Появились отряды ГСО (готов к санитарной обороне) для взрослых и БГСО (будь готов к санитарной обороне) для детей. Возникли санитарные дружины, санпосты, население обучалось элементам ухода, оказанию доврачебной помощи.
В 1921г.
| Наркомпрос утвердилподготовку сестёр в политехникумах, утвердив достаточное базовое образование - 4 класса. С этого периода профессия перестала развиваться.
Дальнейшее развитие сестринского дела в Россиитакже было непростым началась ускоренная подготовка медсестёр для надвигавшейся войны (Рокковские курсы).
|
6 июня
1925г.
| Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое «Положение об обществе Красного Креста», в соответствии с которым учреждения КК должны создавать школы и курсы для подготовки медицинских работников.
|
В 1926г.
| Сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами.
|
В 1927г.
| Были созданы первые санитарные дружины.
|
С 1928г.
| Стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер.
В этот период исполком Союза обществ КК и КП организовал «курсы сестер запаса».
Обучение на этих курсах велось бесплатно, окончившие их получали удостоверение, дававшее право выполнять обязанности медицинских сестер в военное время.
|
В 1934г.
| было издано первое «Руководство для курсов сестер запаса».
|
В период
ВОВ
| потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССРбыли приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом КК было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц.
|
За весь период войны
| организации КК подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок. В кружках по оказанию первой помощи обучены 370 тыс. человек.
Подготовка медицинских сестер в Ленинграде не прекращалась и во время блокады.
В городе была сохранена и функционировала сеть медицинских училищ и курсов, в которых подготовка медицинских сестер проводилась по нескольким направлениям:
первичное обучение, повышение квалификации, переквалификация санитаров, экстернатура для лиц с незаконченным средним образованием.
|
1941-1942гг.
| В тяжелую блокадную зиму мобилизация молодежи на фронт и эвакуация жителей привели к тому, что из 19 медицинских школ осталось 11.
|
В 1942г.
| медицинские школы выпустили 960 медицинских сестер, в основном после шестимесячного обучения.
|
В начале 1942г.
| в Ленинграде было организовано еще 68 групп подготовки медсестер Общества КК, в которых без отрыва от производства обучались около 2 тыс. человек.
В ряде крупных больниц были открыты на правах филиалов медицинских школ курсы повышения квалификации медсестер.
|
В 1942г.
| начинает выходить журнал «Медицинская сестра».
|
В 50-е г.
| медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.
медицинские сестры в интересах больных и раненых выполняли ряд врачебных функций. Они доказали, что могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем врачей.
|
В 1953г.
| Все средние медицинские учреждения были преобразованы в медицинские училища.
но цель подготовки осталась неизменной готовить сестру «для выполнения разных вспомогательных медицинских функций, назначаемых врачом, обладающую точно выработанными техническими навыками и являющуюся помощником врача, работающую под его наблюдением и по его указаниям». По оценкам экспертов ВОЗ, Сестринское дело в России по уровню и темпам своего развития значительно уступало таковому в большинстве стран Европы.
|
С1989г.
| В России стали появляться медицинские колледжи, ведущие подготовку по 2 ступеням (училище-колледж).
|
С 1991г.
| При высших учебных заведениях началась подготовка сестер с высшим медицинским образованием. Появление 3-х ступенчатой системы профессионального образования позволило готовить кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только
ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов, четкой организации работы персонала.
|
К началу 1990-х гг.
| Продолжительность подготовки медицинской сестры в нашей стране была самой короткой на Европейском рынке, и ее содержание не соответствовало международным стандартам.
|
В 1993г.
| Была создана и принята философия сестринского дела.
|
В 1995г.
| Впервые в России Г.М. Перфильева, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».
|
В 1992г. основана Ассоциация медицинских сестер России (РАМС), по инициативе медицинских сестер и министерства здравоохранения РФ. Валентина Антоновна Саркисова, главная медсестра Ленинградской областной больницы была избрана первым президентом Ассоциации.
В 1994г. созданная организация была зарегистрирована в качестве Межрегиональной ассоциации медицинских сестер.
Деятельность РАМС началась с проекта «Новые медсестры для новой России», 1992-1997гг. при успешном сотрудничестве и финансировании Ворлд Вижн, США.
Лига акушерок России
1997г. создана Межрегиональная лига акушерок, которая стала полноправным членом Международной федерации акушерок.
Главная задача лиги - объединение акушерок и медсестер для повышения квалификации, обмена опытом и распространения прогрессивных методик.
Много говорится:
• о социальной и правовой незащищенность акушерок.
• о необходимости совершенствовании системы подготовки кадров.
• О разработке и внедрении стандартов профессиональной деятельности, в том числе нормативов нагрузки.
• о положении акушерки , и о роли лиги акушерок в системе здравоохранения .
Сегодня, уже издается ежеквартальный журнал «Акушерка и фельдшер»