Упражнения для развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
Рекомендации по проведению занятий · Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае Вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься. · Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут). · Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучше время для занятий – после завтрака и после дневного сна. · Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует. · Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать. · Объясняя ребёнку что-то, используйте наглядный материал. · Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. · Разговаривайте чётко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ. Кроме проведения конкретных занятий, Вы должны как можно больше читать ребенку. Не забывайте о том, что для Вашего ребёнка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту Вашего с ним совместного пребывания. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут. И Вы с ребёнком обязательно добьётесь успехов. Упражнения для развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды игр с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление. Упражнение «Восстанови рассказ» заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет важное значение для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. «Составь предложение». Упражнение развивает способность у детей быстро устанавливать разнообразные, неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных элементов. Ребенку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных. Упражнение развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество. «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо назвать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка – назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития. 1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы. 2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности. 3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер. 4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога. 5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. 6. Занятия должны носить занимательный характер. 7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно. 8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога. 9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог. 10. Занятия должны быть регулярными. 11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. 12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. 13. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления… 14. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. 15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики. 16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом. 17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений. 18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…. 19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять. 20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение. 21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз. 22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом). 23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде. 24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны. 25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности. 26. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет педагог.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |