развития торговой сети он навязывал товар покупателю. Маркетинг рассматривает человека как рационального эгоиста, стремящегося к максимизации полезности при наименьших затратах. Анализ поведения последнего носит абстрактный характер, а сам индивид предстает пока только как пассивный субъект покупки, стремящийся к ценовой выгоде. Маркетинг на этом этапе характеризуется как интуитивный и эмпирический и является методом продаж, не требующим системной направленности, но ускоряющим процесс воспроизводства. Его вклад в обеспечение эффективности общественного производства ограничивается рационализацией актов обмена и сделок купли-продажи. Поскольку маркетинг концентрируется в сфере рынка, постольку этапназывается рыночным. На втором этапе (начало ХХ века до конца 50-х годов), с развитием товаризации предметов потребления, маркетинг проникает в сферу производства и начинает выступать не только функцией торгового, но и промышленного капитала, которая направлялась на активное создание спроса иагрессивное потребление. Спрос рассматривается как величина, зависимая от дохода покупателя. Со стороны маркетинга меняются подходы к изучению человека: он уже не только максимизирует полезность, но, опираясь на систему ценностных ориентаций, делает последовательный, не противоречивый выбор, предпочитая один товар другому. Маркетинг начинает оформляться концептуально и превращается в систему факторов, направленных на активизацию спроса. В его комплексе появляется еще один элемент, увязанный с другими – цена. Вклад маркетинга в обеспечение эффективности производства состоит в совершенствовании механизма ценообразования, товародвижения и сбыта для обеспечения количественных показателей роста производительности труда и рентабельности. Этот этап называется производственным в проникновении маркетинга в воспроизводственный процесс. С конца 50-х годов производство достигло такого развития, при котором его ориентация только на конечный продукт недостаточна и для дальнейшего экономического прогресса необходима ориентация на удовлетворение потребностей. Начинается третий этап проникновения маркетинга в воспроизводство - потребительский. Маркетинг проникает в сферу потребления для систематического наблюдения за процессами в потребительской деятельности человека. Здесь он предстает как субъект потребления, которому присущи сложная иерархия потребностей и совокупность ценностных установок, задающих определенные мотивы потребительского выбора. Меняется и сама система маркетинга. В нее включается товар, который трактуется не просто как потребительная стоимость, а как набор полезных свойств, комбинируя которые потребитель осуществляет свой выбор. Маркетинг проникает в сферу распределительных отношений и активизирует процессы перераспределения в обществе. На этой стадии не только меняется сама система маркетинга, но и усиливается комплексность ее элементов. Неслучайно сегодня мы говорим о комплексах продвижения, ценообразования, сбыта и так далее. Система маркетинга направляется теперь не на создание спроса и потребностей, а на их удовлетворение и развитие.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |