Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Западно-Сибирский район



2016-09-16 740 Обсуждений (0)
Западно-Сибирский район 0.00 из 5.00 0 оценок




Алтайский край Барнаул Бийск Заринск
Новоалтайск Рубцовск
Алейск Славгород
Камень-на-Оби Белокуриха
Кемеровская область Кемерово Анжеро-Судженск Ленинск-Кузнецкий
Полысаево Киселевск
Прокопьевск Новокузнецк
Гурьевск Таштагол
Белово Междуреченск
Юрга Осинники
Березовский Мыски
Гурьевск Топки
Мариинск Тайга
Новосибирская область Новосибирск Бердск Искитим
Куйбышев Карасук
Барабинск Татарск
Омская область Омск Исилькуль Тара
Томская область Томск Стрежевой Северск
Асино Колпашево
Республика Алтай Горно-Алтайск    

Восточно-Сибирский район

Республика Бурятия Улан-Удэ Северобайкальск Гусиноозерск
Закаменск Бабушкин
Селенгинск Кяхта
Республика Тыва Кызыл Ак-Довурак  
Республика Хакасия Абакан Саяногорск Черногорск
Иркутская область Иркутск Братск Ангарск
Шелехов Черемхово
Зима Усть-Кут
Усолье-Сибирское Тайшет
Усть-Илимск
Железногорск-Илимский Бодайбо
Байкальск
Слюдянка Саянск
Усть-Ордынский Свирск
Нижнеудинск Шелехов
Вихоревка Тулун
Красноярский край Красноярск Ачинск Канск
Норильск Назарово
Минусинск Лесосибирск
Игарка Дивногорск
Железногорск Зеленогорск
Шарыпово Талнах
Боготол Кодинск
Енисейск Сосновоборск
Телнах Ужур
Дудинка Тура
Забайкальский край Чита Петровск-Забайкальский Краснокаменск
Сковородино
Борзя Нерчинск
Агинское Балей

Дальневосточный район

Республика Саха (Якутия) Якутск Нерюнгри Мирный
Ленск Тикси
Алдан Удачный
Чукотский АО Анадырь Билибино Певек
Еврейская авт. область Биробиджан Облучье  
Амурская область Благовещенск Зея Райчихинск
Свободный Тында
Шимановск Завитинск
Белогорск Зея
Камчатский край Петропавловск-Камчатский Вилючинск Палана
Елизово
Магаданская область Магадан Сусуман  
Приморский край Владивосток Находка Дальнегорск
Арсеньев Уссурийск
Артем Спасск-Дальний
Партизанск Дальнереченск
Лесозаводск Большой Камень
Сахалинская область Южно-Сахалинск Оха Холмск
Корсаков Невельск
Хабаровский край Хабаровск Комсомольск-на-Амуре Советская Гавань
Вяземский
Ванино Николаевск-на-Амуре
Амурск

Самостоятельная работа № 3

ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Выполнение задания. Оценить суммарный природно-ресурсный потенциал двух субъектов федерации России.

Пояснения к заданию. Каждый вид природных ресурсов обычно формируется в одном из компонентов ландшафтной оболочки. Он управляется теми же природными факторами, которые создают данный природный компонент и влияют на его особенности и территориальное размещение. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы: климатические, минеральные, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира. Использование только одной классификации недостаточно, так как она не отражает экономического значения ресурсов и их хозяйственной роли. Поэтому предлагается классификация ресурсов по видам хозяйственного использования. Природные ресурсы можно разделить на: минеральные, водные, агроклиматические (ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений или выпаса скота), почвенно-земельные, лесные, рекреационные, биологические ресурсы дикой природы (дикие животные - объект промысловой охоты, дикорастущие лекарственные растения). При анализе природно-ресурсного потенциала (ПРП) необходимо учесть также выгодность экономико-географического положения региона (ЭГП). ПРП оценивается с помощью суммирования отдельных его составляющих (Соколов, 2006):

(1)

где P - суммарный природно-ресурсный потенциал. Потенциалы ресурсов: M – минеральных, W – водных, A – агроклиматических, L - почвенно-земельных, B – биологических, R – рекреационных, E - выгодности ЭГП территории (территориальных ресурсов), f1-f7 – веса потенциалов (см. табл. 23).

Исходным положением, принятым в основу оценки интегрального ПРП лежит наше представление о равновеликой значимости разных групп ресурсов. Данное утверждение было отмечено И.Л. Савельевой (1997). Поэтому частные потенциалы всех ресурсов для такой большой страны, как Россия, должны быть одинаковы.

Минеральные ресурсы

Для расчета потенциала минеральных сырьевых ресурсов (М) нами используется формула И.Ф. Зайцева и О.А. Изюмского (1972):

(2)

где D - баллы значимости ресурса, Q - коэффициент величины запасов, S - коэффициент изученности, T - коэффициент транспортной доступности (см. табл. 1-4). Методика расчета заимствована у И.Ф. Зайцева и О.А. Изюмского (1972), И.Я. Кузьмина и др. (1980)

Таблица 1. Баллы значимости полезных ископаемых (D)

Полезные ископаемые Балл значимости ресурса Полезные ископаемые Балл значимости ресурса Полезные ископаемые Балл значимости ресурса Полезные ископаемые Балл значимости ресурса
Алмазы Алюминиевые руды Апатиты Асбест
Барит Битум Бишофит Бораты
Бром Бурый уголь Волластонит Вольфрамовые руды
Гипс Глауберова соль Горючие сланцы Гранит
Графит Диопсид Драгоценные камни Железные руды
Золото Известняк Калийные соли Каменный уголь
Каолин Кварцит Кианит Кобальтовые руды
Корундит Магнезит Марганцевые руды Медные руды
Мел Минеральная краска Молибденовые руды Мрамор
Мышьяк Нефть Никелевые руды Оловянные руды
Пемза Платина Поваренная соль Полиметаллические руды
Природный газ Руды редких металлов Ртутные руды Сера
Серебро Слюда Сода Строительные материалы
Сурьмяные руды Тальк Титановые руды Ториевые руды
Торф Туф Урановые руды Флюорит
Фосфориты Хромиты Цеолиты Циркониевые руды
Янтарь            

Таблица 2. Коэффициенты величины запасов (Q)

Месторождения Коэффициент
Крупнейшие источники уникальные, более 15% мировых запасов
Крупные источники имеющие международное значение
Средние источники имеющие межрайонное значение
Мелкие источники имеющие местное значение или неиспользуемые в экономике

Таблица 3. Коэффициенты степени изученности территории (S)

Степень изученности Коэффициент
высокая 1,0
средняя 0,6
низкая 0,3
очень низкая 0,1

Примечания. Высокая степень изученности характерна для экономически районов страны (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Центральное Черноземье, Урал), в Западной Сибири – нефть и газ. Средняя степень изученности - для большинства районов России, на Дальнем Востоке – драгоценные камни и металлы. Низкая степень изученности – север Дальнего Востока (кроме драгоценных камней и металлов).Месторождения, находящиеся на шельфе, получают такой же коэффициент, как и находящиеся на суше, в зависимости от региона, а находящиеся на ложе океанов характеризуются очень низкой степенью изученности.

Таблица 4. Коэффициенты транспортной доступности (T)

Расстояние от железной дороги, реки и др. (км) Коэффициент
0 - 100 1,0
100 - 300 3,5
300 - 500 6,5
500 - 1 000 12,5
1 000 - 2 000 25,0
2 000 и более 50,0
месторождения на шельфе океанов 3,5
месторождения на ложе океанов и в срединно-океанических хребтах 25,0

Выполнение задания. Для расчета потенциала необходимы атласы, с помощью которых определяются все минеральные источники, вычисляется коэффициент транспортной доступности, и анализируется величина запасов. Величина запасов определяются либо масштабом значка месторождения на общеэкономической карте, либо количеством значков. Минерально-строительные материалы (песок, глина), как правило, используются на месте, поэтому и коэффициент Q = 1. Месторождения, отмеченные на карте минеральных ресурсов, но отсутствующие на общеэкономических картах, не используются в экономике, поэтому Q = 1. Месторождения, показанные на отраслевых картах, получают большее значение, чем отмеченные только на общеэкономических. Ресурсы Мирового океана показаны на отдельной карте.

Пример расчета. Необходимо оценить природно-ресурсный потенциал региона А. В начале оцениваем минеральные ресурсы. С помощью общеэкономических карт атласа определяем, какие минеральные ресурсы добываются в каждой из этих стран, величину запасов, транспортную доступность и изученность территории, и заполняем таблицу 5.

Таблица 5. Оценка минеральных ресурсов

Полезные ископаемые D S Q T M
Медные руды 0,6 39,6
Полиметаллические руды 0,6 14,4
Алюминиевые руды 0,6 4,2
Железные руды 0,6 4,8
Бурый уголь 0,6 9,0
Строительные материалы 0,6 0,6
Каменный уголь 0,6 3,6
Поваренная соль 0,6 2,4
Мрамор 0,6 6,0
Хромиты 0,6 4,2
Марганцевые руды 6,0
ИТОГО 94,8

Водные ресурсы

Потенциал водных ресурсов (W) рассчитывается по формуле

W = (W1+W2+W3)W4 θ /W5 (3)

где W1использование ресурсов речного стока (%),W2 средний многолетний расход воды (тыс.м3/с), W3средний многолетний сток рек (модуль стока, л/с на км2), W4 экологическое состояние речных вод (баллы), W5 –сумма водохозяйственных показателей устойчивого развития (баллы), θ – площадь территории по формуле стереотипа.

Показатели W1,W2,W4 даны на рис. 1 и табл. 6, W3 – на рис. 2, W5 – табл. 8 (как средний уровень интервала оценки), используется методика Л.А. Безрукова, Л.М. Корытного (1990).

Таблица 6. Баллы экологического состояния речных вод

Состояние Балл Состояние Балл
Относительно чистое Слабозагрязненное 0,75
Среднезагрязненное 0,5 Сильнозагрязненное 0,25

Площадь территории по формуле стереотипа (θ) рассчитывается как:

(4)

где Р1 – людность крупнейшего города в районе (тыс. чел.), ρ – плотность населения района (чел./км2).

Пример расчета. Необходимо оценить потенциал водных ресурсов региона А, заполняем табл.7.

Таблица 7. Оценка водных ресурсов

Использование ресурсов речного стока
Средний многолетний расход воды
Средний многолетний сток рек
Экологическое состояние речных вод – слабозагрязненное 0,75
Сумма водохозяйственных показателей устойчивого развития 23,25
в том числе:  

 

Рис. 1 Использование речного стока и экологическое состояние вод

Рис. 2. Средний многолетний сток рек

Природная водообеспеченность 5,75
Водозабор
Качество воды по данным наблюдения
Сброс загрязненных сточных вод (ЗСВ) 3,5
Динамика сброса ЗСВ 1,75
Аварийное загрязнение вод 0,5
Повторное использование вод 1,25
Самоочищение 2,5
Людность крупнейшего города
Плотность населения в регионе 1,5
Площадь территории по формуле стереотипа 307,73
ИТОГО 327,7

Таблица 8.



2016-09-16 740 Обсуждений (0)
Западно-Сибирский район 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Западно-Сибирский район

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (740)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)