Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Огузское государство Ябгу



2016-09-17 447 Обсуждений (0)
Огузское государство Ябгу 0.00 из 5.00 0 оценок




На берегах Сырдарьи огузы жили на северо-западе по соседству с печенегами и кыпчаками (половцами, куманами), а на востоке - с кар- луками (тюркский род племени Докуз огузы). На севере их соседями были кимаки (тюркское племя). Здесь огузы имели свое федеративное государство, которое называлось Ябгу (Байгу, Джабгу, Джабуйя). Ябгу означает верховный правитель государства. По статусу Ябгу приравнивались кагану.

Первые упоминания об Огузском государстве Ябгу появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX - начала X веков. Именно в это время происходит окончательное образование государства сырдарьинских огузов. Процесс его формирования, начавшийся еще в 30-х годах VII в. на обломках Западнотюркского каганата, шел очень медленно и долго. Авторы «Исламской энциклопедии» (т. 33, с. 327) подчеркивают, что в первой половине X века Огузское государство Ябгу было мощным государственным формированием.

После Ябгу самыми высокими должностными лицами были «кюл еркин» (заместитель Ябгу) и «субашы» («сюбаши») - командующий армией. Печать Ябгу называлась «tugrag», что значит надпись или монограмма. Будучи смелым и воинственным народом, отмечают авторы «Исламской энциклопедии» (т. 33, с. 326), узы-огузы часто враждовали со своими соседями. Печенеги, относившиеся также к одному из 24 родов племени Огузов и жившие в нижнем течении реки Сырдарьи, под их давлением вынуждены были откочевать за реку Урал (Yayik). Но и на юрритории между реками Урал и Волга близкие родичи не оставляли их в покое.

Огузы вступили в союз с тюрками-хазарами, господствовавшими в VII-X вв. на территории северного Кавказа и на берегах Волги. Отсюда они выгнали (898-902 гг.) печенегов к северным берегам Черного моря. По утверждению византийского императора Константина VII, часть печенегов осталась на обжитых местах, растворившись с огузами - древними родичами. В X в. отношения огузов и хазар уже не носили дружественного характера. Первые, когда Волга »амерзала, часто переходили на правый берег реки и подвергали опустошению хазарские территории. Повторимся: хазары последовательно исповедовали иудаизм, мусульманство, христианство.

В противоположность этому у узов-огузов были дружественные отношения с волжско-камскими болгарами (булгарами). По утверждению Ибн Фадлана, командующий огузской армией Этрек был женат на дочери Алмуша, короля волжско-камских болгар (булгар). (Булгары - I юрко-язычные племена в Среднем Поволжье с VII в.; в X-XIV вв. основное население Волжско-Камской Болгарии; их потомки - чуваши, казанкие татары и др.).

Восточными соседями огузов были тюрки-карлуки. На севере с ними соседствовали тюрки-кимеки. Они составляли значительную масть кыпчаков. В мирное время кыпчаки по разрешению огузов в зимнее время откочевывали на юг. Со временем они стали самым многочисленным и сильным тюркским народом.

 

Необходимо дать некоторые пояснения. Все 24 рода племени долгое время назывались одним термином «огузы», хотя в его состав входили тюркские компоненты со своими собственными именами (кайы, сельджуки, байындыр и др.). Тюркологи иногда прибегают к таким синтагмам: огузы-сельджуки или сельджуки племени огузов, огузы-салгуры или салгуры племени огузов и т.д.

В X веке у сырдарьинских огузов существовали два политических центра. Один из них именовался Старым центром (Старая Гузия) и зафиксирован на карте Идриси («Китаб Руджар») в районе между западными отрогами Тянь-Шаня и сырдарьинским Каратау. Судя по всему, Старая Гузия была главной ставкой огузских предводителей до второй четверти X века. Новой резиденцией огузских вождей был город Янги- кент (Yeni Kend). Он был расположен в низовьях Сырдарьи и назывался Новое селение (Новая Гузия).

Янгикент имел выгодное географическое положение на стыке с крупными земледельческими оазисами Средней Азии. Это позволяло бесперебойно обеспечивать население продовольственным зерном. Через Новую Гузию проходила дорога. Она соединяла ее с торговыми путями, ведущими на Южный Урал. Это было особенно важно для выживания других тюркских племен. Среди тюрков в Новой Гузии преобладали гузы (узы) - кочевые и оседлые, отмечают арабоязычные источники.

Авторы «Огуз-наме» утверждают, что в Огузском государстве долгое время господствующее положение занимал род салур (салгур) из ветви ючок племени огузов. Много лет салурские правители были верховными ханами. Некоторые историки отмечают, что огузский род салур сыграл важную роль в борьбе с печенегами из ветви ючок племени огузов. Этот факт, видимо, и выдвинул в IX веке салурских вождей на первое место в стране. В их руках оказалась вся власть Огузского государства. Владели они ею примерно до середины X века. Современный турецкий историк Т. Унал считает, что смена ханского рода у огузов произошла между 890 и 900 годами.

После раскола огузского народа господство захватил род кынык из ветви ючок племени огузов. Из этого рода происходила и знамениат династия сельджукидов. В некоторых же вариантах «Огуз-наме» утверждается, что власть в Огузском государстве сначала принадлежала роду «кайы» из ветви бозок племени огузов, а затем она перешла к алурам.

Государство сырдарьинских огузов не было монолитной политической структурой. В своем сочинении «Китаб Руджар» Идриси пишет о фактически независимых владениях. Он упоминает несколько огузских нождей, стоявших во главе крупных племенных объединений, для которых замками служили надежно укрепленные крепости. В этих крепостях, расположенных в неприступных горных местах, хранились казна и продовольствие. Владения огузских правителей охраняли специальные военные отряды.

Во главе каждого из двадцати четырёх огузских родов государства Ябгу стоял бек. Среди беков были строгие, иерархические отношения. Но время торжественных мероприятий каждый из них знал свое место. Знали они также, какой кусок мяса ягненка им следует брать за обедом. Однако в повседневной жизни долгое время между родом кайы племени огузов и родом кынык племени Огузов шла межродовая борьба. И конечном счете, эта борьба и приблизила день распада государства Ябгу. Беки огузских родов были независимыми. Правитель Огузского государства не имел достаточных способов воздействия на них. беи нередко отказывались платить дань.

Огузские Ябгу передавали власть по наследству, хотя формально читались избранными на престол. Выборы вождей были лишь пережитком народных собраний эпохи военной демократии. В повседневной жизни огузов главную роль играл Совет знати (военно-племенной аристократии). В его работе принимали участие и иналы - наследники моркских правителей. «Инал» значит заслуживающий доверия надежный человек, которому можно доверить секрет.

Автор наиболее раннего памятника тюркской диалектологии Махмуд Кашгарский в «Словаре тюркских наречий» (1072-1074 гг.) пишет, чк) у древних тюрков «иналами» называли молодых людей царского происхождения по материнской линии. Для царевичей назначали воспитателей, называемых атабеками. Их главная задача состояла в том, чтобы учить наследников военному и политическому делу.

Двадцать четыре рода племени Огузов постепенно дробились на мелкие общины и покидали обжитые места. Причины носили экономический и военно-политический характер. Рост численности кочевников требовал постоянного поиска новых пастбищ и водных ресурсов. Существовал неписаный закон: потерпевший поражение в межродовой борьбе клан должен был покинуть свои места и искать новое жизненное пространство. Этому способствовала сама идеология Огузов и других тюркских народов: все члены той или иной династии имели право на занятие трона.

В этих условиях за престол Ябгу шла непрерывная ожесточенная борьба, которая заканчивалась кровопролитием. Этим пользовались другие тюркские народы, особенно кыпчаки, которые стремились вытеснить огузов за пределы Средней Азии. Со временем это им удалось. В середине XI века практически перестали существовать какие-либо прочные связи между огузскими родами. Подчеркнем, что междоусобная борьба за власть во все века приводила к гибели тюркских государств. Это, кстати, было характерно и для Османской империи.

Жены сырдарьинских огузских правителей, как и других тюркских властителей, носили титул «хатун» («катун»), В переводе это означает женщина, дама, царица, принцесса, госпожа. Хатун имела большое влияние на своего правителя. Это подтверждает и Ибн Фадлан. В своих писаниях он зафиксировал факт присутствия супруги одного из предводителей огузов на приеме арабского посольства. Влияние огузских хатун на вождей объяснялось тем, что в огузском обществе, по сравнению с другими тюркскими племенами, женщины до принятия ислама находились на относительно свободном положении.

Исключительно важную роль в государстве сырдарьинских огузов играл предводитель войск - сюбаши (сюбашы). В переводе с китайского языка сю означает солдаты, военные, войско. Баш с тюркского- голова, глава. При сюбаши существовал Совет из представителей крупной аристократии. Главные представители огузских войск постоянно вмешивались в политические дела страны и нередко открыто выступали против главы государства.

По своей политической и социальной природе в IX-X вв. государство сырдарьинских огузов было переходным (от дофеодального государства к раннефеодальному государственному образованию). В государстве сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя. Хотя вождь и являлся наиболее знатным военным предводителем, но он не обладал сильной властью. Она была ограничена Советом крупной военно-племенной аристократии. Дофеодальное государство огузов опиралось на народные ополчения. С их помощью власти собирали дань с покоренных народов.

В конце X - начале XI веков в государстве шел интенсивный процесс разложения родоплеменных институтов. Развивались патриархально-феодальные отношения. В своей главенствующей роли утвердился Совет высшей знати при верховном вожде - Ябгу. Постепенно складывался самый примитивный государственный аппарат управления. Начала работать система регулярных налоговых сборов. Главный налог назывался «харадж» (в данном случае - натуральный налог). Сбор налогов с населения нередко взимался на несколько лет вперед. Позже у сельджуков и осман термином «харадж» обозначался налог, взимаемый с немусульманского населения взамен военной службы.

По своему этническому составу государство не было однородным. На берегах нижнего течения Сырдарьи, кроме тюркского населения, проживали ираноязычные племена. Местами они численно преобладали над оседлыми группами огузов. Древние авторы называют яи ираноязычные племена «колонистами-мусульманами». Об арабах можно вести речь только как о немногочисленных группах посланцев, «анимавшихся пропагандой ислама. Среди кочевого, полуоседлого и оседлого населения имелись также потомки тюркизированных индоевропейских племен. Консолидировавшиеся в государстве Огузов тюркоязычные племена и остатки некоторых других этносов стали называться общим именем «огуз».

Сырдарьинские огузы, как скотоводы, предпочтение отдавали мясо-молочному животноводству. Кочевники занимались разведением овец и верблюдов. Особое место в их деятельности занимало коневодство. Огромные табуны лошадей, чаще всего низкорослых пород, были приспособлены к суровым климатическим условиям Средней Азии и круглогодичному пастбищному содержанию. Степные кони отличались большой выносливостью в беге рысью на дальние расстояния. Поэтому они широко использовались всеми тюрками во время войны и охоты на диких животных. Огузы разводили также скаковых лошадей.

В отдельных местах часть населения занималась земледелием. Огузы называли их «тарыгчи». «Тарыг» на языках древних тюрков означает «пшеница» и лишь у огузов - «просо». Обрабатывать землю начали те огузы, которые потеряли скот и имущество. Они занимались также ремеслом. Земледелие, ремесло и торговля носили натуральный характер. Оседлые огузы считались искусными мастерами в изготовлении стрел с костяными наконечниками, ковров, посуды, серебряных украшений. Огузы занимались также работорговлей. В их языке деньги назывались «агры», «ярмак» и «акча».

В середине второй половины X века в огузском обществе появились явные признаки ослабления его мощи. Особенно острый кризис разразился на рубеже X-XI веков. Он и завершился распадом сыр- дарьинского государства Ябгу. Точных сведений о том, когда это произошло, не существует. Некоторые исследователи называют 1000 год, другие - не позднее 1003 года. Распад государства был обусловлен как внутренними, так и внешними причинами.

Развитие патриархально-феодальных отношений в государстве сопровождалось конфликтом правящей верхушки с массами оседлого и кочевого населения. Феодальные усобицы и религиозные распри (принимать ислам или нет) подтачивали устои государства. Ослаблению государства способствовала также резко усилившаяся борьба 24 родов племени Огузов друг с другом. Особенно между кайы и кынык. К роду кынык относились и сельджуки, сыгравшие особую роль в тюркском мире.

Внутренние распри между кланами огузов были на руку другому тюркскому племени - кыпчакам. Их численность и мощь быстро росли. Целью кыпчаков было не только вытеснить огузов из обжитых ими мест на берегах Сырдарьи, но и физически их уничтожить. Авторы «Исламской энциклопедии» (т. 33, с. 327) утверждают, что часть земель огузского государства Ябгу кыпчаки захватили еще до его распада.

Но, по иронии судьбы, со временем сами кыпчаки превратились в легкую добычу монгольского правителя Чингисхана. И международная обстановка становилась все более неблагоприятной для государства Ябгу. Его правители постоянно враждовали со своими соседями - близкими родичами печенегами-огузами и карлуками. Более того, для борьбы с печенегами огузы вступили в союз с хазарами. В конце 10 - начале XI веков относительно дружественный характер отношений сырдарьинские огузы сохранили лишь с волжскими булгарами.

Особенно опасным явлением стала борьба двух четко обозначившихся позиций двадцати четырех родов племени Огузов. Одни выступали за принятие ислама, другие против. После смерти командующего армией (сюбаши) Дукака, без совета с которым слабый правитель Али Хан не решал ни одного важного вопроса, его место занял «то двадцатилетний сын по имени Селчук (Салчук, Сельджук). Молодой жергичный военачальник намеревался занять место правителя. Жена вождя подстрекала его к убийству.

Узнав об этом, он вместе с верными ему частями воинов перебрался (985-986 гг.) в город Дженд (нижнее течение Сырдарьи, сейчас не существует на территории Казахстана). К тому времени борьба между приверженцами разных религий уже приобрела весьма острый характер. Сельджук принял здесь ислам и объявил вождю огузского I государства Ябгу Али Хану - немусульманину священную войну. За это он получил титул «гази» («борец за веру»). Оставшееся верными Али Хану население придерживалась старой религии - тенгрианство.

Проповедники христианства также не дремали. На берегах Сырдарьи они проповедовали несторианство (течение в христианстве) не только среди огузских родов, но и других тюркских племен. До XIII века оно пользовалось определенным влиянием в Иране и Средней Азии (до Китая). Однако несторианство не имело особого успеха среди местного немусульманского населения, которое после распада Огузского государства двинулось на Волгу и оставалось «верным» идеям тенгрианства.

Во второй половине IX века среди сырдарьинских огузов произошел серьезный раскол на почве, как отмечалось, принятия частью населения ислама. Судя по всему, это обстоятельство и придало особый характер вражде между правителем Али Ханом и полководцем Сельджуком. Последствием этих раздоров и было переселение в Иран клана Сельджука, образовавшего со временем в Передней Азии мусульманскую империю.

Часть огузов осталась в Средней Азии, стала вносить свои краски в этногенез туркменского народа. Другие их собратья откочевали в разных направлениях. Тех огузов, которые взяли курс на Иран, Малую Азию, Ирак, Сирию и создали там свои государства, стали называть юго- восточными огузами или огузами-сельджуками. А та их часть, которая пошла на Балканы, получила название западных огузов.

Для истории гагаузского народа важно проследить путь той части сырдарьинских огузов, которые не приняли ислама и через Южную Русь двинулись на Балканы. После распада Огузского государства их стали называть узами, а в русских летописях - торками (торк значит тюрк).

На своем длинном и многотрудном пути у них были крупные водные преграды. Это Волга, Дон, Днепр, Днестр, Дунай. Причины их откочевки носили не только военно-политический (давление тюркских кыпчаков), но и экономический характер - поиск новых пастбищ и водных ресурсов для скота. Вслед за этой частью узов племени огузов на Балканы шли кыпчаки (половцы, куманы). Они впервые появились на берегах Сырдарьи во второй половине XI века. Отметим, что они не относились к племени огузов.

Общая закономерность развития событий той эпохи и жизни кочевников состояла в том, что не все племя целиком сразу перекочевывало. После каждой откочевки часть племени смешивалась с местными народами. На новой территории всегда были остатки и разноязычных народов, часть которых становилась «достоянием» захватчиков. На протяжении многих веков шел непрерывный процесс смешения тюркских и других этносов.

Еще до распада Огузского государства часть огузов, названных позже узами, из-за междоусобной борьбы откочевала в Северное Причерноморье. В 889 году узы-огузы и хазары начали вытеснять печенегов. Их территории захватывали в основном узы. Оставшихся на берегах Сырдарьи печенегов ассимилировали те же самые узы-огузы. Так начался этногенез гагаузского этноса, ставшего со временем на Балканах специфическими тюркским народом.

В первой четверти XI века новая волна узов нашла пристанище на севере Черного моря. Они с большим трудом и колоссальными жертвами перебрались на правый берег Волги. Авторы «Исламской энциклопедии» (т. 33, с. 328) утверждают, что вслед за узами в Северное Причерноморье в том же 1054 г. пришли и кыпчаки.



2016-09-17 447 Обсуждений (0)
Огузское государство Ябгу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Огузское государство Ябгу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)