Лабораторное занятие № 7. Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца
Тема: Психическое развитие новорожденного и младенца Вопросы для контроля и самоконтроля знаний 1. Кризис новорожденности. 2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. 3. Эмоциональное, двигательное, когнитивное развитие младенца. 4. Новообразования периода новорожденности, младенчества. 5. Кризис первого года жизни. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2.Изучить и проанализировать таблицу «Периодизация детского развития». 3. Заполнить таблицы «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности» и «Развитие свойств личности от рождения до юности» (младенчество). Таблица 1 Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности
Таблица 2 Развитие свойств личности от рождения до юности
Примечание: задание выполняется из занятия в занятие по мере изучения всех возрастных периодов. Содержание занятия: 1. Обсуждение основных моментов по теме с опорой на таблицу «Периодизация детского развития»: - цикличность развития ребенка; - неравномерность развития; - сочетание процессов прогрессивного и регрессивного развития; - кризис новорожденности, одного года; - ведущая деятельность на каждом возрастном этапе развития. Примечание: для большего интереса, эмоциональной окрашенности занятия можно сопровождать обсуждение каждого возраста фотографиями детей. 2. Круглый стол «В семье появился малыш». 3. Рассмотрение методов и приёмов изучения психических особенностей детей младенческого и раннего возраста. 4. Решение психологических задач [1]. Литература 1. Волков Б.С. Детская психология в задачах и ответах Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Тривола, 1996. – С. 46-64. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 172 – 232. 3. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 59 – 117, 178-205, 247-255, . 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 198-264. 5. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75. 6. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 405 – 449. 7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.
Лабораторное занятие № 8 Тема: Психическое развитие ребенка раннего возраста Вопросы для контроля и самоконтроля знаний 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детстве. 2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста. 3. Личностное развитие ребенка раннего возраста. 4. Новообразования ребенка раннего возраста. 5. Кризис трёх лет. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2. Заполнить таблицы «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности» и «Развитие свойств личности от рождения до юности» (ранний детский возраст). Содержание занятия: 1. Уточнение и закрепление знаний студентов по теме. 2. Рассмотрение методов и приёмов изучения психических особенностей детей раннего возраста. 3. Разработать рекомендации по развитию движений и речи детей. 4. Решение психологических задач [1]. Литература: 1. Волков Б.С. Детская психология в задачах и ответах Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Тривола, 1996. – С. 55-64 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 172 – 232. 3. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 59 – 117, 178-205, 247-255, . 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 198-264. 5. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75. 6. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 405 – 449. 7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. Занятие № 9-10 Тема: Психическое развитие ребенка дошкольного возраста Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию: 1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности дошкольника. 2. Игра и игрушки. 3. Развитие познавательной сферы дошкольника. 4. Личностное развитие дошкольника. 5. Новообразования дошкольного возраста. 6. Кризис семи лет. 7. Психологическая готовность к школьному обучению. 8. Диагностика психологической готовности к школьному обучению. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2. Заполнить таблицы «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности» и «Развитие свойств личности от рождения до юности» (дошкольный возраст). 3. Подобрать методики на изучение памяти,внимания, мышления, самосознания дошкольника. 4. Проанализировать и законспектировать методику «Тест Керна-Иерасека». Содержание занятия: 1. Уточнение и закрепление знаний студентов по теме. 2. Доклад «Значение игры для психического развития дошкольника». 3. Ознакомление с методиками изучения: памяти, мышления, самосознания дошкольника. 4. Рассмотрение методов изучения психологической готовности. 5. Решение психологических задач [1]. Литература: 1. Волков Б.С. Детская психология в задачах и ответах Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Тривола, 1996. – С. 76-136. 2. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. С. 102 –113. 3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 172 – 232. 4. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 59 – 117, 178-205, 247-255, . 5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 198-264. 6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75. 7. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 405 – 449. 8. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 9. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. Занятие № 11-12 Тема: Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию: 1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности младшего школьника. 2. Развитие познавательной сферы младшего школьника. 3. Личностное развитие младшего школьника. 4. Новообразования младшего школьного возраста. 5. Школьная адаптация и причины школьной неуспеваемости. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2. Заполнить таблицы: «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности», «Развитие свойств личности от рождения до юности» (младший школьный возраст). 3. Проанализировать и законспектировать следующие методики: - Тест Керна-Иерасека. - Выявление мотивов учебной деятельности младших школьников. - Изучение содержания и сферы общения младшего школьника. - Умственное развитие детей 6-8 лет. Содержание занятия: 1. Определить основные компоненты школьной готовности (работу сопровождает ассоциативный рисунок «Дерево»). 2. Знакомство с тестом Керна-Иерасека. 3. Дискуссия: «Факторы, благоприятствующие или препятствующие оптимальному «вхождению» ребенка в «школьную жизнь». 4. Ознакомление с методиками изучения: памяти, мышления, самосознания младшего школьника. 5. Решение психологических задач по теме (в процессе обсуждения подчеркнуть особенности развития познавательных процессов и личностных свойств младшего школьника). Литература: 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 232 – 280. 2. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 117-135, 208-221, 255-257. 3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 464. 4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: уч. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 62-75. 5. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 450 – 460. 6. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: уч. пособие / В.Г. Степанов. – М. : Академия, 1996. – 336 с. 7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебное пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. Литература: 9. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 2001. ‑ С. 443-476. 10. Дубровина, И.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2002. – С. 354-452. 11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет : уч. пособие / И.Ю. Кулагина. – М. : УРАО, 1998. ‑ С. 120-140. 12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Уч. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – С. 232 – 280. 13. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2003. – С. 249-345. 14. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 117-135, 208-221, 255-257. 15. Психология / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М.: Высшая школа, 2008. – С. 450 – 460. 16. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: уч. пособие / В.Г. Степанов. – М. : Академия, 1996. – 336 с. Занятие № 13-14 Тема: Психическое развитие подростка Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию: 1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности подростка. 2. Психофизиологические особенности подростка. 3. Развитие познавательной сферы подростка. 4. Личностное развитие подростка. 5. Особенности взаимоотношений с окружающими. 6. Новообразования подросткового возраста. 7. Кризис подросткового возраста. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2. Заполнить таблицы: «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности», «Развитие свойств личности от рождения до юности» (подростковый возраст). 3. Доклад «Психологические особенности трудного подростка» (Степанов, В.Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие / В. Г. Степанов. – М. : Академия, 2001. – 336 с.). Содержание занятия: 1. Дискуссионный стол: «В вашей семье – подросток»: - подростковый кризис: его позитивные и негативные стороны; - объективные трудности подросткового возраста; - новообразования подростка; - противоречия подросткового возраста; - различия в поведении младших и старших подростков; - основные формы нарушения поведения подростка и т.д. 2. Дуэль команд. Выделение специфических поведенческих реакций ребенка подросткового возраста и обсуждение причин их возникновения. Одна команда называет любую поведенческую реакцию подростка другой команде. Последняя в свою очередь должна назвать причины такого поведения, после чего назвать для команды-соперницы очередную поведенческую реакцию … 3. Доклад «Психологические особенности трудного подростка». 4. Разрешение конфликтов в школьной практике, разбор и анализ педагогических ситуаций. Примечание: студентам вновь предлагается вспомнить и привести примеры из своей школьной жизни: как счастливые и радостные моменты, так и ситуации обид, разочарований, непонимания, которые уходят корнями в подростковый возраст. Литература: 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебн. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 280 -315. 2. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 117-135, 208-221, 255-257. 3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 285-304. 4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебн. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 75-81. 5. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 461 – 477. 6. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебн. пособие / В.Г. Степанов. – М. : Академия, 2001. – 336 с. 7. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебн. пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. Занятие № 15-16 Тема: Психическое развитие в раннем юношеском возрасте Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию: 1. Особенности интеллектуального развития в юношеском возрасте. 2. Личностное развитие в юношеском возрасте. 3. Особенности взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте. 4. Психологические основы выбора профессии. 5. Ювенальные новообразования. 6. Кризис семнадцати лет. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2. Заполнить таблицы: «Развитие познавательной сферы ребенка от рождения до юности», «Развитие свойств личности от рождения до юности» (юношеский возраст). 3. Написать сочинение-размышление «Кем быть и каким быть!» (постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, …, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти). Содержание занятия: 1. Тестовая оценка знания юношеской психологии. 2. Круглый стол «Я юноша». 3. Классный час «Профессиональное и личностное самоопределение» – помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении (студенты выступают в роли классного руководителя, работают над составлением анкеты по профессиональному самоопределению). 4. Упражнение «Приглашение к разговору». Обсуждение вопроса: «Как школа может способствовать подготовке юношей и девушек к семейной жизни?». - студенты вспоминают «+» и «–» такой подготовки (если «Этика и психология» семейной жизни» преподавалась вообще) в своих школах; - намечаем перечень наиболее интересных и важных тем, волнующих старшеклассников; - думаем над тем, как пригласить их к разговору; - предлагаем варианты анкет: а) для учащихся, б) для родителей. Литература: 1. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебн. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 315 ‑ 363. 3. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 139-148, 235-246, 261-268. 4. Немов, Р.С. Психология : учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3. Психодианостика. ‑ М., 2001. ‑ С. 280-325. 5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 464. 6. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебн. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 81-85. 7. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. ‑ М. : Просвещение, 1991. 8. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 478 – 488. 9. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебн. пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 10. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с. Занятие № 17-18 Тема: Психология взрослого человека Вопросы для контроля и самоконтроля подготовленности к занятию: 1. Стадии и кризисы на этапе взрослости. Жизненный путь личности. 2. Молодость. Психологический аспект проблемы смысла жизни. 3. Зрелость. Проблемы акмеологии. 4. Старость как социальная и психологическая проблема. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Оформить психологический словарь по теме. 2. Группа делится на четыре микрогруппы и готовит доклад на тему: - Психология молодости. - Психология взрослого человека. - Психология людей зрелого возраста. - Период геронтогенеза: психологии людей пожилого и старческого возраста. Примечание: доклады готовятся письменно или в форме презентации. Предлагается иллюстрировать доклады примерами из книг, газет, журналов, собственной жизни ... Задача каждой из микрогрупп – увидеть самим и показать другим возраст «внешне» и «изнутри»: чем живут люди на данном жизненном пути, как думают, как чувствуют, как воспринимают себя и окружающий мир?… Студентам важно «вскрыть» основные проблемы на каждом возрастном пути. Что это за проблемы? Как они решаются? Содержание занятия: 1. Занятие проходит по схеме «Доклад → обсуждение». Заслушиваем по очереди подготовленные студентами доклады (12-17), после чего обсуждаем услышанное (7-10). 2. В заключении – итоговое обсуждение. Еще раз подчеркните особенности и более частные проблемы, которые характерны для того или иного возрастного отрезка. Например: - проблема смысла жизни; - проблема отчаяния; - враждебность к окружающим; - страх смерти … и др. Литература: 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебн. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – С. 363 – 459. 2. Немов, Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2 : Психология образования. – С. 139-148, 235-246, 261-268. 3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2011. – С. 464. 4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учебн. пособие / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – С. 81-87. 5. Психология : учебник / под ред. Б.А. Сосновского. ‑ М. : Высшее образование, 2008. – С. 489 – 531. 6. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций : учебн. пособие / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Юрайт, 2011. – 208 с. 7. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость : уч. пособие / О.В. Хухлаева. ‑ М.: Академия, 2002. – С. 140 -201. 8. Яшкова, А. Н. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |