Тема 5. Социально-экономические трансформации и экономические реформы в России
Собственность и ее исторические формы в России. Власть и собственность. Институт частной собственность в истории России и отношение к нему. Княжеский удел. Вотчина и поместье. Крестьянская община как экономический институт. Становление, развитие и отмена крепостного права. Купечество в России. Промышленность и промышленники в России XVIII-XIX вв. Реформы Витте и Столыпина и «модернизация» России в конце XIX – начале ХХ в. Проблемы экономического развития советского государства: основные этапы и тенденции (военный коммунизм, НЭП, коллективизация и индустриализация, экономическое развитие в послевоенный период). Экономические аспекты распада СССР. Экономические реформы в России в начале 1990-х гг. «Шоковая терапия». Особенности российской приватизации. Особенности структуры российской экономики на современном этапе (сырьевые отрасли, «олигархи», малый и средний бизнес и пр.). Государство и бизнес. Средний класс. «Креативный класс». Проблема «модернизации» в современной России. Проблема коррупции в России. Внешний фактор внутриэкономических преобразований в истории и на современном этапе. Интеграция России в мировую торговую и экономическую систему. Вступление в ВТО. Россия и региональная экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Семинары 9 и 10 Тема 6. Межконфессиональные и межнациональные отношения в России Понятие «нации» в Российской империи. Понятие «русский народ» в монархической России и его трансформация. Проблемы межнациональных отношений в дореволюционной России и попытки их решения. Формирования национальных партий и движений в конце XIX – начале ХХ вв. Статус религий и конфессий в царской России, эволюция статуса отдельных конфессий. Национальный вопрос в СССР. Формирование национальных республик. Политика «коренизации» в 1920-е гг. и ее итоги. Межнациональные отношения накануне распада СССР. Межнациональные отношения в России в 1990-е гг. и в начале XXI в. Войны в Чечне. Внутренние и внешние миграции в России. Проблемы взаимодействия с иммигрантами в мегаполисах России. Государство и религия в современной России. Государство и РПЦ, роль РКЦ и протестантских движений в России. Ислам в России. Религиозный фактор в миграционных процессах и в восприятии иммигрантов. Семинар 11 Тема 7. Культура повседневности и российский быт. Наука и образование Достижения науки и культуры как факторы, меняющие общественную жизнь. Изобретения, изменившие и преобразовавшие жизнь российского общества (книгопечатание, паровой двигатель, железные дороги, телеграф, телефон, радио, электричество, телевидение, полет в космос, Интернет и т.п.). Тенденции в моде, музыке, литературе, живописи. Повторение «западных» стилей и собственно российские достижения. Типы городских обывателей Российской империи. Быт советского человека. Проблемы современного российского быта: коммунальное хозяйство и реформы ЖКХ, новые способы проведения досуга, российский туризм и пр. Семинары 12 Раздел 2. Внешняя политика Тема 8. Роль Российской империи/Советского Союза/Российской Федерации в международных отношениях. Преемственность и изменения в целях и принципах внешней политики Семинар 13 Тема 9. Эволюция внешнеполитических взглядов российской элиты 1990-е гг. – начало XXI в. Внешние связи Киевской Руси. Русь и Степь. Русь и Византия. Русь и Западная Европа. Московское государство и его внешняя политика. Внешняя политика Петровской России. Эволюция основных направлений внешней политики России в XVIII – XIX вв. Советская Россия и СССР: эволюция внешней политики и элементы преемственности с предыдущими этапами. Внешняя политика современной России: преемственность и изменения в основных направлениях и принципах (1990-е гг. и начала XXI в.). Семинар 14 Тема 10. Эволюция механизма принятия внешнеполитических решений. Семинар 15 Тема 11. Итоговое занятие. Россия в современных международных процессах Семинар 16 Литература и вопросы к семинарским занятиям Составители исходили из того, что литература к семинарским занятиям, рекомендованная как «обязательная», должна быть прочитана студентами. Ряд экзаменационных вопросов может содержать прямые отсылки к литературе, озаглавленной как «обязательная». Из списка дополнительной литературы ведущий семинарские занятия может сам выбрать одну-две публикации или предложить свою собственную для прочтения и обсуждения на семинаре. Тема 1. Вводная лекция Семинар 1. Организационное занятие Вопросы на 1 семинаре:
Семинар 2. История в современном российском национальном самосознании Литература: Обязательная
Дополнительная: 1. Гроппо Б. Как быть с «темным» историческим прошлым. 25 февраля 2005 г. / Полит.ру. URL: http://www.polit.ru/article/2005/02/25/groppo/ 2. Проект программы десталинизации, Совет по правам человека и развитию гражданского общества и «Мемориал», февраль 2011 г. URL: http://www.cogita.ru/pamyat/kultura-pamyati/proekt-programmy-destalinizacii 3. Шеррер Ю. Германия и Франция: проработка прошлого // Pro et Contra. №3-4 (46), Май-август 2009, С. 89-109. 4. Sherlock T. Confronting the Stalinist Past: The Politics of Memory in Russia // The Washington Quarterly, Spring 2011 (34:2). P. 93-109. URL: https://csis.org/files/publication/twq11springsherlock.pdf Вопросы:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |