Основные функции эмоций
Виды эмоциональных состояний. Параметры измерения и оценки эмоциональных состояний. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда. Активационная теория Линдсея-Хебба. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера. Информационная теория П.В.Симонова. Связь эмоций с потребностями человека. Эмоции и человеческая индивидуальность. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство. Проявление эмоций в художественном творчестве. Любовь как нравственное чувство. Развитие эмоциональной сферы человека. Патология эмоций. Вопрос 1. Понятие об эмоциях. Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношения человека к миру, процесс и результат его практической деятельности.
Вопрос 2. Основные функции эмоций.
а) Коммуникативная - эмоционально выраженные движения человека, выполняющие функцию общения.
б) Регулятивная - эмоции как важнейший фактор регуляции процессов познания.
в) Сигнальная - эмоции как система сигналов познавания потребностной значимости происходящего.
г) Мотивационная - эмоции, отражающая отношения между мотивами и реализацией мотивов.
д) Оценочная - эмоции, выполняющие функции оценки деятельности человека.
е) Стимулирующая - эмоции, организующие деятельность человека.
ж) Защитная - эмоции, помогающие приспособиться к окружающим условия. Вопрос 3. Виды эмоциональных состояний.
а) Эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватной ему деятельности субъекта. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили.
б) Чувства носят предметный характер и связываются с представлением о некотором объекте. Чувства выступают значимым фактором в формировании личности.
в) Аффекты - это эмоциональные состояния, сопровождающиеся видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Эта реакция возникает как постфактум и имеет субъективную эмоциональную окраску. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения.
- Стресс - вид аффекта, представляющий чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение при ээмоциональной перегрузке нервной системы.
- Страсть - эмоциональное состояние, представляющее совокупность эмоций, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности.
Вопрос 4. Параметры измерения и оценки эмоциональныхсостояний.
- Модальность (качество); - интенсивность; - продолжительность; - осознанность; - глубина; - генетический источник; - сложность; - условия возникновения; - выполняемые функции; - воздействие на организм. Вопрос 5. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
В книге “Выражение эмоций у человека и животных” Дарвин определил, что эволюционный принцип применим к биофизическому и к психо-поведенческому развитию живого. Дарвин изучил развитие эмоций в процессе эволюции жизни живых существ, как важный приспособленческой механизм, способствующий адаптации организма.
Вопрос 6. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.
Джемс-Ланге: по его теории органические изменения - первопричина эмоций; физические состояния, характерные для определенных эмоций, отражаясь в голове человека через систему связей, порождают эмоциональные переживания.
У.Кеннон: по его теории телесные изменения при возникновении разныхэмоциональных состояний похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для обеспечения различий в высших эмоциональных проявлениях.
П.Бард: изучил закономерность одновременного проявления телесных изменений и эмоциональных переживаний.
Поздние исследования: показали, что с эмоциями связан гипоталамус и центральные части лимбической системы. Вопрос 7. Активационная теория Лидсея-Хебба.
а) Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга.
б) Основные положения теории:
- электроэнцефалографическая картина работы мозга при эмоциях выражает “комплекс активности”;
- работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоций (силу, продолжительность и т.д.);
- для достижения хорошего результата не желательны как сильные, так и слабые эмоциональные проявления.
Вопрос 8. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.
Согласно теории положительные эмоции возникают у человека при подтверждении его ожиданий, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают при расхождении ожидаемых и действительных результатов. Для продления их существует два выхода:
1. Приблизить ожидание и планы к реальному результату.
2. Попытаться добиться результата, соответствующего вашим ожиданиям.
- С.Шехтер показал зависимость эмоциональных процессов от памяти и мотивации человека. На эмоциональное состояние воздействует прошлый опыт и оценка им ситуаций с точки зрения актуальных для него интересов.
- Показана прямая зависимость между характером, интенсивностью переживаний данного человека и характером переживаний этих ситуаций другими людьми.
Вопрос 9. Информационная теория П.В.Симонова. Симонов предложил формулу, согласно которой сила и качество возникшей эмоции определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения:
Э = F ( П, ( Ин - Ис, ...)) ,где
Э - эмоция, П - величина и специфика актуальной потребности, ( Ин - Ис) - оценка вероятности удовольствия данной потребности на основе врожденного опыта, Ин - информация о средствах удовлетворения потребностей, Ис - информация о средствах, располагаемых в данный момент времени.
Вопрос 10. Связь эмоций с потребностями человека.
Эмоции отражают состояние, процесс, результат удовлетворения потребности. Эмоции показывают актуальные интересы, потребности и переживания человека.
Вопрос 11. Эмоции и человеческая индивидуальность.
Люди отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, устойчивостью эмоциональных переживаний, разнообразием эмоций, длительностью, доминированием положительных или отрицательных эмоций, по силе и глубине чувств, по их содержанию и предметной отнесенности. Динамика эмоций характеризует личность человека.
Вопрос 12. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
Установленная связь совести человека с нравственной устойчивостью, принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми. Совесть характеризуется последовательностью и устойчивостью в поведении.
Вопрос 13. Проявление эмоций в художественном творчестве. а) В живописи эмоции отражаются в виде сюжетов, в манере письма.
б) Видами творчества можно назвать юмор, иронию, сатиру, сарказм.
- юмор - эмоциональное проявление смешного и доброго; - ирония - сочетания смеха и пренебрежения к чему-либо; - сатира - обличение или осуждение объекта; - сарказм - прямая насмешка над объектом; - трагизм - эмоциональное состояние, возникающее при столкновении добра и зла. Вопрос 14. Любовь как нравственное чувство.
Любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим, подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувствительности. Настоящая любовь предполагает психорганические связи лишь как форму выражения духовного начала.
Вопрос 15. Развитие эмоциональной сферы человека. - Эмоциональность относят к врожденным и устойчивым личностным характеристикам человека.
- Доказано, что человек властен над проявлением аффектов и обучаем этому.
- Совершенствование высших эмоций и чувств означает развитие личности человека, которое может идти в следующих направлениях:
а) в направлении, связанном с внесением в эмоциональную сферу новых чувств;
б) в направлении, связанном с повышением уровня сознания, воли, контроля;
в) в направлении, связанном с просмотром духовных ценностей и норм.
Вопрос 1. Патология эмоций.
В клинической психологии значимыми для оценки психического состояния оказываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние человека, сопровождающиеся существенными изменениями. Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам.
1) Различают: физиологический и патологический аффекты.
А) при физиологическом – нарушение сознания отсутствуют; Б) при патологическом – присутствуют, что предопределяет появление или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Возникает после острой психической травмы. Он характеризуется: сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушением ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, речевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Заканчивается общим появлением общей слабостью, безразличием к происходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения выглядят растерянными, не помнят, что с ними произошло, нередко подавлены.
2) Страсть – это своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности. 3) Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, характеризующееся выраженными эмоциональными переживаниями (аффектами). Стресс может носить негативный характер (дистресс), приводящий к развитию патологии эмоций и позитивный, мобилизующий (эустресс). Стресс наступает вслед за психотравмой. 4) Психическая травма – это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой либо потребности и часто оказывается неспрогнозированным. Эмоциональные феномены для оценки психологического состояния соматических и психических больных:
1) Депрессия – пониженное, мрачное настроение (тоска), двигательная заторможенность, замедление ассоциативного процесса; 2) Мания – повышенное, радостное настроение (эйфория), двигательное возбуждение и ускорение ассоциативного процесса. 3) Эйфория – повышенное беззаботное, неадекватно веселое настроение; 4) Дисфория – злобно-гневливое настроение; 5) Апатия – состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или к окружающей обстановке. 6) Слабодушие – эмоциональное гиперестезия. 7) Паратемия – неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий его причине; 8) Страх – чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий; 9) Тревога – чувство внутренней напряженности связанное с ожиданием угрожающих событий (за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий; 10) Тоска – тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца. Сопровождается двигательной заторможенностью; 11) Беспокойство – чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастью; 12) Чувства потери чувств – мучительное чувство бесчувствия, переживания безвозвратной утраты возможности чувствования. 13) Амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных чувств.
Симптомы нарушения эмоций:
1) алекситимия – затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания; 2) Ангедония – утрата человеком чувства радости, удовольствия; 3) Эмпатия – способность человека точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему; 4) Синтонность – ровное настроение; 5) Эмотивность – легкая ранимость.
Эмоциональные переживания:
1) Обида 2) Разочарование 3) Аффект недоумения 4) Удивление
Лекция 18 Тема: Воля План
Определение воли. Функции воли.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |