Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные ресурсы. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



2016-09-17 603 Обсуждений (0)
Информационные ресурсы. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

План

1. Понятие о распространенном предложении. Общее представление о второстепенных членах предложения.

2. Согласованные и несогласованные определения.

3. Приложения

4. Прямые и косвенные дополнения.

5. Обстоятельства.

6. Синкретизм второстепенных членов предложения

7. Понятие о детерминантах.

Основная литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н. Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

Дополнительная литература

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.

2. Распопов И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

3. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

Информационные ресурсы

1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm

2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику http://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39

3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику http://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf

1.

Распространённое предложение – простое предложение, в состав которого (в отличие от нераспространённого предложения) входят второстепенные члены, поясняющие и уточняющие подлежащее, сказуемое или предложение в целом. Расширение состава предложения происходит за счёт слов и словосочетаний, выступающих в форме, предопределённой подлежащим или сказуемым, или в форме, закреплённой в языковой системе для выражения определённых компонентов смысла предложения, напр.: Не пришёл из-за болезни; Снег забивался в ворот штормовок – ледяным обручем стискивал горло (Семёнов-Спасский); Об этом молчать! Морозка старался не вспоминать о поездке в госпиталь (Фадеев). В образованном на основе различных видов подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) словосочетании имеют место определительные, объектные или субъектные отношения, напр.: не вспоминать о поездке – управление, отношения объектные; поездка в госпиталь – слабое управление, отношения определительные.

Члены предложения, не входящие в его предикативную основу, называются второстепенными. Они важны не для формальной, а для смысловой организации предложения. Бывают нераспространенными (выраженными одной словоформой) и распространенными.

По отношению к частям речи (морфологии) все члены предложения (включая главные) делятся на морфологизированные и неморфологизированные.

Морфологизированные ЧП выражены частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной, вытекающей из значения и формы части речи. Так, первичная синтаксическая функция имен существительных – подлежащее и дополнение. Морфологизированное подлежащее — это существительное в форме именительного падежа. Морфологизированное дополнение — это существительное в форме одного из косвенных падежей. Морфологизированное определение – это прилагательное, причастие, порядковое числительное, определительные и др. местоимения.

Неморфологизированные члены предложения – такие члены предложения, для которых данная синтаксическая функция является вторичной, неосновной.

Вторичная синтаксическая функция имен существительных – несогласованное определение, обстоятельство, сказуемое. Неморфологизированное определение – это существительное в форме косвенного падежа или инфинитив.

 

2.

Определение— второстепенный член предложения с атрибутивным значением, обозначающий качество или отличительные признаки предметов. Отвечает на вопросы какой? чей?

Морфологизированным является определение согласованное, т.е. образованное на основе связи согласование:

1) имя прилагательное: ХОРОШАЯ погода, СТАРЫЕ журналы;

2) причастия: ГОВОРЯЩИЙ попугай, ПРОЧИТАННЫЕ книги;

3) местоимения-прилагательные: МОЙ кот, НАШИ дети, ЭТОТ дом, КАЖДЫЙ человек, НЕКОТОРЫЕ студенты;

4) порядковые числительные: ПЕРВЫЙ класс, В ТРЕТЬЕМ ряду;

Таким образом,согласованные определения выражаются теми частями речи, которые, относясь к определяемому слову, способны уподобляться ему в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде: прилагательными: Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо (А.К. Т.); причастием: Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе (Т.); местоименным прилагательным: Крепость наша стояла на высоком месте (Л.); порядковым числительным: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные (Т.); За третьими воротами ждал экипаж (Наб.); количественным числительным один: Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть (Л.).

Определением нельзя считать прилагательное, входящее в устойчивое фразеологическое сочетание: Черное море, железная дорога, грудная жаба, белый гриб, носовой платок и т.д.

Неморфологизированные — это несогласованные определения, среди которых выделяют 2 вида: управляемые и примыкающие.

Управляемые определения образуются на основе связи управление и выражаются именами существительными:

1) указывающими на принадлежность чего-либо кому-либо, части — целому. Напр.: сумка (чья?) СЕСТРЫ, миска (чья?) КОТА, студенты ИНСТИТУТА, клуб ШАХМАТИСТОВ (ср.: шахматный клуб);

2) характеризующими предмет по различным деталям. Напр.: лодка (какая?) С ПАРУСОМ, девочка (какая?) С КОСОЙ, мужчина В ШЛЯПЕ, ситец В ГОРОШЕК, утро (какое?) БЕЗ ДОЖДЯ;

3) конкретизирующими, суживающими понятие. Напр.: учитель ФИЗИКИ, министр ПРОСВЕЩЕНИЯ, специалист ПО ИНФОРМАТИКЕ, эпоха КЛАССИЦИЗМА;

4) характеризующими предмет путем уподобления другому предмету. Напр.: прическа (какая?) ЕЖИКОМ, нос КАРТОШКОЙ, борода КЛИНОМ (это так называемый Творительный сравнения);

5) указывающими на материал, из которого данный предмет изготовлен. Напр.: сковорода из АЛЮМИНИЯ, рубашка ИЗ СИТЦА, брошка ИЗ ЗОЛОТА;

6) указывающими на назначение. Напр.: крем ДЛЯ ЗАГАРА, тушь ДЛЯ РЕСНИЦ, мазь ДЛЯ ЛЫЖ, цветы ДЛЯ МАМЫ;

7) дающими качественную характеристику предмету (обычно в словосочетаниях). Напр.: человек РЕДКОЙ ДОБРОТЫ (=очень добрый); товар ПЕРВОГО СОРТА (=первосортный); депутат ЛЕВЫХ УБЕЖДЕНИЙ, мужчина ВЫСОКОГО РОСТА;

8) характеризующими предмет с точки зрения пространственного расположения (в том случае, если они тесно примыкают к определяемому слову). Напр.: Дом НА ГОРЕ был виден хорошо.

Примыкающиеопределения образуются на основе связи примыкание и атрибутивных отношений и бывают выражены:

1) неизменяемыми прилагательными: пальто БЕЖ, шарф БОРДО;

2) наречиями, выражающими качественную характеристику предмета: прогулка ВЕРХОМ, разговор ПО-АНГЛИЙСКИ, яйца ВСМЯТКУ; реже используются наречия, характеризующие предмет по его местоположению: соседка СЛЕВА, дом НАПРОТИВ;

3) сравнительной степенью прилагательных: девушка ПОПРОЩЕ, мальчик ПОНИЖЕ;

4) инфинитивом: искусство РАССКАЗЫВАТЬ, дар ПРЕДВИДЕТЬ, необходимость УБЕЖДАТЬ.

Несогласованные определения могут быть выражены 6) фразеологическими сочетаниями, а также словосочетаниями синтаксически нечленимыми. В предложении Тут, верно, клятвы вы прочтете в любви до гробовой доски (П.) определение выражено фразеологическим сочетанием до гробовой доски.

В роли определения, выраженного синтаксически нечленимым словосочетанием, чаще всего выступают сочетания существительного в родительном падеже с согласованным с ним количественным числительным: Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца(Т.); сочетания существительного с прилагательным в творительном падеже: Ему [Челкашу] сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами (М. Г.), - Вот оно, значит, как случается, - произнес старый николаевский солдат с ноздреватым носом (Пауст.). Синтаксически не членимы словосочетания, состоящие из имен прилагательного и существительного в родительном падеже, в которых невозможно отделить имя прилагательное, поскольку именно в нем заключается обозначение разграничительного признака. В предложениях Из лодки вышел человек среднего роста (Л.); На нем было коротенькое пальто бронзового цвета и черный картуз (Т.); Застегнул крючки бекеши, надвинул на брови солдатскую искусственного каракуля папаху (А.Н. Т.); Три дня кряду мое внимание привлекала эта коренастая фигура и лицо восточного типа (М. Г.); Это были муж, жена, их мальчик лет семи необыкновенной красоты (Фед.); Мальчикам близкого мне возраста было по тринадцати лет (Паст.) словосочетания среднего роста, бронзового цвета, искусственного каракуля, восточного типа, необыкновенной красоты, близкого возраста синтаксически не членимы.

Реже встречаются определения, выраженные синтаксически нечленимыми словосочетаниями других типов. Например: Через несколько минут мы были у костра в кругу четырех чабанов, одетых в овчины шерстью вверх (М. Г.); Верхняя нагретая вода лежит слоем в десять - двенадцать метров толщиной на глубокой холодной воде и с ней совершенно не смешивается (Пауст.).

В современном русском языке, особенно в газетно-публицистическом стиле, заметно расширяется употребление в качестве несогласованного определения формы именительного падежа, как одиночного, так и кратного. Такие свободные синтаксические формы активно используются в языке газеты: пост четыре; телепередача Луна - Земля; перелет Лондон - Манчестер; сообщение Пенза - Калуга; рейд «завод - поле»; история Печорин - Грушницкий; проблема «учитель - ученик».

Приложения

Приложение ‑ это определение, выраженное именем существительным (морфологизированный член предложения), стоящим в том же падеже, что и определяемое слово.

Связь между приложением и определяемым словом — взаимосогласование, основанное на аппозитивных отношениях, так как подчинение приложения формально не выражается. В связи с этим возникают трудности при определении главного слова и приложения.

Разграничение это возможно только на уровне семантики.

Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка(Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.).

Приложением считаются:

1) существительные, уточняющие первое название и стоящие в постпозиции. Напр.: Хозяин, немолодой мужчина, стоял на пороге; Его, учителя, в деревне уважали;

2) существительные, конкретизирующие понятие, сужающие объем значения. Напр.: учительница-ХИМИК, художник-ПОРТРЕТИСТ, студент-ОТЛИЧНИК;

3) к предыдущей группе примыкают существительные, указывающие на видовой признак. Напр.: заяц-БЕЛЯК, дрозд-РЯБИННИК, шапка-УШАНКА;

4) существительные, содержащие качественную характеристику предмета. Напр.: дуб-БОГАТЫРЬ, КОРОЛЕВА-сосна, город-ГЕРОЙ, сорока-ВОРОВКА, певец-СТРАДАЛЕЦ, улица-ЗМЕЯ, БОЛТУН-скворец;

5) существительные, являющиеся именами собственными и не обозначающие лицо. Напр.: станция ЗИМА, МОСКВА-река, озеро БАЙКАЛ, город ТОМСК. Однако при сочетании нарицательного существительного с именем собственным человека приложением является имя нарицательное, напр.: ГРАФИНЯ Безухова, КРАСАВЕЦ Анатоль, КУЧЕР Селифан и под. В отличие от имен людей, клички животных являются приложениями: кот ФИЛЯ, пёс ШАРИК, попугай КЕША.

Приложение может обозначать:

1) название предмета (географического объекта, сооружения, учреждения, произведения, продукта, товара..): река Волга, озеро Байкал, роман «Евгений Онегин», журнал «Мурзилка», кинотеатр «Октябрь», миноносец «Петр Великий»;

2) различные характеристики предмета:

а) по назначению: сумка-холодильник, дом-фургон;

б) по качественному признаку: девушка-активистка, школьник-второгодник;

в) по специализации: художник-маринист, студенты-юристы;

г) по роду занятий: Анка-пулеметчица, девушка-модель;

д) по подобию: юбка-колокольчик, месяц-серп;

е) по возрасту: малышкасестренка,стариксосед;

ж) по национальности: продавец-грузин, учитель-француз;

Приложение может также присоединяться союзом как в значении «в качестве»: Он прославился как прекрасныйоратор.

Приложения могут быть выражены существительными, в контексте утратившими свое конкретное значение и превратившимися в указательные слова (человек, люди, народ, женщина, дело и др.). При них обязательно должны быть поясняющие слова, в которых и заключается характеристика предмета. Например: Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович, человек в очках, с маленькой светлой бородкой, уроженец какой-то далекой губернии (М. Г.); Через деревню проезжал иногда на беговых дрожках или в коляске инженер Кучеров - строитель моста, полный, плечистый, бородатый мужчина в мягкой помятой фуражке (Ч.).

При сочетании имени существительного собственного (имени лица) и нарицательного обычно приложением выступает имя нарицательное: Через полчаса граф Кошиц икорнет Севский уже стояли на подъезде того дома, где жила Сосновская (Бун.); Ей казалось, что Рыбину, пожилому человеку, тоже неприятно и обидно слушать речи Павла (М. Г.). Однако в случае необходимости уточнить лицо, конкретизировать его, в качестве приложения может быть употреблено имя собственное при нарицательном. В таком случае основное значение имеет признак лица. Например: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).

Имена собственные - названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки), всегда являются приложениями и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с броненосца «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.); Во время испытания танкера «Ленинград» судостроители спустили на воду еще одно такое же судно - «Клайпеда».

Отсутствует согласование и у приложений, являющихся прозвищами: У Владимира Красное Солнышко, а также у приложений-топонимов: На станции Пушкино; На озере Байкал.

Приложение может присоединяться к определяемому слову при помощи пояснительных союзов то есть, а именно, или, как и др.: Степь, то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина, окружала нас (Акс.); Клавичек, как пекарь по профессии, посылался контролером в отдел снабжения (Н. Остр.); Этот небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор (Г.); при помощи слов например, по имени, по прозванию, по фамилии, по кличке, по профессии, под названием и подобных: В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок (М. Г.); ...Я должен был поступить в лакеи к одному петербургскому чиновнику, по фамилии Орлов (Ч.).

Приложения могут быть распространенными, могут составлять, однородные ряды: Со стороны матери у меня был всего один близкий родственник - ее единственный оставшийся в живых брат Василий Иванович Рукавишников (Наб.); Но вот появляется настоящий спаситель, наш кучер Захар, рослый выщебленный оспой, человек, в черных усах, похожий на Петра Первого, чудак, любитель прибауток, одетый в нагольный овечий тулуп, с рукавицами, засунутыми за красный кушак (Наб.).

Для разграничения определяемого слова и приложения следует учитывать следующие признаки:

· если одно из существительных является подлежащим, то сказуемое согласуется с ним, а не с приложением: Журнал«Итоги»уже продан. – Журнал продан; Девушка-почтальон разносила газеты. – Девушка разносила;

· если при склонении одно из слов сохраняет форму именительного падежа, то это приложение: журнал «Итоги», в журнале «Итоги»;

· в необособленных приложениях при сочетании нарицательного и собственного имени неодушевлённых предметов приложением является имя собственное: река Волга, журнал «Итоги»;

· при сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является имя нарицательное: директор Ушаков, брат Иван;

· при сочетании нарицательных и собственных имен возможны варианты, поэтому в данном случае следует учитывать значение имен существительных (приложение обычно указывает на качество, свойство, национальность, возраст, профессию, социальное положение, родственные связи предмета).

Примечание. Определяемое слово и приложение нередко сливаются в цельное сочетание – один член предложения (княжна Марья, товарищ капитан, капитан Иванов, Волга-матушка, Иван-царевич, Аника-воин, матушка-Земля, матушка-Русь), а иногда и в одно слово (диван-кровать, платье-костюм, хлеб-соль..

4.

Дополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, который обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, выраженного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей (что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?).

Морфологизированным дополнением является имя существительное в косвенных падежах с предлогами или без них, а также субстантивированные части речи. Напр.: читаю КНИГУ (сущ.); говорили ОБ ЭТОМ (мест.); пересказать ПРОЧИТАННОЕ (прич.); увидел ТРОИХ (числ.).

Неморфологизированное дополнение выражено инфинитивом: советую ПРОЧИТАТЬ, прошу ПРИЙТИ; Мне велено ИСПОЛНИТЬ твою просьбу (П.).

Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола в винительном, иногда в родительном падеже ‑ и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей). Например:

Тренер вручил юному футболисту его первую медаль.

В данном предложении слово футболисту является косвенным дополнением, а слово медаль — прямым.

Сказуемые, выраженные переходными глаголами с отрицанием, могут иметь при себе прямое дополнение в форме родительного падежа без предлога. Например: Но не вернуть ей дней былых (Н.).

В форме родительного падежа без предлога может быть дополнение, обозначающее неодушевленный предмет, при безлично-предикативных словах жалко, жаль; жалко времени, жалко жизни (ср. жалко брата, жалко женщину); И чего-то нам светлого жаль (Бл.).

Косвенное дополнение - это дополнение, выраженное формами винительного падежа с предлогами, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу (П.), Я нажимаю на кнопку звонка (Ард.).

В роли дополнения может выступать инфинитив.Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его о чем? уехать). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

Дополнения, относящиеся к членам предложения, выраженным именами существительными, могут приобретать определительный оттенок значения, т.е. совмещать функцию дополнения с функцией определения. Такая функциональная осложненность наблюдается при поясняемых словах - существительных со значением высказывания, мыслительной деятельности или с другими близкими к этим значениями. Пояснительное слово в таком случае обозначает предмет или содержание мысли, речи: Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль (какую? о чем?) о деревне (М. Г.); Его охватывала волна воспоминаний о своей деревеньке (М. Г.); В их львином реве гремела песня о гордой птице (М. Г.); Оба они занимали друг друга расспросами о личных переживаниях... (Фед.).

Объектное значение осложняется определительным и в некоторых других случаях, при поясняемом слове - существительном отвлеченного значения: И уверенность в победе слышат птицы в этом крике (М. Г.); Нету больше страха перед судьбой (М. Г.).

При совмещении объектной и определительной функции есть основание говорить об определительных дополнениях.

5.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие (время, причину, условие), или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака: пришёлпоздно (когда?), плакалот обиды (по какой причине?), оченьвспыльчив (в какой степени?) и др.

Обстоятельства могут выражаться:

1) наречием: исследоватьглубоко, стрелятьметко;

2) падежными формами существительных (с предлогами и без предлогов): относитьсяс сочувствием, петьфальцетом;

3) деепричастиями: шуметьне переставая;

4) сравнительной степенью наречия: аргументироватьобстоятельнее;

5) инфинитивом: поехатьотдохнуть;

6) нечленимым словосочетанием: отсутствоватьдве недели;

7) фразеологизмом: прочитатьот корки до корки.

Морфологизированное обстоятельство выражается наречием: шел БЫСТРО, СВЕРХУ капало, приготовленный ВОВРЕМЯ. Морфологизированным считается также обстоятельство, выраженное существительным, соотносимым с наречием. Напр.: смотрел С ГРУСТЬЮ (=грустно); разглядывал С УДИВЛЕНИЕМ (=удивленно); работал с НАПРЯЖЕНИЕМ (=напряженно).

Неморфологизированные обстоятельства выражаются существительными в косвенных падежах, деепричастиями и инфинитивами. Напр.: НА УЛИЦЕ было тихо; Он МОЛЧА кивнул; Я пришел (с какой целью, зачем?) ПОГОВОРИТЬ с тобой.

 

Виды обстоятельств

Виды обстоятельств Вопросы Примеры
Места где? куда? откуда? докуда? появились вдали проводил до станции
Времени когда? с каких пор? до каких пор? приехали накануне остался до утра
Причины почему? отчего? задержался из-за непогоды;Мы опоздали ИЗ-ЗА АВАРИИ. ОТ МОРОЗА побелели деревья. СГОРЯЧА я не заметил сигнала.
Цели зачем? для чего? сделать назло; На станции мы сошли ПООБЕДАТЬ. Дочь присутствовала в столовой ДЛЯ УКРАШЕНИЯ СТОЛА (Ч.); Ты сделал это НАРОЧНО.
Образа действия как? каким образом? приплыли быстро;
Меры сколько раз? как много? как долго? звонил дважды;Маша учится ХОРОШО. Отец ходил С ТРУДОМ.
Степени в какой мере? в какой степени? весьма удивлен; Он повторил это ДВАЖДЫ. ОЧЕНЬ интересная книга. Надоело всё ДО ЧЕРТИКОВ.
Условия при каком условии? при желании научитесь; В СЛУЧАЕ ОТКАЗА возвращайся немедленно. ПРИ СИЛЬНЫХ ВЕТРАХ шумит грозно лес. ЗАБЫВ РОДНОЙ ЯЗЫК, я онемею.
Уступки вопреки чему? вопреки желанию не успел; НЕСМОТРЯ НА УСТАЛОСТЬ, мы вернулись веселые. ВОПРЕКИ ПРОГНОЗАМ погода была хорошая.

6. Синкретизм второстепенных членов предложения.

Некоторые второстепенные члены предложения, выраженные косвенными падежами имен существительных, могут совмещать значения: объектное и обстоятельственное, атрибутивное и обстоятельственное. Такие второстепенные члены предложения являются синкретичными.

Рассмотрим эти случаи.

Дополнения, относящиеся к членам предложения, выраженным именами существительными, могут приобретать определительный оттенок значения, то есть совмещать функцию дополнения с функцией определения. Такое функциональное осложнение наблюдается при поясняемых словах – существительных со значением высказывания, мыслительной деятельности или с другими близкими к этим значениями. Пояснительное слово в таком случае обозначает предмет или содержание мысли или речи. Например: Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль (какую? о чем?) о деревне; В их львином реве гремела песня (какая? о чем?) о гордой птице.

Объектное значение осложняется определительным и в некоторых других случаях, при поясняемом слове – существительном отвлеченного значения. Например: И уверенность (какая? в чем?) в победе слышат в этом крике.

Предложно-именные сочетания в определенной функции могут осложняться обстоятельственными значениями. Например: Это у меня привычка (какая? с каких времен?) с детства.

Определения, выраженные наречиями, также могут быть функционально осложненными. Например: определительно-пространственное значение; временное: Еще более обогащал рыбаков удачный лов белуги (какой? когда?) зимой.

Обстоятельства могут приобретать объектное значение: Шурочка совсем опустилась (куда? на что?) на землю.

 

До сих пор мы говорили о распространителях отдельных членов предложения (присловных), в основном подлежащего и сказуемого. Но есть второстепенные члены предложения, которые распространяют предложение в целом – детерминанты. Детерминант (общий второстепенный член предложения) ‑ распространитель предложения в целом (второстепенный член), относящийся ко всему составу предложения, располагающийся обычно в его абсолютном начале. Детерминанты могут выражать субъектно-объектные и обстоятельственные значения; ср.: Сыну исполнился год; Мне весело; С детьми много хлопот; Здесьего ценят; На улицехолодно. В соответствии с их значением различают детерминирующие дополнения и обстоятельства. Детерминанты характеризуются ослабленной синтаксической связью с остальным составом предложения и способностью употребляться в предложениях любой структуры — двусоставных и односоставных, глагольных и неглагольных; ср.: У нее болит голова; У нее сданы экзамены; У нее трое детей; У нее бессонница.

Субъектные детерминанты:

Дат. п. - кому. Сыну год; Мальчику еще нет года; Емуне хочется (неохота; прост.) ехать. Мнелюбопытно это знать;

Род. п. - у кого. У нас есть время; У следователя имеются доказательства; У отца три сына; У нас лучший в мире читатель; У ученика нет книги; У меня ни копейки; У подростка - никого родных. У него наболело на душе; У больного - ни малейшей надежды.

Для порядочного человека читать чужие письма все равно, что подслушивать.

От его фигуры веет мощью; От стен отдает холодом; От муравьев польза; От лекарств ни вреда, ни пользы; [Анна Павловна:]

Из него вырос ученый; Из меня не получится оратор; Из этой затеи ничего не получится.; [

Обстоятельственные распространители со знач. временным и количественно-временным отвечают на вопросы: когда? в какое время? сколько времени? с какого по какое время? с какого времени? до какого времени? как часто? в который раз? за какое время? в течение какого времени? начиная с какого времени? до какого времени? спустя сколько времени? по прошествии какоговремени? после чего? перед чем? одновременно с чем? к какому времени? В метель все предметы странно увеличиваются; Минутамина путников находил страх; Под осень старик заскучал; За всюисторию города не было такого случая; С неделю больной не мог спать по ночам; Каждый вечер ссора.

Обстоятельственные распространители с пространственным значением отвечают на вопросы: где? в каком месте? на каком пространстве? откуда? с какой стороны? куда? в какую сторону? в каком направлении? по какому пути ? мимо чего? около чего? в стороне от чего? навстречу кому? между чем и чем? Со стороны сада раздаются голоса; Мимо дома гремят трамваи; По всему лесу растут грибы; Навстречу путникам расстилается лента шоссе

Обстоятельственные распространители со знач. причины, следствия, стимула, основания, повода, результата отвечают на вопросы: почему? из-за кого? из-за чего? по какому поводу? по какойпричине? на каком основании? вследствие чего? в результате чего? благодаря чему, кому? По случаю заносов поезда не ходят; Ввиду износа агрегат заменен; Без капли влаги вымирает поле; 3аботами матери в доме тепло и уютно; Благодаря друзьям в семье снова мир; А с какого права можешь ты быть скептиком? (

Обстоятельственные распространители со знач. цели отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради чего? с какой целью? с какими намерениями? во имя чего? В поисках старых рукописей ученый объездил всю страну; Вцелях усиления борьбы за качество принято много полезных решений; Не корысти ради он пошел в учителя.

Обстоятельственные распространители со знач. условия и уступки отвечают на вопросы: при каком условии? в каких условиях? в зависимости от чего? независимо от чего? несмотря на что? В случае необходимоститоварищи меня поддержат; В создавшихся условиях разумнее не встречаться; В зависимости от вашего решения я остаюсь или ухожу.

 

ВОПРОСЫ

1. Какие члены предложения называются второстепенными?

2. В чем отличие второстепенных членов предложения от главных?

3. Какие второстепенные члены мы выделяем? Дайте дефиницию каждого из них.

4. Почему типичным (морфологизированным) способом выражения определения является имя прилагательное, дополнения – имя существительное, обстоятельства – наречие?

5. Чем отличается согласованное определение от несогласованного?

6. Что представляют собой детерминанты? В какой позиции в предложении они обычно находятся?

 

Задание 1. Определите, каким членом предложения могут быть зависимые слова в словосочетании. Подчеркните их как члены предложения. Определите тип связи: согласование, управление, примыкание, аппозитивная связь (в приложениях).

1. Увидеть брата, взять хлеб, ожидание поезда, презрение к врагам, презирать врагов.

2. Моя книга, портфель сестры, его костюм, приехала погостить, выбор вслепую.

3. Врач Иванова, река Днепр, кинотеатр «Украина», студент-юрист.

4. Часто опаздывать, крайне застенчивый, жить в деревне, красный от волнения.

Задание 2. Найдите согласованное определение, определите способ выражения.

1. Девчонка бежит по откосу навстречу веселой воде (Дуд.)

2. Второе зренье нам дает разлука (Тат.)

3. Мой мальчишка крепко спит в кроватке (Орл.)

4. Всякую потерю времени Зина ненавидела (Коч.)

5. Подобрали два бойца у сожженного крыльца мальчика Никиту (А.Б.)

Задание 3. Найдите несогласованное (неморфологизированное) определение. Чем выражено?

1. Я знаю силу слов.

2. Он с детства жил мечтой совершить подвиг (Фад.)

3. Видывал я мосты и побольше (Б. Пол.)

4. На мгновение Андрея охватило желание отвернуться (Гран.)

5. Началась самая бешеная скачка вперегонку (М.-С.)

6. Езда шагом наскучила нам (М.Г.)

7. Вот недавно целый хор из двенадцати сестер Лелю убаюкал (А.Б.)

Задание 4. Укажите вид определения: согласованное (морфологизированное), несогласованное (неморфологизированное).

1. Земляника величиной с орех выглядывала из травы (Вигд.)

2. Березы подмосковные шумели вдалеке (Матус.)

3. Гром подков тревожит тишину (Матус.)

4. Пришла ей пора опомниться.

5. Чьи-то кони стоят у двора (Ес.)

Задание 5. Определите вид дополнения и способ его выражения.

1. Время крепости рушит (Орл.)

2. Человеку нужен весь земной шар (Ч.)

3. Я слабости своей не выдам (Долм.)

4. О тебе кругом гремела слава (Фат.)

5. Опустела без тебя земля (Добр.)

6. Зову гореть и жить грядущим (С.См.)

7. Батальон в эту ночь потерял пятерых.

8. Лес любит острожных и нешумливых (Песк.)

9. Усатый пассажир тоже обратил внимание на спящего (Кат.)

Задание 6. Найдите приложение.

1. Журнал «Наши достижения» заказал мне два очерка.

2. Дорога шла вдоль реки Северский Донец.

3. Коня взял к себе мельник Панкрат.

4. Через час Зуленко привел старенького доктора-армянина.

5. Объявление о смерти Сашки-музыканта несколько смутило меня.

6. Я должен был подготовить генеральского сынка-балбеса к осенним переэкзаменовкам.

Задание 7. Определите вид обстоятельства по значению.

1. Дождят во имя жизни облака (Кул.).

2. Не греет солнце на чужбине (Шев.)

3. Лес сверкал и дымился от счастья (Пауст.)

4. Прилетят птицы голубыми клиньями (Р. Рожд.)

5. Сенокос идет в июле (Марш.)

6. Он просил позвонитьв случаенеобходимости.

7. Он пришел вопреки занятости.

8. Я тебя очень жду.

Задание 8. Найдите детерминанты, укажите способ выражения.

1. Для спортсмена дисциплина – это контролировать себя; Для начинающего у тебя неплохо получается.

2. Мне любопытно это знать;

3. У женщины слезы ручьем.

4. Из этой затеи ничего не получится.; [

5. У ослабленных животных плохое потомство.

6. К концу зимы в городке разместился гвардейский кавалергардский полк (Н. Остр.).

7. Из деликатности никто не стал спорить;

8. Несмотря на частые невзгоды, ему выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом (Пауст).

 



2016-09-17 603 Обсуждений (0)
Информационные ресурсы. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные ресурсы. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)