Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вокативные предложения



2016-09-17 1377 Обсуждений (0)
Вокативные предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос об этих предложениях решается в лингвистике по-разному: одни ученые считают их особым типом односоставных предложений [Шахматов], другие включают в состав номинативных [Руднев], третьи относят к нечленимым структурам [Галкина-Федорук, Горшкова, Гвоздев, Попов], четвертые рассматривают как тип, стоящий на границе односоставных и нечленимых предложений [Бабайцева], пятые включают в список несамостоятельных именных односоставных предложений наряду с именительным представления и постпозитивным номинативом [Гайсина].

В качестве вокативных предложений рассматриваем изолированные обращения, сопровождающиеся особой интонацией, которая передает сложные чувства, волеизъявление, мыль (радость, упрек, удивление, возмущение, негодование, недоумение и т.д.).. При этом вокативное предложение оформляется как самостоятельное (т.е. имеет знак конца предложения).

Структурную схему данного типа предложений не выделяют.

Итак, вокативные предложения – это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления. Они содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей призыв, побуждение к прекращению действия, несогласие с собеседником, укор, упрек, сожаление, негодование и т.п.: – Бабушка! – укоризненно и с расстановкой произнесла Олеся (А. Куприн); Аркадина (тихо): – Это что-то декадентское. – Треплев (умоляюще и с упреком): – Мама!!! (А. Чехов). МЫ БУДЕМ ОТНОСИТЬ ИХ К НЕЧЛЕНИМЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ.

 

7.

В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения, его грамматической природе, решался по-разному.

Представители логического направления (А.X. Востоков, Ф.И. Буслаев) рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку в предложении как синтаксической единице усматривалась обязательная двучленность структуры, связанная с построением логического суждения, которое мыслилось только как двучленное.

Не была достаточно выявлена специфика односоставных предложений и лингвистами психологического направления, признававшими основой предложения сказуемое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Без сказуемого предложение считалось немыслимым, так как только сказуемое способно выразить «особое движение мысли, известное под именем „предицирования“». Естественно поэтому, что, например, односоставные предложения, имеющие в качестве главного члена форму именительного падежа существительного (номинативные предложения), признавались неполными. А.М. Пешковский, связывая категорию сказуемости, как категорию, создающую предложение, с формами глагола или словами, связанными с этими формами, также сужал круг семантико-структурных типов предложений.

Так, номинативные предложения он квалифицировал как имеющие в своем составе сказуемое - именительный падеж существительного.

Большое внимание односоставным предложениям в русском языке уделил А.А. Шахматов. Называя одночленные предложения односоставными, А.А. Шахматов в соответствии с общим пониманием коммуникации как психологической основы предложения дает новое толкование предложению с одним главным членом: «Член предложения, соответствующий по своему значению сочетанию субъекта с предикатом, мы назовем главным членом, главным членом односоставного предложения; в односоставных предложениях, таким образом, не нашло себе словесного выражения то расчленение, которое с несомненностью обнаруживается в самой коммуникации». Признание двусоставного предложения в качестве образцовой модели предложения приводит А.А. Шахматова к определению односоставной структуры по аналогии с двусоставным предложением, т.е. к сближению ее главного члена то с подлежащим, то со сказуемым. При этом ученый замечает: «Главный член бесподлежащных предложений по форме соответствует сказуемому двусоставного предложения. Но, конечно, это не сказуемое, точно так же как в односоставных подлежащных предложениях нельзя говорить о подлежащем». Отсюда и непоследовательность в шахматовской классификации односоставных предложений: подлежащные, бесподлежащные, вокативные и безличные, причем к подлежащным относятся и генитивно-именные, и предложно-именные предложения.

Недостаточно четко выявив сущность односоставности, А.А. Шахматов очень много сделал в описании отдельных видов односоставных предложений (см., например, классификацию безличных предложений).

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный семантико-структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Что же касается определения круга односоставных предложений, деления их на группы, а также отграничения некоторых видов односоставных предложений (например, номинативных) от схожих по форме синтаксических явлений, то в этом отношении еще не достигнуто единство во взглядах.

Так, не всегда выделяются определенно-личные односоставные предложения. Кроме того, инфинитивные предложения считаются либо особым видом односоставных предложений, либо включаются в разряд безличных.

Особенно много разногласий относительно разновидностей номинативных предложений. Например, Н.Ю. Шведова отграничивает номинативные предложения от схожих по форме синтаксических явлений: собственно названий; именительного представления; слов и словосочетаний, выражающих приветствия; слова - сказуемого по отношению к подлежащему, названному в предшествующем контектсте и некоторых других (данная точка зрения разделяется большинством лингвистов). В другом случае все названные конструкции зачисляются в разряд номинативных предложений. Последнее связано с принципиально иным толкованием сущности номинативного предложения, при котором считается возможным отнесение к номинативным предложениям конструкций с именительным падежом существительного в функции сказуемого. Вопросы типологии односоставного предложения глубоко разработаны в трудах В.В. Бабайцевой и П.А Леканта.

В академической Грамматике-80 односоставные предложения (они называются однокомпонентными) делятся на две группы. Спрягаемо-глагольный класс включает предложения двух типов: 1) Светает; Морозит; 2) Стучат; Зовут. Неспрягаемо-глагольный класс шире по своему составу. Сюда относятся предложения именные: 1) Тишина; Весна; 2) Народу!; 3) Врача!; 4) Ему рады; инфинитивные (Молчать!; Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!); наречные: 1) Грустно; Холодно; 2) В комнате натоплено. Такая классификация исходит прежде всего из формы главного члена, причем в ней не представлены предложения типа Пишу письмо; Что имеем, не храним... (предложения с определенно- и обобщенно-личным значением).

ВОПРОСЫ

1. Какие предложения называются односоставными?

2. Какие типы предложений выделяются среди глагольно-личных односоставных? Что объединяет их в группу глагольно-личных предложений?

3. Чем выражается главный член в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях? Почему глаголы в форме прошедшего времени не могут быть главным членом определенно-личного предложения?

4. Какие предложения называются безличными? Чем отличаются безличные предложения от глагольно-личных? Чем выражается главный член безличных предложений и в каких формах?

5. Какие предложения называются номинативными? На какие группы они подразделяются?

6. Какие синтаксические конструкции нужно отличать от односоставных предложений?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Укажите, чем выражен главный член определенно-личного предложения. Преобразуйте в двусоставные предложения. Какие личные местоимения 1 или 2 лица можно использовать в качестве подлежащего?

7. Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех (Исак.)

8. Скоро вырастешь большим, крепким молодцом, на заводе у машин станешь за станком (Агний Барто)

9. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом (Смел.)

10. Не ревнуй, дорогая, к Черному морю меня (Матус.)

11. Люблю вагонов и кают геометрический уют (Шеф.).

Задание 2. Найдите в составе сложных предложений предикативную единицу, являющуюся неопределенно-личным предложением. Определите способ выражения главного члена.

1. Опять вошла со двора собака, ее гонят…

2. Звонят, откройте двери.

3. Когда подали лошадь, уже всходило солнце.

4. Тише, вас могут услышать.

Задание 3. Разграничьте определенно-личные и неопределенно-личные предложения. Определите способ выражения главного члена предложения.

1. Будем память, как книгу, листать (Сурков)

2. Спали коротко, крепко, чутко, много думали, ели мало (Маргарита Алигер)

3. Пете уже разрешали гулять около дома (В. Катаев)

4. О жизни думать не устанем! (Баук.)

5. На бульваре в утеху людям продают душистый горошек (Маргарита Алигер).

6. Едем бором, черными лесами (Бун.).

7. Вас могут услышать (Ч.)

Задание 4. Выпишите только обобщенно-личные предложения.

Береги честь смолоду.

Что имеем - не храним, потерявшиплачем.

Не родись красивым, а родись счастливым

Снявши голову по волосам не плачут.

В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров)

На чужой роток не накинешь платок.

В зале пели.

В соседнем классе шумят.

В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев).

Нас пригласили в комнату.

Ему здесь рады.

Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Задание 5. Назовите способ выражения главного члена безличного предложения. Постройте схемы предложений.

1. На улице скоро стемнеет (Каз.)

2. Всюду пахнет лесом (Т.)

3. Ночью опять нанесло туман (Пауст.)

4. Скорее бы светало! (Т.)

5. Писем не было.

6. В полях будет мертво и сухо.

7. Внутри просторной дорожной коляски было темно (Кор.)

8. Об этом давно уже было сказано.

9. Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною (Фат.)

10. Нет ничего радостнее труда (Н.О.)

11. Нельзя жить только старой славой (Н.О.)

12. Идти было весело и интересно (В. Катаев)

13. Мне грустно на тебя смотреть.

Задание 6. Разграничьте безличные и инфинитивные предложения.

1. Никого из зала не выпускать, поставить часовых! (Н.О.)

2. Таких кулаком и учить (Н.О.)

3. Отыскать эту аллейку оказалось нелегко (Гран.)

4. Быть тебе Репиным! (Пауст.)

5. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме! (Ч.)

6. Нам ли судить о таких делах? (Шол.)

Задание 7. Прочитайте теоретический материал.

Различают следующие семантические типы номинативных предложений:

1. Бытийные. Они утверждают бытие какого-либо предмета, явления. Мороз и солнце! И цветы, и шмели, и трава, и колосья. Они могут быть как распространенными, так и нераспространенными. Прекрасное утро.

2. Указательные. По семантике такие предложения остаются бытийными, осложняются только указательно-выделительной интонацией. Вот моя деревня. Вон лестница. Их цель – выделить отдельный предмет. В структурную схему таких предложений входят указательные частицы.

3. Оценочно-бытийные. В них содержится оценка предмета речи. Ну и мороз! Какая красота!

4. Побудительно-номинативные. Иногда таковыми они становятся в некоторых случаях. Например, хирург просит: «Шприц! Зажим!». Или обращаются к публике: «Внимание! Тишина!»

Номинативные предложения могут быть распространенными, если в качестве распространителя выступают согласованные и несогласованные определения. В этом случае предложения легко квалифицируются как односоставные. Зимний день. Тихое море. Дом отца. Лестница, ведущая на чердак. Эти конструкции нельзя путать с двусоставными предложениями, в которых прилагательное занимает постпозицию и выполняет функцию сказуемого. День зимний. Утро тихое.



2016-09-17 1377 Обсуждений (0)
Вокативные предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вокативные предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)