Патология способностей
Вопрос 1. Исследование и определение понятия способностей. - А.В.Петровский: способности - это возможность определенного освоения знаний, умений и навыков. Способности проявляются в динамике приобретения знаний, умений и навыков.
- Б.М.Теплов: выделил 3 основных понятия способностей:
а) способности - психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
б) способности - особенности, относящиеся к успешному выполнению какой- либо деятельности;
в) способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у данного человека.
- Н.Коупленд: объясняет способности, как более широкое понятие, чем выполняемая деятельность. Он отметил, что “обычный” человек использует лишь 10% своих способностей.
Вопрос 2. Классификация способностей.
а) Потенциальные - способности к актуализации при изменении социальных условий. б) Актуальные - необходимые в данный момент и реализующиеся в настоящем конкретном виде деятельности.
Вопрос 3. Концепции наследования способностей.
- Платон: отменил биологическую обусловленность способностей и их зависимость от наследственности; обучение и воспитание лишь корректируют проявление способностей.
- Франц Галль: создал френологию - учение об уме. Определил зависимость психических способностей от наружной формы черепа; но далее эта теория оказалась несостоятельной.
- Ф.Гальтон: пришел к выводу о необходимости выведения особо одаренной расы для совершенствования человечества, основываясь на законах наследственности Ч.Дарвина.
- ХХ в.Котс: определил уровень одаренности известных людей в зависимости от объема информации, содержащегося об этом человеке в энциклопедии.
- ХVII в.К.А.Гельвецкий: считал, что особенности психики зависят от качества воспитания и обучения.
- У.Ушби: считал, что особенности психики зависят от программы интеллектуального развития, сформированной в детстве.
Вопрос 4. Задатки.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.
Проявление задатков.
Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга (возбудимости, подвижности нервных центров).
И.П.Павлов выдели 2 типа людей:
Первый - в зависимости от типа высшей нервной деятельности, Второй - в зависимости от соотношения первой и второй сигнальной системы. Вопрос 5. Виды способностей.
а) Музыкальные - это свойства, необходимые для музыкальной деятельности.
б) Литературные - включают развитые эстетические чувства, образную память, чувства языка, фантазию.
в) Математические - для их проявления необходимо:
- активное, положительное отношение к математике; - трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость; - наличие благоприятного психологического состояния; - определенный объем знаний, умений и навыков; - определенные индивидуально-психологические особенности сенсорной и умственной сферы.
г) Изобразительные - включают развитую чувствительность зрения, чувство пропорции, формы, ритма, образную память.
Вопрос 6. Одаренность.
Одаренность - способности, приводящие к легкости в обладании знаниями.
Одаренность проявляется в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в общении и психомоторике. Отличительные черты одаренности - внимательность, собранность, деятельность, настойчивость, трудолюбие, интеллект выше среднего уровня.
Вопрос 7. Структура педагогических способностей.
По Н.Д.Левитову:
а) обучение детей в интересной форме; б) способность понимания учеников; в) творческое мышление; г) находчивость, способность к быстрой ориентации; д) организаторские способности.
По Ф.Н.Гоноболину:
а) умение доступно изложить учебный материал; б) способность понять ученика; в) творчество в работе; г) волевое влияние на детей; д) организаторские способности; е) интерес к детям; ж) ясность и яркость речи; з) чувство такта; и) способность связать учебный материал с жизнью; к) наблюдательность.
Вопрос 8. Характеристика способностей.
а) Качественная - предусматривает выявление различий между людьми в разных областях деятельности. Выявлено, что в пределах одного вида деятельности, способности у разных людей различны.
б) Количественная - предполагает в каждой способности различную количествен ную характеристику (выраженность, силу, уровень). Вопрос 9. Способы измерения способностей. Тесты позволяют установить показатель умственной одаренности, называемый коэффициентом интеллектуальности. Суть тестирования - выявление у испытуемого следующих качеств:
- общие способности к обучению; - вербальные способности; - числовые способности; - восприятие формы; - мысленное восприятие; - двигательная координация; - пальцевая моторика; - ручная моторика.
Вопрос 10. Характеристика способностей по уровню или масштабу.
а) Мастерство - достижение наивысших результатов в конкретном виде деятельности, требующие упорного труда.
б) Талант - высокий уровень развития специальных способностей, проявляющихся в деятельности.
в) Гениальность - высший уровень развития способностей и ума.
г) Вдохновение - состояние напряжения и подъема духовных сил, приводящее к возникновению и реализации идеи. Вопрос 11. Патологии способностей.
Олигофрения - процесс патологического снижения способностей.
Различают: легкую ступень (дебильность), среднюю (имбецильность), глубокую (идиотия).
Вопрос 12. Способности и выбор профессии.
А.Леон сформулировал 2 концепции профориентации:
а) диагностическая определяет профессиональную пригодность индивида; способности понимаются как стабильные малоизменяющиеся образования;
б) воспитательная предполагает подготовку индивида к профессиональной деятельности в соответствии с определенными методами воспитания.
Е.А.Климов определил 4 степени профессиональной пригодности:
а) профнепригодность: определяется как временная или практически непреодолимая;
б) профпригодность: человеку не противопоказан тот или иной вид труда;
в) степень соответствия данной области деятельности: противопоказаний нет, но имеются некоторые личные качества, препятствующие требованиям этого вида труда;
г) призвание к профессии: все личные качества соответствуют требованиям данного вида деятельности.
Вопрос 13. Характеристика развития способностей. С.Л.Рубинштейн сформировал правило развития способностей человека, согласно которому развитие способностей происходит по спирали: реализация способностей более низкого уровня дает возможность для развития высших способностей.
а) Условия развития способностей:
- раннее физическое развитие; - развитие творчества; - формирование настойчивости; - свобода выбора деятельности.
б) Неблагоприятные условия для развития способностей:
- нехватка впечатлений; - психические травмы; - принуждение к работе.
Вопрос 14. 14. Патология способностей.
Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей: способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.
I. Выделяют три формы интеллектуального поведения: 1) Вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) Способность решать проблемы; 3) Практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.
II. Выделяют три формы организации интеллекта:
1) Здравый смысл – подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующейся на анализе мотивов поведения окружающих людей и использующей рациональный способ мышления. Здравый смысл позволяет человеку избегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и выбирать наиболее адекватный способ взаимодействий с окружающими. 2) Рассудок – процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации. 3) Разум – это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности. Разумом обозначается наивысшая ступень логичности, проявление «чистой» рациональности, отграниченной от каких бы то ни было моментов спонтанности, произвола, фантазии, интуитивных прозрений.
VI. Нарушение интеллекта: деменция, умственная отсталость.
1) Деменция – психопаталогический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению. 2) Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которая характеризуется нарушениями способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).
Лекция 17 Тема: Эмоции План
Понятие об эмоциях.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |