Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, авторской учебной программы для 8-9 классов (УМК Босовой Л.Л.: М. Бином, 2012) и примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
В федеральном компоненте образовательного стандарта 2004 года предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках одного предмета «Информатика и информационные и коммуникационные технологии». В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в течение 2 лет обучения: 8 класс — 1 час в неделю (34 часов в год), 9 класс — 2 часа в неделю (68 часов в год). Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 9 класса в течении 34 часов (1 часа в неделю).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
№
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| д/з
|
1
| Тема 1. Математические основы информатики
| Техника безопасности. Общие сведения о системах счисления.
| Вводный урок
| Система счисления. Позиционная система счисления. Алфавит. Развёрнутая форма числа.
| Знать понятие системы счисления. Уметь записать развёрнутую форму числа.
| § 1.1
|
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
| Урок формирования новых знаний
| Двоичная система счисления. Перевод из двоичной системы в десятичную и обратно.
| Уметь переводить число из двоичной системы в десятичную и обратно.
| § 1.1
|
| Восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления. «Компьютерные» системы счисления.
| Урок формирования новых знаний
| Восьмеричная система счисления. Шестнадцатиричная система счисления.
| Уметь переводить число из восьмеричной системы в десятичную и обратно.
| § 1.1
|
| Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Основание системы счисления. Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
| Уметь переводить целые десятичные числа в систему счисления с основанием q.
| § 1.1
|
| Представление целых чисел.
| Урок формирования новых знаний
| Разряд. Без знаковое представление целых чисел. Представление целых чисел со знаком.
| Иметь представление о представлении целых и вещественных числе в компьютере.
| § 1.2
|
| Представление вещественных чисел.
| Урок формирования новых знаний
| Представление вещественных чисел. Формат плавающей запятой.
| Иметь представление о представлении целых и вещественных числе в компьютере.
| § 1.2
|
| Высказывания. Логические операции.
| Урок формирования новых знаний
| Алгебра логики. Высказывание. Логическая операция. Дизъюнкция. Конъюнкция. Отрицание.
| Знать логические элементы.
| § 1.3
|
| Построение таблиц истинности для логических высказываний.
| Урок формирования новых знаний
| Таблицы истинности.
| Уметь строить таблицы истинности для логических выражений.
| § 1.3
|
| Свойства логических операций.
| Урок формирования новых знаний
| Законы алгебры логики.
| Знать основные свойства логических операций и уметь применять их при решении задач.
| § 1.3
|
| Решение логических задач.
| Урок формирования новых знаний
| Решение логических задач.
| Уметь решать логические задачи оптимально удобным способом.
| § 1.3
|
| Решение логических задач.
| Урок формирования новых знаний
| Решение логических задач.
| Уметь решать логические задачи оптимально удобным способом.
| § 1.3
|
| Логические элементы.
| Урок формирования новых знаний
| Дизъюнктор. Конъюнктор. Инвертор.
| Уметь составлять логическую схему по логическому выражению и записывать логическое выражение по логической схеме.
| § 1.3
|
| Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
14
| Тема 2. Моделирования и формализация
| Моделирование как метод познания.
| Урок формирования новых знаний
| Модель. Моделирование. Цель моделирования. Натурная модель. Информационная модель. Формализация. Классификация моделей.
| Знать понятия «модель», «моделирование». Уметь отличать натурную модель от информационной.
| § 2.1
|
| Знаковые модели.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Словесные модели. Математические модели. Компьютерные модели.
| Уметь анализировать словесные, математические и компьютерные модели.
| § 2.2
|
| Графические информационные модели.
| Урок формирования новых знаний
| Графические модели: граф, схема, чертёж.
| Уметь применять графические модели при решении логических задач.
| § 2.3
|
| Табличные информационные модели.
| Урок формирования новых знаний
| Таблица. Типы таблиц. Поле таблицы.
| Уметь применять табличные модели при решении логических задач.
| § 2.4
|
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
| Урок формирования новых знаний
| Информационная система. База данных. Реляционная база данных.
| Знать понятие «база данных». Уметь объяснить структуру реляционной базы данных.
| § 2.5
|
| Система управления базами данных.
| Урок обучения умениям и навыкам
| СУБД. Программы для работы с СУБД.
| Знать понятие «СУБД». Иметь представление о ПО для работы с СУБД.
| § 2.6
|
| Работа с базой данных. Запросы на выборку данных.
| Урок применения знаний на практике
| Создание базы данных. Редактирование базы данных. Сортировка в базе данных. Запросы к базе данных.
| Уметь создавать базу данных, редактировать её, сортировать поля, создавать запросы к базе данных.
| § 2.6
|
| Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
22
| Тема 3. Основы алгоритмизации
| Алгоритмы и исполнители.
| Урок формирования новых знаний
| Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнитель. Формальное исполнение.
| Знать понятия «алгоритм», «исполнитель». Уметь называть свойства алгоритма.
| § 3.1
|
| Способы записи алгоритмов.
| Урок формирования новых знаний
| Словесное описание. Построчная запись. Блок-схема. Алгоритмический язык.
| Знать способы записи алгоритмов.
| § 3.2
|
| Объекты алгоритмов.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Величины. Константы. Переменная. Имя. Тип. Присваивание. Выражение.
| Знать основные объекты алгоритмов. Уметь записывать выражения.
| § 3.3
|
| Алгоритмическая конструкция «следования».
| Урок обучения умениям и навыкам
| Следование. Линейный алгоритм.
| Уметь составлять следование с помощью блок-схемы и на школьном алгоритмическом языке.
| § 3.4.1
|
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Ветвление. Полная форма ветвления.
| Уметь составлять ветвление с помощью блок-схемы и на школьном алгоритмическом языке.
| § 3.4.2
|
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». Неполная форма ветвления.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Ветвление. Неполная форма ветвления.
| Уметь составлять ветвление с помощью блок-схемы и на школьном алгоритмическом языке.
| § 3.4.2
|
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием повторения работы.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Повторение. Цикл-счётчик.
| Уметь составлять повторение с помощью блок-схемы и на школьном алгоритмическом языке.
| § 3.4.3
|
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Повторение. Цикл с пред условием.
| Уметь составлять повторение с помощью блок-схемы и на школьном алгоритмическом языке.
| § 3.4.3
|
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Повторение. Цикл с постусловием.
| Уметь составлять повторение с помощью блок-схемы и на школьном алгоритмическом языке.
| § 3.4.3
|
| Конструирование алгоритмов.
| Урок формирования новых знаний
| Вспомогательные алгоритмы. Параметры.
| Уметь составлять вспомогательные алгоритмы.
| § 3.5
|
| Алгоритмы управления.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Управление. Алгоритмы управления. Обратная связь.
| Иметь представление об управлении.
| § 3.6
|
| Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации»
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
34
| Тема 4. Начала программирования
| Общие сведения о языке программирования Паскаль.
| Урок формирования новых знаний
| Язык программирования. Программа. Служебные слова. Алфавит. Типы данных. Структура программы.
| Знать алфавит языка Паскаль, служебные слова и типы данных и структуру программы.
| § 4.1
|
| Организация ввода и вывода данных.
| Урок формирования новых знаний
| Операторы ввода и вывода. Формат вывода.
| Знать операторы ввода и вывода.
| § 4.2
|
| Программирование как этап решения задачи на компьютере.
| Урок формирования новых знаний
| Постановка задачи. Формализация. Алгоритмизация. Программирование. Отладка и тестирование.
| Знать этапы решения задачи на компьютере.
| § 4.3
|
| Программирование линейных алгоритмов.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Программирование линейных алгоритмов.
| Уметь создать программу линейного алгоритма.
| § 4.4
|
| Программирование разветвляющихся алгоритмов.
| Урок обучения умениям и навыкам
| Условный оператор. Составной оператор. Вложенные ветвления.
| Уметь составлять программу с ветвлением.
| § 4.5
|
| Программирование разветвляющихся алгоритмов.
| Урок применения знаний на практике
| Условный оператор. Составной оператор. Вложенные ветвления.
| Уметь составлять программу с ветвлением.
| § 4.5
|
| Программирование циклических алгоритмов.
| Урок применения знаний на практике
| Цикл-счётчик.
| Уметь составлять программу с циклом.
| § 4.6
|
| Программирование циклических алгоритмов.
| Урок применения знаний на практике
| Цикл-счётчик.
| Уметь составлять программу с циклом.
| § 4.6
|
| Программирование циклических алгоритмов.
| Урок применения знаний на практике
| Цикл с пред условием.
| Уметь составлять программу с циклом.
| § 4.6
|
| Программирование циклических алгоритмов.
| Урок применения знаний на практике
| Цикл с постусловием.
| Уметь составлять программу с циклом.
| § 4.6
|
| Программирование циклических алгоритмов.
| Урок применения знаний на практике
| Цикл с постусловием.
| Уметь составлять программу с циклом.
| § 4.6
|
| Программирование одномерных массивов целых чисел.
| Урок применения знаний на практике
| Массив. Описание массива. Заполнение массива. Вывод массива.
| Уметь описывать и заполнять массив.
| § 4.7
|
| Программирование одномерных массивов целых чисел.
| Урок применения знаний на практике
| Массив. Описание массива. Заполнение массива. Вывод массива.
| Уметь описывать и заполнять массив.
| § 4.7
|
| Программирование одномерных массивов целых чисел.
| Урок применения знаний на практике
| Обработка массива.
| Уметь обрабатывать массив.
| § 4.7
|
| Программирование одномерных массивов целых чисел.
| Урок применения знаний на практике
| Сортировка массива.
| Уметь сортировать массив.
| § 4.7
|
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.
| Урок применения знаний на практике
| Подпрограмма. Процедура. Функция.
| Уметь создавать подпрограмму.
| § 4.8
|
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.
| Урок применения знаний на практике
| Подпрограмма. Процедура. Функция.
| Уметь создавать подпрограмму.
| § 4.8
|
| Проверочная работа по теме «Начала программирования»
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
52
| Тема 5. Обработка числовой информации в электронных таблицах.
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.
| Урок формирования новых знаний
| Электронные таблицы. Табличный процессор. Ячейка. Диапазон.
| Знать, что такое электронная таблица, основные элементы окна программы, данные ячейки.
| § 5.1
|
| Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
| Урок применения знаний на практике
| Относительная , абсолютная и смешанная ссылки.
| Уметь организовать относительную, абсолютную и смешанную ссылки.
| § 5.2
|
| Встроенные функции. Логические функции.
| Урок применения знаний на практике
| Встроенная, логическая и условная функции.
| Уметь применять функции при решении задач.
| § 5.2
|
| Сортировка и поиск данных.
| Урок применения знаний на практике
| Сортировка. Фильтрация.
| Уметь создавать сортировку, фильтрацию.
| § 5.3
|
| Построение диаграмм и графиков.
| Урок применения знаний на практике
| Диаграмма.
| Уметь создавать диаграмму.
| § 5.3
|
| Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
58
| Тема 5. Коммуникационные технологии.
| Локальные и глобальные компьютерные сети.
| Урок формирования новых знаний
| Канал связи. Компьютерная сеть. Скорость передачи. Локальная и глобальная сети.
| Знать, как происходит процесс передачи информации в локальных и глобальных сетях.
| § 6.1
|
| Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.
| Урок формирования новых знаний
| Интернет. Протокол IP-адрес.
| Знать, что такое Интернет и как в нём организована информация.
| § 6.2
|
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
| Урок формирования новых знаний
| Доменное имя. Протоколы передачи данных.
| Знать зоны доменных имён. Иметь представление о протоколах передачи данных в сети Интернет.
| § 6.2
|
| Всемирная паутина. Файловые архивы.
| Урок формирования новых знаний
| Всемирная паутина. Файловые архивы.
| Знать, что такое Всемирная паутина и какие услуги она предоставляет.
| § 6.3
|
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
| Урок формирования новых знаний
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
| Знать, что такое Всемирная паутина и какие услуги она предоставляет.
| § 6.3
|
| Создание web-сайта.
| Урок применения знаний на практике
| Структура сайта. Навигация. Оформление сайта. Хостинг.
| Знать технологию создания сайта.
|
|
| Создание web-сайта.
| Урок применения знаний на практике
| Структура сайта. Навигация. Оформление сайта. Хостинг.
| Знать технологию создания сайта.
|
|
| Создание web-сайта.
| Урок применения знаний на практике
| Структура сайта. Навигация. Оформление сайта. Хостинг.
| Знать технологию создания сайта.
|
|
| Создание web-сайта.
| Урок применения знаний на практике
| Структура сайта. Навигация. Оформление сайта. Хостинг.
| Знать технологию создания сайта.
|
|
| Проверочная работа по теме «Коммуникационные технологии».
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
|
| Итоговая проверочная работа.
|
|
|
|
|
Техника безопасности. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых и вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических высказываний. Решение логических задач. Логические элементы.