Нечленимые слова-предложений
Слова-предложения делятся на несколько групп в зависимости от их функции в речи. Утвердительные слова-предложения: - Серой пахнет. Это так нужно? -Да (Ч.); - Становитесь по местам. Пора. Луна восходит? - Точно так (Ч.); - Правда, правда... - подумал Посудин. - И как я этого раньше не знал! (Ч.); - Ну, хорошо, хорошо, - продолжал он, не глядя на мужиков, - я прикажу... хорошо, ступайте. (Мужики не поднимались.) - Ну, да ведь сказал вам... хорошо. Ступайте же (Т.); - А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут. - Еще бы! (Г.); - Прощай, Сергей... Случится тебе быть на Волге - может, заглянешь?.. Симбирского уезда, деревня Мазло, Николо-Лыковской волости... - Ладно, -сказал Сережка (М. Г.); - Вам бы надо побриться, Глеб Иванович. - Конечно, я сейчас (Закр.); - Это понятно? - Так точно, - тихо произнес комендант (Б. Пол.); - Руки чешутся? - Точно (Б. Пол.). Отрицательные слова-предложения: - Вас бы проводил кто-нибудь, моя крошка. - О, нет, нет! (Ч.); - Вы спите? - Нет, - ответил гость (Ч.); - Не люблю, когда на меня глядят. - Неправда, любите (Б. Пол.). Слово-предложение может представлять собой ответ, неопределенный по содержанию, значение его - промежуточное между утверждением и отрицанием: - Вот увидишь, Савватеич, после тебе стыдно будет. - Ничего, Федор Григорьевич, голый разбоя не боится (Б. Пол.). Вопросительные слова-предложения: - Петруша! - А? (Ч.); - Евгений Николаевич! - Спит, - вздохнул седоватый офицер. - Евгений Николаевич! - Ну? - Листницкий свесил ноги (Шол.); - Ну-с, тетушка, - сказал хозяин, - сначала мы с вами споем, а потом попляшем. Хорошо? (Ч.); - Да ведь Шипиловка только что числится за тем, как бишь его, за Пенкиным-то; ведь не он ей владеет: Сафрон владеет. - Неужто? (Ч.); - Он хотел доставить тебе удовольствие. - Да? (Ч.). Междометные эмоционально-оценочные предложения (выраженные эмоциональными междометиями): Я ответил, что она [Маша] осталась в крепости на руках у попадьи. - Ай, ей, ай! - заметил генерал (П.); - Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? (Ч.); - Боже мой, окунь! Ах, ах... Скорей! Сорвался! (Ч.); - Тьфу! - удивилась Раиса, пожимая плечами и крестясь (Ч.); - О-о! - застонал громадный мужчина. - Уши вянут. - Старичок, его сосед, тихонько засмеялся (Шукш.). Междометные побудительные предложения (выраженные императивными междометиями): - Бедная, плачет теперь где-нибудь в потемках! - думал он. - А извозчик на нее: цыц! цыц! (Ч.); - Цыц! - крикнул на нее хозяин (Ч.); - Я люблю вас! - Тс... (Ч.); Ау! Константин Гаврилович... Ау! (Ч.); - Не играйте! - замахали старшины музыкантам. -Тс!.. Егор Нилыч спит... (Ч.); - И баста! - вслух сказал Олесь, останавливая тягостные мысли (Б. Пол.).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |