СРС: Аденовирусы. Лабораторная диагностика аденовирусных инфекций
1. Особености репродукции аденовирусов при острой и персистирующей формах инфекции. 2. Онкогенность аденовирусов.
Подпись преподавателя ________________ Дата____________ Занятие 12
Тема: Вирусы парентеральных гепатитов. Лабораторная диагностика гепатитов В, D, С, G Вопросы для обсуждения: 1. Таксономическое положение вирусов гепатитов с парентеральным (артифициальным) (В, D, С, G) механизмом заражения. 2. Морфология и ультраструктура вириона вируса гепатита В. 3. Особенности репродукции вируса гепатита В и патогенез заболевания. 4. Интегративная форма взаимодействия вируса гепатита В с гепатоцитом и ее последствия. 5. Морфология и ультраструктура вириона вируса гепатита D. 6. Роль вируса гепатита В в репродукции дельта-вируса. Развитие коинфекции или суперинфекции. 7. Характеристика вирусов гепатита С и G. 8. Морфология и ультраструктура вириона вируса гепатита С. 9. Изменчивость вируса гепатита С и способность его к длительному персистированию в организме человека. Онкогеннность вируса. 10. Лабораторная диагностика гепатитов В, D, С и G. Диагностические маркеры. 11. Мероприятия общей профилактики вирусных гепатитов с парентеральным механизмом инфицирования. 12. Специфическая профилактика гепатита В и дельта-инфекции.
Практические задания: 1. Обозначить на рисунках основные структурные элементы вирионов вирусов гепатитов и дописать названия семейств и родов к которым они относятся.
2. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона гепатита В.
1. Изучить схему репродукции вируса гепатита В и написать основные её этапы.
4. Ознакомиться с диагностическими тест-системами для постановки ИФА с целью выявления вирусных антигенов или антител к вирусам гепатитовВ, D, С, G: 5. Демонстрация определения НВs-Ag в сыворотке крови больного методом ИФА. 6. Ознакомиться с методом экспресс-диагностики – постановкой ПЦР и обратной ПЦР с использованием пар праймеров к консервативным участкам геномов вирусов гепатита. 7. Дополнить схему лабораторной диагностики гепатитов (В, D, С, G).
8. Изучить препараты для лечения и профилактики вирусных гепатитов (интерфероны, противовирусные химические препараты – ламивудин, рибавирин, иммуноглобулин против гепатита В, генно-инженерная НВs- вакцина). 9. Дать характеристику рекомбинантной HBs-вакцине: _______ _____________________
Подпись преподавателя ________________ Дата____________ Занятие 13
Тема:Герпесвирусы. Лабораторная диагностика герпетических инфекций. СРС:Прионы и прионные болезни Вопросы для обсуждения:
Практические задания: 1. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона герпесвирусов.
2. Изучить схему репродукции герпесвирусов и написать основные её этапы.
3. Указать способы культивирования герпесвирусов и методы их индикации. Подсемейство Alphaherpesvirinae: ________________________________ _____________________________ Подсемейство Betaherpesvirinae: _ _____________________________ Подсемейство Gammaherpesvirinae: ______________________________ _____________________________
4. Промикроскопировать препарат, приготовленный из содержимого везикул больного с подозрением на генитальный герпес и обработанный специфическим иммуноглобулином, меченным ФИТЦ. Выявить комплексы АГ + АТ по интенсивному желто-зеленому свечению. Препарат зарисовать.
5. Промикроскопировать препарат, приготовленный из осадка мочи больного цитомегаловирусной инфекцией и окрашенный гематоксилин–эозином. Зарисовать гигантские клетки с внутриядерными включениями («совиные глаза»).
6. Учесть РСК с парными сыворотками больного герпетической инфекцией.
Вывод: _________________________
7. Ознакомиться с тест-системами для ИФА, применяемыми при диагностике герпетических инфекций.
8. Ознакомиться с вариантами постановки ПЦР, используемыми для экспресс-диагностики герпетических инфекций.
9. Дополнить схему лабораторной диагностики генитального герпеса.
10. Изучить препараты, применяемые для лечения, профилактики и диагностики герпетических инфекций (вакцины, иммуноглобулины, ацикловир, видарабин, фоскарнет, интерферон и интерфероногены, наборы диагностических сывороток, антигенов).
11. Описать механизм противовирусного действия ацикловира: _______________ ______
Темы рефератов: 1. Прионы – возбудители прионных болезней, их свойства. 2. Пути инфицирования, патогенез и клинические проявления болезни Крейтцфельдта – Якоба, её профилактика. Подпись преподавателя ________________ Дата____________
Занятие 14 Тема: Ретровирусы. Вирусы иммунодефицита человека. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции и СПИДа. СРС:Онкогенные вирусы и онкогенные инфекции.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика семейства Retroviridae. 2. Морфология и ультраструктура вириона ВИЧ. 3. Отличия ВИЧ-1 и ВИЧ-2. 4. Репродукция ВИЧ, его изменчивость. 5. Патогенез ВИЧ-инфекции и клинические проявления СПИДа. 6. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции и СПИДа. 7. Химиопрепараты, применяемые для лечения ВИЧ – инфекции, и механизм их противовирусного действия. 8. Профилактика ВИЧ – инфекции. Предупреждение инфицирования ВИЧ медицинских работников при выполнении ими служебных обязанностей.
Практические задания: 1. Обозначить на рисунке основные структурные элементы ВИЧ-1 и указать отличия структуры вирионов ВИЧ –1 и ВИЧ – 2.
2. Изучить схему репродукции ВИЧ и написать основные её этапы.
3. Ознакомиться с тест-системами для постановки ИФА, ИБ, РИФ, применяемыми для диагностики ВИЧ-инфекции: а) демонстрация результатов ИФА, поставленного для выявления суммарных антител в сыворотке крови пациента с подозрением на ВИЧ- инфекцию. Вывод:__________________________ б) демонстрация учета иммунного блоттинга и определение наличия антител к определенным вирусным антигенам в сыворотке крови обследуемого на ВИЧ – инфекцию пациента. Вывод:____________________________
4. Ознакомиться с применением ПЦР и обратной ПЦР в диагностике ВИЧ – инфекции и значением обратной ПЦР в динамике болезни при проведении противовирусной химиотерапии.
5. Дополнить схему лабораторной диагностики ВИЧ – инфекции.
6. Изучить механизм действия противовирусных химиопрепаратов, применяемых для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции (азидотимидин (АЗТ), ставудин, диданозин, зальцитабин, делавиридин, саквинавир и др.)
7. Дать характеристику и записать механизм противовирусного действия следующих препаратов:
Азидотимидин_________________________ _____ Невирапин____________________________ _____ Саквинавир___________________________ _____
Темы рефератов: 1. Вирусы Т-клеточного лейкоза человека: HTLV-1 и НTLV-2. 2. Семейство Papillomaviridae. Роль папилломавирусов в этиологии доброкачественных и злокачественных опухолей человека.
Подпись преподавателя ________________ Дата____________ Занятие 15 Тема:Рабдовирусы. Лабораторная диагностика бешенства. Арбовирусы. Лабораторная диагностика тога-, флави- и бунья-вирусных инфекций Вирус краснухи. Лабораторная диагностика краснухи.
Вопросы для обсуждения: 1. Классификация семейства Rhabdoviridae. 2. Морфология и ультраструктура вириона вируса бешенства. 3. Репродукция рабдовирусов. 4. Природный резервуар вируса бешенства и механизм передачи его человеку. 5. Патогенез и основные клинические проявления бешенства. 6. Прижизненная и постмортальная лабораторная диагностика бешенства. 7. Неспецифическая и специфическая профилактика бешенства. 8. Эпидемиологическая характеристика группы арбовирусов: природный резервуар, хозяева, переносчики. 9. Основные представители группы арбовирусов, входящих в семейства Togaviridae, Flaviviridae, Bunyaviridae. 10. Морфология и строение вириона тогавирусов, их культивирование и репродукция. 11. Вирус краснухи – возбудитель антропонозного заболевания. Морфология и строение вириона, особенности культивирования. 12. Патогенез приобретенной и врождённой краснухи, развитие краснушного панэнцефалита. 13. Эмбриопатическое действие вируса краснухи. 14. Специфическая профилактика краснухи. 15. Морфология и строение вириона флавивирусов, их культивирование и репродукция. 16. Морфология и строение вириона буньявирусов, их культивирование и репродукция. 17. Основные клинические формы проявления арбовирусных инфекций: лихорадки, геморрагические лихорадки, энцефалиты, менингоэнцефалиты. 18. Патогенез и клинические проявления клещевого энцефалита. 19. Принципы лабораторной диагностики арбовирусных инфекций. 20. Общая и специфическая профилактика арбовирусных инфекций. Практические задания: 1. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона рабдовирусов.
2. Изучить схему репродукции вируса бешенства и написать основные её этапы.
3. Промикроскопировать препараты-отпечатки мозга, обработанные антирабическим иммуноглобулином, меченным флюорохромом.
4. Выявить при микроскопии внутриклеточные включения Бабеша-Негри в препаратах-отпечатках мозга, окрашенных по Туревичу и Муромцеву.
5. Дополнить схему лабораторной диагностики бешенства.
6. Обозначить на рисунках основные структурные элементы вирионов некоторых семейств, входящих в группу арбовирусов.
7. Изучить схему репродукции флавивирусов и написать основные её этапы.
8. Указать способы культивирования некоторых семейств, входящих в группу арбовирусов, и методы их индикации. Семейство Togaviridae:_________________ Семейство Flaviviridae:_________________ ____ Семейство Bunyaviridae:________________ ____
9. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вириона краснухи.
10. Произвести учет результатов РСК с парными сыворотками больного клещевым энцефалитом.
Вывод: _______________________________ ______ 11. Дополнить схему лабораторной диагностики клещевого энцефалита.
12. Изучить препараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения энцефалитов и геморрагических лихорадок (иммуноглобулины, вакцины, интерферон, интерфероногены, наборы диагностических иммунных сывороток и антигенов).
13. Дать характеристику некоторым иммунобиологическим препаратам: антирабический иммуноглобулин ___________ ______ антирабическая вакцина __________________ ______
специфический иммуноглобулин против клещевого энцефалита ______________________ ______ вакцина против клещевого энцефалита______ ______ вакцина против желтой лихорадки__________________ ______
Вакцина краснушная ____________________ ______ Вакцина КПК ________________________ ________________
Подпись преподавателя ________________ Дата____________
Занятие 16
Тема: Возбудители некоторых особо опасных вирусных инфекций (натуральная оспа, геморрагические лихорадки Эбола и Марбург). Микроорганизмы как биологическое оружие. Принципы лабораторной диагностики особо опасных инфекций. Противоэпидемические мероприятия. СРС: Короновирусы. Возбудитель тяжелого острого респираторного синдрома- SARS. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие об особо опасных инфекциях (ООИ). 2. Микроорганизмы как биологические патогенные агенты (БПА), которые могут быть потенциально применены в террористических целях. 3. Критерии при выборе микроорганизмов, используемых в качестве биологического оружия. 4. Вирус натуральной оспы: морфология и ультраструктура вириона, культивирование. 5. Патогенез и клинические проявления натуральной оспы. Ликвидация оспы в мире. 6. Принципы лабораторной диагностики особо опасных инфекций. 7. Филовирусы. Особенности морфологии и ультраструктуры вириона. 8. Патогенез и клинические проявления геморрагических лихорадок Марбург и Эбола. 9. Общие принципы противоэпидемических мероприятий, проводимых в отношении особо опасных инфекций. 10. Международные медико-санитарные правила биологической безопасности (ММСП). Практические задания: I. Изучить требования биологической безопасности при работе с микроорганизмами– возбудителями особо опасных инфекций. II. Изучить правила одевания и снятия защитного костюма, применяемого при работе в очагах особо опасных инфекций.
III. Ознакомиться с этапами лабораторной диагностики ООИ:
3. Обозначить на рисунке основные структурные элементы вируса натуральной оспы.
3. Изучить схему репродукции ортопоксвирусов и написать основные её этапы.
5. Указать способы культивирования вируса натуральной оспы и методы его индикации: ________________________
6. Обозначить на рисунке основные структурные элементы филовирусов:
7. Изучить схему репродукции филовирусов и написать основные её этапы:
8. Указать способы культивирования вирусов Эбола и Марбург и методы их индикации: ____________
9. Дополнить схему лабораторной диагностики геморрагической лихорадки Эбола:
10. Изучить препараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики ООИ (наборы диагностических сывороток, антигенов и диагностикумов, иммуноглобулины, вакцины).
11. Дать характеристику вакцине против натуральной оспы: __________________ _____ _____ _____
Темы рефератов: 1. Классификация и характеристика семейства Coronaviridae. Виды, патогенные для человека. 2. Этиология и патогенез тяжелого острого респираторного синдрома.
Подпись преподавателя ________________ Дата_____________ Занятие 17 Тема: Клиническая микробиология. Внутрибольничные инфекции. Принципы лабораторной диагностики и профилактики внутрибольничных инфекций. Оппортунистические микозы. Грибы рода Candida. Лабораторная диагностика кандидоза. Вопросы для обсуждения: 1. Клиническая микробиология и ее задачи. 2. Понятие о внутрибольничной инфекции. 3. Характеристика условно-патогенных микроорганизмов. 4. Факторы, обусловливающие развитие внутрибольничных инфекций. 5. Особенности оппортунистических инфекций и их клинические проявления. 6. Принципы лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций. 7. Критерии этиологической значимости выделенной культуры микроорганизмов. 8. Профилактика внутрибольничных инфекций. Микробиологический контроль в лечебно-профилактических учреждениях. 9. Грибы. Систематика и классификация грибов. 10. Структура и химический состав клеток грибов. 11. Морфология и строение грибов. 12. Размножение грибов. Принципы культивирования. 13. Классификация и общая характеристика микозов. 14. Культуральные и ферментативные свойства грибов. 15. Факторы патогенности грибов. 16. Классификация и общая характеристика микозов. 17. Возбудители оппортунистических микозов. 18. Грибы рода Candida, их свойства. 19. Лабораторная диагностика кандидозов. 20. Химиотерапевтические противогрибковые препараты.
Практические задания: 1. Ознакомиться с типовой (обобщенной) схемой выделения возбудителей оппортунистических инфекций.
(0.026 сек.) |