ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится:
Философия включает в себя:
— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); — теорию познания; — проблемы теории познания и творчества; — этику; — эстетику; — теорию культуры; — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира); — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
5 вопрос.Является ли философия наукой? Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку объективных знаний о действительности (о природе, обществе). Философия (в пер. с греч, яз) - «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия. Сходства. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. А каковы отличия философии и науки?
Вывод: Философия - для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.
Впрос Досократовская философия – ране греческая философия VII – VI в до н.э 1. Миле́тская школа 1. Милетская школа за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность; для Фалеса началом была — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. 2.Эфесская школа Учение о чувствах и о разуме большое внимание оказали мышлению – которое явл великим достоинством. 3. Атомистическая школа Познание По средствам чувств По средствам знания Субъект – мудрец, человек.
Почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. У истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие. Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. Пифагорейская Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение. 7 вопросФилософское учение софистов. Философия Сократа. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. МЕТОД СОКРАТА 1) Ирония – метод вопросов, цель привести собеседника в противоречие с самим собой, исп для того чтобы человек нашел сам себя. 2) Майэфтика – Полевальное искусство которое помогает собеседниу вновь родиться, познавать всеобщее как основу истиной морали. 3) Индукция – отыскание общего в частном, путем анализа и сравнения. 4) Определение – Подведение един понятий под общее. Что такое добродетель? Ее основой явл сдержанность, мужество, справедливость. Приобретает эти качества в процессе самопознания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом . 8 вопрос Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Левкипп - "Ничего не происходит зря, для всего имеется необходимое основание". Принцип жесткого детерминизма. Главное в атомизме. Получили свое название из-за того, что центральным понятием их философии является атом. Абсолютного бытия не существует. Есть только относительное бытие, характеризующееся возникновением и уничтожением. В основе бытия - множество самостоятельных атомов, сочетание которых образует вещи. Демокрит – основатель атамистической школы. Атом – это бытие, а пустота – небытие. Признавал роль органов чувств в познании мира. Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Эмпедокл –написал философские поэмы,рассматривал в качествепервоначал 4 элемента: воздух, вода, земля, огонь. И называл их корнями всех вещей. Смешивание этих корней в определённой пропорции образуют определённую вещь. Анаксагор – иначе объясняет природу. Возникновение и исчезновение вещей для него результат соединения и разделения делимых до бесконечности частиц вещ-ва называл семенами. 9 вопрос Объективный идеализм философии Платона Система объективного идеализма Платона. Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека. Идеи существуют в специальном пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом. Реальным знанием является познание идей. Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души. Бытие – вечное, неизменное, чувственное познание, постигаемое только разумом. Множество бытий Платон называет идеями. Он разделяет действительность на 2 мира. Мир идей и мир чувственных вещей. Первично- мир идей. Вторично – мир чувственное восприятие мира. Материя – первичный материал. Материя может принимать любую форму, она неопределима.
теория познания опирается на своё учение о душе. Как телесное существо, человек смертен, а душа бессмертна. Душа освобождается от телесного мира и путешествует в поднебесной сфере. В теории познания Платон является рационалистом. АНАМНЕЗИС - по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. На вершине божественная идея Бога, блага, добра. Добро – источник истины и красоты. Государство – концентрация красоты и справедливости. Достигается выполением людьми строго определенных функций, соответсв их душам. 10 вопросАристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Философию Аристотель разделил на три вида: · теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); · практическую – о деятельности человека, устройстве государства; · поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика. Аристотель рассматривал логику как учение об истинности и ложности суждений.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, Опровергал идею добра и красоты. Для него формы содержатся в Божественном разуме создают идеал совершенства. Первосущность – божественный разум. мир делился на «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.
существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является.
Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории .
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. · сущность (субстанция); · количество; · качество; · отношение; · место; · время; · положение; и т.д. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой, высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. По мнению Аристотеля: Ни материи, ни формы в чистом виде не существует. Материя основа бытия, а форма то, что позволяет материи превратиться в вещь. Сознание, по Аристотелю, носителем является душа. Философ выделяет три уровня души:
Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития– совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
11 вопоосВозникает интерес к практическим вопросам. В области философии на первый план выдвигается этика. Первой из эллинистических школ была школа Эпикура. Эпикур и его последователи - единственные в античности, кто продолжили развитие атомизма Демокрита. Эпикур считал, что наряду с формой, положением и порядком атомов, атомам присуща тяжесть. Она объясняет прямолинейное падение атомов в пустоте. Атомы способны отклоняться при своём падении, поэтому прямолинейное становится криволинейным. Боги, с его т.з. существуют в межмировых пространствах, но не вмешиваются ни в жизнь природы, ни в жизнь людей. Задача его учения о природе и этике – устранение страха людей перед явлениями природы и Богом. Под счастьем Эпикур понимал удовольствия. Критерий счастья в чувственном удовольствии: Блага – всё, что порождает удовольствия, зло – страх. Удовольствия: · Естесственные и для жизни необходимые · Естесственные, но для жизни не необходимые · Не необходимые для жизни и неестественные Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия). Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар, прославившийся своей философской поэмой "О природе вещей". Еще одна философская школа, основателем которой был Зенон. Учеников школы называли стоиками, а учение школы - стоицизмом. Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма является Сенека. Одна из постоянных тем раздумий Сенеки - тема смерти. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. Главное для Сенеки это свобода человеческого духа. Для стоиков необходимость (судьба, рок) непреложны, и свободу они понимают как признание этой необходимости. "Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным".
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |