Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классический путь Альтернативный путь



2016-09-16 576 Обсуждений (0)
Классический путь Альтернативный путь 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ВЕРНАДСКОГО»

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

 

Практические задания

По иммунологии

(учебно-практическое пособие)

Ф.И.О. _______________________

Факультет _____________________

Курс______________________

Группа _______________________

Симферополь – 2016 г.


УДК 579 : 578 : 577.27 (075)

ББК 52.64

П 69

Практические задания по иммунологии (учебно-практическое пособие к практическим занятиям студентов) / Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии медицинской академии им. С.И Георгиевского «Крымского Федерального университета имени В. И. Вернадского»

- Симферополь, 2016 г. - 90 с.

 

Учебно-практическое пособие «Практические задания по иммунологии» составлено доцентом, к.м.н. Л.В. Тышкевич, доцентом, к.м.н. Н.В. Павловой, доцентом, к.б.н. И.Б. Андроновской, старшим преподавателем, к.м.н. Т.А. Сарачан, ассистентами О.Н. Постниковой, М.А. Кирсановой.

 

Пособие предназначено для студентов медицинских факультетов и включает 17 тем занятий по иммунологии, в которых данные представлены и структурированы таким образом, чтобы обеспечить самостоятельную подготовку студентов и повысить эффективность освоения материала в процессе проведения практического занятия.

 

Пособие составлено в форме, которая поможет студенту после освоения теоретического материала и овладения практическими навыками самостоятельно создать конспект по иммунологии. Такой конспект облегчит подготовку студентов к контрольным работам по иммунологии и при подготовке к зачету по специальности «иммунология».

 

Пособие включает перечень вопросов, ответы на которые студент должен знать, и список практических навыков, которыми студент должен обладать.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией Медицинской Академии им С.И. Георгиевского.

ISBN 5 – 89481 – 118 – Х


Дата _____________

Занятие 1

Тема: Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Структурно-функциональная организация иммунной системы. Онтогенез иммунной системы человека

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Иммунитет. Виды и формы иммунитета.
  2. Центральные и периферические органы иммунной системы человека.
  3. Клетки иммунной системы.
  4. Основные периоды онтогенеза иммунной системы человека.
  5. Характеристика онтогенеза иммунной системы в антенатальный период.
  6. Особенности иммунной системы новорожденных.
  7. Совершенствование функционирования иммунной системы у детей и в подростковом периоде.
  8. Иммунная система при старении.

 

Практические задания:

1. Заполнить таблицу видов и форм иммунитета.

 

Врожденный (неспецифический) Приобретенный (специфический/адаптивный)
Активный Пассивный
     
     

 

2. Изучить схему развития клеток иммунной системы.

 

 

 

  1. Изучить таблицу основных этапов онтогенеза иммунной системы и критические периоды, дать их характеристику.

Основные этапы онтогенеза иммунной системы

Этап Характеристика Сроки
I Закладка первичных органов и начальная дифференциация клеток иммунной системы 6 нед. - 9 мес. (эмбрион-плод)
II Совершенствование и формирование зрелой иммунной системы С момента рождения до 16-18 лет
III Зрелость, максимальная функциональная активность иммунной системы От 16-18 до 55-60 лет
IV Старение, снижение функции иммунной системы После 55-60 лет

Критические периоды онтогенеза иммунной системы

Периоды Сроки Характеристика
Во внутриутробном периоде с 8 до 12 недели дифференцировка органов и клеток иммунной системы.
1-й критический период период новорожденности контакт с огромным количеством антигенов
Второй критический период от 3 до 6 месяцев ослабление пассивного иммунитета. В этот период дети проходят интенсивную вакцинацию.
Третий критический период 2-ой год жизни увеличение лимфоидной ткани

Подпись преподавателя _________________


 

Дата _____________

Занятие 2

Тема: Естественный (врожденный) иммунитет. Механизмы распознавание патогенов: паттерны микроорганизмов и «изменённое своё». Паттерн-распознающие рецепторы. Механические и физиологические факторы врожденного иммунитета

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Факторы неспецифической защиты организма (внешние барьеры, клеточные и гуморальные факторы).
  2. Защитные свойства кожи и слизистых.
  3. Воспаление как универсальная защитная реакция организма от патогенов.
  4. Понятие о паттернах («образы», «маркеры»):

а) РАМР (pathogen associated molecular pattern) – патоген- ассоциированные молекулярные структуры – «чужое»;

б) DAMP (damage- associated molecular pattern)- молекулярные структуры, ассоциированные с повреждением собственных клеток и тканей – « изменённое своё».

5. Паттерн- распознающие рецепторы- PRRs (pattern recognition receptors): Toll-подобные, эндоцитозные, растворимые.

6. Toll-like рецепторы (TLRs) гранулоцитов, макрофагов, их роль в распознавании патогенов и активации механизмов врожденного иммунитета.

7. Фагоцитоз. Характеристика клеток, участвующих в реакциях фагоцитоза.

8. Стадии фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз.

9. Естественные киллеры (ЕК): характеристика функций. Распознавание естественными киллерами клеток мишеней и механизмы цитотоксичности.

10. Система белков комплемента. Пути его активации и эффекторные биологические функции.

11. Антимикробные пептиды (лизоцим, дефензины, кателициды).

12. Интерфероны. Классификация и свойства.

13. Механизм противовирусного действия альфа-интерферона. Применение интерферонов в медицине.

Практические задания:

1. Изучить основные паттерны микроорганизмов и толл-подобные рецепторы для их распознавания.

 

    }   }   Паттерн- распознающие рецепторы.     Паттерны микроорганизмов

 

Строение TOLL-подобных рецепторов Внешний домен содержит повторяющиеся последовательности с высоким содержанием лейцина и цистеина; он обеспечивает взаимодействие рецептора с компонентом м/о.   TIR-домен (Toll/IL-1 receptor and resistance domain)- цитоплазматический (C-концевой) или внутренний домен – проводит сигнал от активированного TLR внутрь клетки    
      Мембранные Toll-подобные рецепторы.   Эндосомные (внутренние) Toll-подобные рецепторы)
         

 

Локализация Toll-подобных рецепторов

 

2. Изучить основные мембранные рецепторы макрофага и указать их функции.

 

3. Демонстрация незавершенного фагоцитоза. Промикроскопировать препараты из гнойного отделяемого уретры больного гонореей, окрашенные щелочным метиленовым синим и по Граму. Препараты зарисовать.

 

 
 

 

Рис. 1. Фагоцитоз гонококков. Окраска по Грамму Рис. 2. Фагоцитоз гонококков. Окраска щелочным метиленовым синим

 

 

4. Изучить схему механизмов действия ЕК на клетки-мишени.

 

 

KIR – killer cell immunoglobulin-like receptor

 

5. Изучить схемы классического, лектинового и альтернативного путей активации комплемента.

 

Классический путь Альтернативный путь

       
   
 
 

 

 


Лектиновый путь активации С

  Маннансвязывающий лектин взаимодействует с маннозой на поверхности микробных клеток и приобретает способность активировать протеазы, расщепляющие С4 и С2, что инициирует каскад С.

6. Написать группы провоспалительных и противовоспалительных цитокинов.

 

Провоспалительные: Противовоспалительные:

______
______
______
______

7. Изучить схему противовирусного действия интерферонов I типа.

 

Таблица 5.



2016-09-16 576 Обсуждений (0)
Классический путь Альтернативный путь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классический путь Альтернативный путь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)