Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лабораторное занятие № 7. Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца



2016-09-17 425 Обсуждений (0)
Лабораторное занятие № 7. Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца

Вопросы для контроля и самоконтроля знаний

1. Кризис новорожденности.

2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

3. Эмоциональное, двигательное, когнитивное развитие младенца.

4. Новообразования периода новорожденности, младенчества.

5. Кризис первого года жизни.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2.Изучить и проанализировать таблицу «Периодизация детского развития».

3. Заполнить таблицы «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности» и «Развитие свойств личности от рождения до юности» (младенчество).

Таблица 1

Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности

Возраст Познавательные процессы
Ощущения и восприятие Внимание Память Мышление Речь Воображение
0-1            
1-3            
           

Таблица 2

Развитие свойств личности от рождения до юности

Возраст Свойства личности
Направленность Характер Способности Эмоции и воля С/о и уровень притязаний
0-1          
1-3          
         

Примечание: задание выполняется из занятия в занятие по мере изучения всех возрастных периодов.

Содержание занятия:

1. Обсуждение основных моментов по теме с опорой на таблицу «Периодизация детского развития»:

- цикличность развития ребенка;

- неравномерность развития;

- сочетание процессов прогрессивного и регрессивного развития;

- кризис новорожденности, одного года;

- ведущая деятельность на каждом возрастном этапе развития.

Примечание: для большего интереса, эмоциональной окрашенности занятия можно сопровождать обсуждение каждого возраста фотографиями детей.

2. Круглый стол «В семье появился малыш».

3. Рассмотрение методов и приёмов изучения психических особенностей детей младенческого и раннего возраста.

4. Решение психологических задач [1].

Литература

1. Волков Б.С. Детская психология в задачах и ответах Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Тривола, 1996. – С. 46-64.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 172 – 232.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 59 – 117, 178-205, 247-255, .

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 198-264.

5. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75.

6. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 405 – 449.

7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

 

Лабораторное занятие № 8

Тема: Психическое развитие ребенка раннего возраста

Вопросы для контроля и самоконтроля знаний

1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детстве.

2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

3. Личностное развитие ребенка раннего возраста.

4. Новообразования ребенка раннего возраста.

5. Кризис трёх лет.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2. Заполнить таблицы «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности» и «Развитие свойств личности от рождения до юности» (ранний детский возраст).

Содержание занятия:

1. Уточнение и закрепление знаний студентов по теме.

2. Рассмотрение методов и приёмов изучения психических особенностей детей раннего возраста.

3. Разработать рекомендации по развитию движений и речи детей.

4. Решение психологических задач [1].

Литература:

1. Волков Б.С. Детская психология в задачах и ответах Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Тривола, 1996. – С. 55-64

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 172 – 232.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 59 – 117, 178-205, 247-255, .

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 198-264.

5. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75.

6. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 405 – 449.

7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

Занятие № 9-10

Тема: Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию:

1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности дошкольника.

2. Игра и игрушки.

3. Развитие познавательной сферы дошкольника.

4. Личностное развитие дошкольника.

5. Новообразования дошкольного возраста.

6. Кризис семи лет.

7. Психологическая готовность к школьному обучению.

8. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2. Заполнить таблицы «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности» и «Развитие свойств личности от рождения до юности» (дошкольный возраст).

3. Подобрать методики на изучение памяти,внимания, мышления, самосознания дошкольника.

4. Проанализировать и законспектировать методику «Тест Керна-Иерасека».

Содержание занятия:

1. Уточнение и закрепление знаний студентов по теме.

2. Доклад «Значение игры для психического развития дошкольника».

3. Ознакомление с методиками изучения: памяти, мышления, самосознания дошкольника.

4. Рассмотрение методов изучения психологической готовности.

5. Решение психологических задач [1].

Литература:

1. Волков Б.С. Детская психология в задачах и ответах Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Тривола, 1996. – С. 76-136.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. С. 102 –113.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 172 – 232.

4. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 59 – 117, 178-205, 247-255, .

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 198-264.

6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75.

7. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 405 – 449.

8. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

9. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

Занятие № 11-12

Тема: Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию:

1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности младшего школьника.

2. Развитие познавательной сферы младшего школьника.

3. Личностное развитие младшего школьника.

4. Новообразования младшего школьного возраста.

5. Школьная адаптация и причины школьной неуспеваемости.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2. Заполнить таблицы: «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности», «Развитие свойств личности от рождения до юности» (младший школьный возраст).

3. Проанализировать и законспектировать следующие методики:

- Тест Керна-Иерасека.

- Выявление мотивов учебной деятельности младших школьников.

- Изучение содержания и сферы общения младшего школьника.

- Умственное развитие детей 6-8 лет.

Содержание занятия:

1. Определить основные компоненты школьной готовности (работу сопровождает ассоциативный рисунок «Дерево»).

2. Знакомство с тестом Керна-Иерасека.

3. Дискуссия: «Факторы, благоприятствующие или препятствующие оптимальному «вхождению» ребенка в «школьную жизнь».

4. Ознакомление с методиками изучения: памяти, мышления, самосознания младшего школьника.

5. Решение психологических задач по теме (в процессе обсуждения подчеркнуть особенности развития познавательных процессов и личностных свойств младшего школьника).

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 232 – 280.

2. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 117-135, 208-221, 255-257.

3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 464.

4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75.

5. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 450 – 460.

6. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: уч. пособие / В.Г. Степанов. – М. : Академия, 1996. – 336 с.

7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

Литература:

9. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 2001. ‑ С. 443-476.

10. Дубровина, И.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2002. – С. 354-452.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет : уч. пособие / И.Ю. Кулагина. – М. : УРАО, 1998. ‑ С. 120-140.

12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – С. 232 – 280.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2003. – С. 249-345.

14. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 117-135, 208-221, 255-257.

15. Психология / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М.: Высшая школа, 2008. – С. 450 – 460.

16. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: уч. пособие / В.Г. Степанов. – М. : Академия, 1996. – 336 с.

Занятие № 13-14

Тема: Психическое развитие подростка

Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию:

1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности подростка.

2. Психофизиологические особенности подростка.

3. Развитие познавательной сферы подростка.

4. Личностное развитие подростка.

5. Особенности взаимоотношений с окружающими.

6. Новообразования подросткового возраста.

7. Кризис подросткового возраста.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2. Заполнить таблицы: «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности», «Развитие свойств личности от рождения до юности» (подростковый возраст).

3. Доклад «Психологические особенности трудного подростка» (Степанов, В.Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие / В. Г. Степанов. – М. : Академия, 2001. – 336 с.).

Содержание занятия:

1. Дискуссионный стол: «В вашей семье – подросток»:

- подростковый кризис: его позитивные и негативные стороны;

- объективные трудности подросткового возраста;

- новообразования подростка;

- противоречия подросткового возраста;

- различия в поведении младших и старших подростков;

- основные формы нарушения поведения подростка и т.д.

2. Дуэль команд. Выделение специфических поведенческих реакций ребенка подросткового возраста и обсуждение причин их возникновения. Одна команда называет любую поведенческую реакцию подростка другой команде. Последняя в свою очередь должна назвать причины такого поведения, после чего назвать для команды-соперницы очередную поведенческую реакцию …

3. Доклад «Психологические особенности трудного подростка».

4. Разрешение конфликтов в школьной практике, разбор и анализ педагогических ситуаций.

Примечание: студентам вновь предлагается вспомнить и привести примеры из своей школьной жизни: как счастливые и радостные моменты, так и ситуации обид, разочарований, непонимания, которые уходят корнями в подростковый возраст.

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебн. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 280 -315.

2. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 117-135, 208-221, 255-257.

3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 285-304.

4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебн. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 75-81.

5. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 461 – 477.

6. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебн. пособие / В.Г. Степанов. – М. : Академия, 2001. – 336 с.

7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебн. пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

Занятие № 15-16

Тема: Психическое развитие в раннем юношеском возрасте

Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию:

1. Особенности интеллектуального развития в юношеском возрасте.

2. Личностное развитие в юношеском возрасте.

3. Особенности взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте.

4. Психологические основы выбора профессии.

5. Ювенальные новообразования.

6. Кризис семнадцати лет.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2. Заполнить таблицы: «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности», «Развитие свойств личности от рождения до юности» (юношеский возраст).

3. Написать сочинение-размышление «Кем быть и каким быть!» (постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, …, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти).

Содержание занятия:

1. Тестовая оценка знания юношеской психологии.

2. Круглый стол «Я юноша».

3. Классный час «Профессиональное и личностное самоопределение» – помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении (студенты выступают в роли классного руководителя, работают над составлением анкеты по профессиональному самоопределению).

4. Упражнение «Приглашение к разговору». Обсуждение вопроса: «Как школа может способствовать подготовке юношей и девушек к семейной жизни?».

- студенты вспоминают «+» и «–» такой подготовки (если «Этика и психология» семейной жизни» преподавалась вообще) в своих школах;

- намечаем перечень наиболее интересных и важных тем, волнующих старшеклассников;

- думаем над тем, как пригласить их к разговору;

- предлагаем варианты анкет: а) для учащихся, б) для родителей.

Литература:

1. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебн. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 315 ‑ 363.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 139-148, 235-246, 261-268.

4. Немов, Р.С. Психология : учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3. Психодианостика. ‑ М., 2001. ‑ С. 280-325.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 464.

6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебн. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 81-85.

7. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. ‑ М. : Просвещение, 1991.

8. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 478 – 488.

9. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебн. пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

10. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

Занятие № 17-18

Тема: Психология взрослого человека

Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию:

1. Стадии и кризисы на этапе взрослости. Жизненный путь личности.

2. Молодость. Психологический аспект проблемы смысла жизни.

3. Зрелость. Проблемы акмеологии.

4. Старость как социальная и психологическая проблема.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Оформить психологический словарь по теме.

2. Группа делится на четыре микрогруппы и готовит доклад на тему:

- Психология молодости.

- Психология взрослого человека.

- Психология людей зрелого возраста.

- Период геронтогенеза: психологии людей пожилого и старческого возраста.

Примечание: доклады готовятся письменно или в форме презентации. Предлагается иллюстрировать доклады примерами из книг, газет, журналов, собственной жизни ... Задача каждой из микрогрупп – увидеть самим и показать другим возраст «внешне» и «изнутри»: чем живут люди на данном жизненном пути, как думают, как чувствуют, как воспринимают себя и окружающий мир?… Студентам важно «вскрыть» основные проблемы на каждом возрастном пути. Что это за проблемы? Как они решаются?

Содержание занятия:

1. Занятие проходит по схеме «Доклад → обсуждение». Заслушиваем по очереди подготовленные студентами доклады (12-17), после чего обсуждаем услышанное (7-10).

2. В заключении – итоговое обсуждение. Еще раз подчеркните особенности и более частные проблемы, которые характерны для того или иного возрастного отрезка. Например:

- проблема смысла жизни;

- проблема отчаяния;

- враждебность к окружающим;

- страх смерти … и др.

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебн. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 363 – 459.

2. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 139-148, 235-246, 261-268.

3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 464.

4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебн. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 81-87.

5. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 489 – 531.

6. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебн. пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с.

7. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость : уч. пособие / О.В. Хухлаева. ‑ М.: Академия, 2002. – С. 140 -201.

8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

 



2016-09-17 425 Обсуждений (0)
Лабораторное занятие № 7. Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лабораторное занятие № 7. Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)