Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы коммуникативных барьеров. Приемы повышения эффективности общения



2016-09-17 1081 Обсуждений (0)
Типы коммуникативных барьеров. Приемы повышения эффективности общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Наличие коммуникативных барьеров также характеризует специфику межличностного общения. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Один из них – барьер непонимания: фонетический, семантический, стилистический, логический и другие. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самый простой пример фонетического барьера – непонимание двух человек, говорящих на разных языках.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Пример – филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о чём идёт речь. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона.

Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни и мышления её носителей. Чаще всего выделяют субкультуры молодёжи, представителей различных профессиональных групп, преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее. Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны в любом обществе. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других специфический язык, который может иметь огромное значение не только для обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже выживания, как это происходит, например, в преступной среде.

Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по отношении к различным психическим функциям. Доминирование одного из полушарий может определять характерные трудности в восприятии и переработке информации, а несовпадение типов доминантности партнёров и приводит к возникновению стилистического барьера в процессе общения.

При доминировании логического стиля субъект перерабатывает и излагает информацию последовательно, не пропуская ни одного звена из цепи рассуждений. Чрезмерное пристрастие к деталям и уточнениям не даёт возможности носителю логического стиля оперативно принимать решения, а рациональность, холодность и эмоциональная сухость мешают ему устанавливать контакты с разными лицами. Но в ситуациях, которые заранее известны и не требуют принятия новых решений такие люди вполне успешны. При доминировании экспрессивного стиля субъект проявляет себя как эмоциональный, импульсивный, ориентированный на мнение окружающих, способный к сопереживанию и обладающий хорошей интуицией. Такой человек может очень легко привлечь внимание к своим словам и без труда установить контакт с другим. Однако чрезмерная экзальтированность и некоторая разбросанность мыслей может оттолкнуть от него людей, обладающих другим стилем. Наиболее оптимальным выступает смешанный стиль, в котором присутствует как логическое видение проблемы, так и её экспрессивное восприятие и интерпретация.

При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения.

Выделяют также барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие. Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти. Религиозные определяются тем, насколько толерантной является сама религия по отношению к представителям другой веры.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны испытывают чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие барьеры не появляются.

Принцип 1. Единственный способ добиться результата в споре — это уклониться от него.

Один из самых полезных и противоречивых принципов, согласитесь? Иногда бывает довольно сложно не поддаться искушению и не высказать противоположную собеседнику свою точку зрения. Но. Остановитесь. Подумайте: разве сказав «Твоя позиция неправильная», изменит ли эту позицию ваш собеседник? Вряд ли. Давайте людям почувствовать их значимость. Помните, что иногда выгоднее промолчать. Как известно, «молчание — золото». Избегайте острых углов. Дайте возможность высказаться своему собеседнику. Проявляйте искренний интерес к том, что он говорит. Выстраивайте «мосты понимания» с собеседником. Находите точки соприкосновения с ним и указывайте на них. Вспомните слова Будды: «Ненависть никогда не уничтожить ненавистью».

Принцип 2. Проявляйте уважение к чужому мнению.

Как часто мы можем слышать такие фразы: «Я умнее тебя!», «Сейчас я тебе докажу это!». Ну и что? Неужели этими не очень приятными для собеседника фразами можно что-то доказать? Чёрта с два! Люди слишком дорожат своей гордостью, свои мнение, собой в конце концов. Поэтому, признавайте право человека на собственное мнение. Не надо никому ничего доказывать? Зачем? Только потратите своё время и психику.

Лучше проявите мудрость. Будьте тактичным и благородным. В разговорах можете сказать: «Я, конечно, могу ошибаться» или «Возможно, я ошибаюсь». Ваш собеседник моментально посмотрит на вас под другим углом. Тон его высказываний смениться, он станет доброжелательнее. Ведь вы высказали своё уважение к нему и его мнению, указали, что тоже можете ошибаться. Это всегда работает. Не насмехайтесь и не оскорбляйте своего оппонента, ни в коем случае. Если вы не можете заставить себя согласиться с его оценкой — промолчите. Воздерживайтесь от возражений. Не будьте категоричным и упрямым, как баран. Говорите в скромной, спокойной манере.

Принцип 3. Если вы не правы, примите это быстро и решительно.

Много ли вы знаете людей, которые охотно признают свои ошибки? Я знаю немного таких мужественных людей. Потому что, признать свою ошибку — есть черта мужественного и сильного человека. Он не сыплет отговорками, не винит других. Он берёт всю ответственность на себя. И такие люди вызывают восхищение. Будьте и вы в их числе.

Если вы ошиблись, признайте это. Скажите о своей вине первым. Не бойтесь говорить «прости», «извини», «прошу прощения», «я был не прав». Нам очень не помешает немного самокритики и мужества. Используйте этот способ, и люди начнут относится к вам лучше. А ведь это и есть цель, которой мы добиваемся, не так ли?

Принцип 4. Ведите себя мягко и дружелюбно.

В общении с людьми используйте дружественный и мягкий подход. Будьте доброжелательны и улыбчивы. Улыбка украшает нас получше дорогих золотых украшений. Ваша улыбка сразу располагает к вам людей. Попробуйте убедить человека, что вы — его искренний друг и хотите помочь ему. Будьте добры, уважительны, учтивы. Помните, что «на паклю мёда вы поймаете больше мух, чем на галлоны желчи».

Принцип 5. Сразу заставьте собеседника отвечать вам «да».

«Да» — фраза, которая имеет огромный психологический эффект. Положительный ответ всегда улучшает микроклимат при общении с людьми. Поэтому, задавайте собеседнику вопросы, на которые он точно ответит положительно. Говорите о том, что нужно вашему партнёру. Трансформируйте ваши интересы на плоскость вашего собеседника. Сделайте их проекцию. Не забывайте, что человек не может не считаться со своей гордостью, и его куда больше интересуют собственные проблемы, чем ваши. Всегда учитывайте это обстоятельство.

Принцип 6. Дайте собеседнику выговориться.

В общении с людьми будьте активным и заинтересованным слушателем. Человеку, с которым вы общаетесь, гораздо больше охота высказываться самому. Задавайте ему уточняющие вопросы, внимательно слушаете, поддакиваете и одобрительно качайте головой. И, конечно, ни в коем случае не перебивайте его. Старайтесь не зацикливаться на острых углах, ищите точки соприкосновения. Пусть говорит ваш собеседник.

Принцип 7. Пусть собеседник почувствует, что ваша идея принадлежит ему самому.

Ральф Уолдо Эмерсон однажды сказал: «В любом труде гения мы узнаём наши собственные отвергнутые мысли. Они снова возвращаются к нам, полные чужеродного величия». Понимаете, к чему я веду? Вашему собеседнику нужно, как воздух, почувствовать свою значимость, почувствовать себя гением. Так дайте ему то, чего он хочет! Подкиньте ему идею, а потом восхититесь ею после того, как она прозвучит из уст говорящего. От того, что вашу идею высказал другой человек, она не перестаёт быть вашей. Помните об этом. Великий мудрец древности Лао Цзы говорил: «В реки и моря вливаются сотни горных потоков, потому что реки и море расположены ниже гор и властвуют над всеми горными потоками».

Принцип 8. Научитесь видеть глазами другого человека.

Умение ставить себя на место других — очень полезное качество. Если вы хотите добиться невероятных результатов в общении с другими, вам придётся хорошенько разработать этот навык. Зато он вам сослужит большую службу! Он научит вас быть мудрее. Научит представлять ситуацию глазами другого человека, научит понимать мотивы совершения чего-либо. Это учит нас лучше познавать человеческую натуру!

Не осуждайте людей, а пытайтесь их понять. Осудить вы всегда успеете. А вот понять другого человека — это настоящее искусство. Будьте искусным переговорщиком. Говорите только то, что сами бы хотели услышать. Не забывайте: учитывая точку зрения других можно многого добиться!

Принцип 9. Проявляйте сочувствие и понимание к мыслям и желаниям других.

Куда проще быть нейтральным и бесчувственным человеком по отношению других, не так ли? Но верный ли этот путь? Вряд ли. Результативнее не осуждать людей, а понимать и сочувствовать их мыслям и желаниям. Говорите так: «Я ни на йоту не порицаю вас за ваши чувства. Если бы я был на вашем месте, то чувствовал бы тоже самое». Вдумайтесь в эти слова. Если бы вам сказали такое, чтобы вы почувствовали? Понимание, поддержку и уважение. То же нужно и вашему партнёру.

Принцип 10. Взывайте к благородным побуждениям.

Как вы думаете, какого мнения человек о себе? Плохого? Хорошего? Скорее, он считает себя самым лучшим человеком, который когда-либо жил на Земле. Учитывайте это. Люди считают, что они поступают исходя из самых бескорыстных побуждений, которые только могут быть. Люди считают себя благородными рыцарями в блестящих доспехах, а не злобным тёмным драконом, с которым и борется рыцарь. Благородные побуждения — вот то, что может заставить вашего собеседника встрепенуться и повернуться к вам лицом. Взывая его к высоким чувствам, вы, опять же, оказывайте собеседнику уважение и доверие. Вы, тем самым, считаете его именно тем, человеком, которым он сам себя считает — белым рыцарем в блестящих доспехах!

Принцип 11. Представляйте свои идеи в виде шоу!

На кого вам интереснее смотреть: на угрюмого пассивного пессимиста или на активного веселого пессимиста? На лекциях в университете, вам интереснее слушать монотонное скучное считывание текста или наглядную презентацию с пояснениями лектора? Думаю, что ответ в обоих случаях очевиден. Теперь, станьте лектором в глазах вашего студента-собеседника. Подумайте, как он лучше будет усваивать информацию. Удовлетворите потребность собеседника в зрелище! Если есть возможность, делайте наглядные презентации и показывайте их, чем монотонно проговаривать ваши идеи и мысли. Если презентация вовсе не обязательна — не беда. Ваши изъяснениями должны быть чёткими, по возможности эмоциональными. Представьте себя телеведущим. Вспомните, как он ведёт телепрограмму. И… действуйте в соответствии с этим!

Принцип 12. Бросайте вызов!

Что мотивирует человека лучше? Что даёт ему возможность максимально возможно самовыражаться? Обычная рутинная работа или по-настоящему стоящее дело? Конечно же, второе! Бросьте вызов собеседнику, скажите, что верите в него и знаете, что у него всё получится! Поддерживайте его в любых начинаниях, особенно в рисковых. Если чувствуете, что человек не уверен и не решителен — дайте ему «таблетку мужества». Скажите, что несмотря ни на какие трудности, он с честью их преодолеет и достигнет своей цели! Бросайте вызовы и получайте заслуженные результаты сполна!



2016-09-17 1081 Обсуждений (0)
Типы коммуникативных барьеров. Приемы повышения эффективности общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы коммуникативных барьеров. Приемы повышения эффективности общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1081)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)