Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы журналистского выступления



2016-09-16 510 Обсуждений (0)
Темы журналистского выступления 0.00 из 5.00 0 оценок




Характер творческого процесса определяется методологической культурой журналиста, которая связана с умением познавать социальные явления, реализовывать свои знания о теории журналистики, получать информацию, подавать её в свете политики издания. Сам творческий процесс деятельности журналиста протекает по следующей схеме:

1. Выбор темы произведения (выступления)

2. Разработка темы.

3. Литературное оформление.

По этой схеме протекает работа над любым произведением творческого характера.

Остановимся на проблеме того, как осуществляется работа журналиста в публицистическом виде творческой деятельности. Превращение факта общественной жизни в журналистское произведение, в котором чётко прослеживается авторская позиция, - это и есть суть журналистской деятельности.

Процесс создания журналистского произведения по своему характеру есть процесс трансформации фактов текущей жизни в авторские высказывания, описания, сделанные с определённых позиций. Немало времени журналист тратит на запись полученной информации, обработку цифрового материала, систематизацию готовых данных, вычитку оригинала. Однако присутствие в его работе элементов стандартизованной, технической работы не меняет в целом её творческой, публицистической направленности. Технические операции являются предварительными. вспомогательными моментами в ходе публицистического познания действительности.

Текст, получаемый в результате всей деятельности журналиста, - это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы - речи, письма, изображения, звука. Любое общественное событие затрагивает те или иные интересы социальных групп. Журналист не может быть только пассивным передатчиком новостей. Он должен быть создателем таких текстов, которые воздействуют на аудиторию и текущие политические процессы посредством документально-эмоционального отражения. Публичное высказывание относительно актуальных проблем - это и есть публицистика. При этом в тексте обязательно присутствует политическая заострённость. Любой текст, попадая в массово-политическую прессу, неизбежно получает политическую окраску.

Достоинством публицистических текстов являются оперативность сообщения и новизна сообщаемого, его фактическая документальность. Факт, проблема, концепция составляют логическую структуру текста, которая должна сочетаться с художественной образностью письма.

Сегодня задача публицистики усложнилась тем, что в России идёт становление гражданского общества, нормальным состоянием которого является политический плюрализм - многообразие различных точек зрения на ту или иную проблему и способы её решения. Плюрализм - это соревнование идеологий различных социальных групп. Здесь важен политический диалог. И в нём побеждает тот журналист, кто добивается большей убедительности, результативного воздействия на аудиторию. Успех очевиден тогда, когда журналист выявляет наиболее актуальное явление (факт), его причины, ценность, делает прогноз развития этого факта, формулирует программу действий. Почувствовать необходимость освещения именно этого факта именно в это время именно в этом издании - главная задача и главная удача журналиста.

Итак, факт, интересующий читателя, установлен. Он становится темой журналистского выступления. Работа начинается с освоения методов исследования действительности (эмпирических - основанных на опыте: наблюдение, анализ документов, интервью, беседа, опрос, анкетирование) и теоретических (сравнение и аналогия, выдвижение гипотез и версий). Явление исследовано. Важно правильно оценить его. Методы оценки разнообразны: журналист может применить прямые оценочные слова (“это плохо - хорошо"), можно показать поведение героя, из которого ясна оценка, возможен показ последствий, которое породило явление (факт). При этом журналист должен придерживаться определённых этических норм - нельзя прибегать к навешиванию ярлыков, использовать в качестве информации заведомые сплетни, неэтично оценивать самого героя, а не его поступки (кстати, это правило является непреложным в педагогике и психологии - никогда нельзя говорить ребёнку (человеку): ”Ты плохой!”, а только:”Ты плохо поступил”).

Нельзя игнорировать и методы обоснования достоверности текста. Здесь весьма важную роль играет демонстрация правильного мышления: логическая связь между чётким, неизменяющимся тезисом (основной мыслью или выводом автора) и сильными аргументами или доводами, которые невозможно опровергнуть.

Не все профессиональные операции в журналистском творчестве равны по трудоёмкости. Опрос журналистов газет показал, что они не испытывают затруднений в самостоятельном выборе темы (76,6 % опрошенных), в общении с людьми (71,8 %), но часто возникают трудности при поиске решения проблемы, подборе аргументов, целенаправленном наблюдении. Нужны не только личные способности, но и опыт, навыки, чтобы выстроить удачную композицию статьи, насытить текст экспрессивной лексикой, которая воздействует на читателя.

Целесообразно строить текст, пользуясь методом драматизации: излагается факт - интрига - событие, за которым стоят риск, обретение славы или угроза жизни героя. Таким образом строятся многие аналитические публикации. Восприятие человека работает в режиме “напряжение” - “расслабление”. Таким образом, одни куски текста должны напрягать читателя, другие - расслаблять его внимание, чтобы острота восприятия не притуплялась. Подобный приём называют методом квантификации изложения.

Акцентировать внимание читателя можно по принципу “интересно - неинтересно”, “важно - неважно”, то есть на самые заметные места - начало и конец публикации - помещаются самые важные части материала, а “второстепенный” (но необходимый для понимания проблемы) укладывается в середину текста.

Кстати, по такому принципу, или закону края, целесообразно строить рекламное объявление: первая фраза привлекает внимание, а последняя, как известно, хорошо запоминается (“Штирлиц знал - обычно запоминается последняя фраза...”).

В публицистическом произведении особенно заметны такие приёмы, как оптимальное соотношение понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения. Следует отметить, что разумное сочетание логического и образного мышления в известной мере свойственно любому виду творчества. И в художественном произведении, где идея раскрывается преимущественно через систему образов, выступают элементы логического мышления. Своеобразие художественно-публицистического отражения жизни особенно ярко проявляется в жанре очерка. Призванный как жанр оперативно откликаться на волнующие проблемы времени, очерк тогда достигнет цели, когда сообщаемые в нём сведения, авторские раздумья, наблюдения над жизнью найдут соответствующее эмоциональное, образное отражение. Соединение образного и логического, фактического материала и образной формы подачи материала чрезвычайно продуктивно для определённых жанров журналистики.

Можно указать ещё на ряд методов построения текста:

* в небольших сообщениях описать результаты деятельности человека (героя публикации), организации, фирмы, партии;

* с целью демонстрации аудитории взаимосвязей явлений подать текст как совокупность описания элементов познания - например: цели и результата, цели и метода, результата познания и его оценки.

* описать каждый шаг своего исследования, что может придать материалу репортажный характер.

Но при всём разнообразии методов основными являются две задачи: осмыслить явление (ситуацию, проблему) и предложить программу разрешения проблемной ситуации. Поэтому в журналистском произведении основными элементами композиции являются

а) экспозиция (ввод в проблему);

б) постановка проблемы, которая предусматривает сопоставление (по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие) - аналог завязки сюжета;

в) аргументация, доказывающая истинность “тезиса” (положение, истинность которого должна быть доказана) и опровергающая “антитезис” (противоположность);

г) рекомендация разрешения проблемы (аналог - эквивалент литературной “кульминации”) - синтезис - производное от сопоставления тезиса и антитезиса;

д) обобщённая оценка (эквивалент развязки).

Повышение аналитических основ отображения действительности, комплексность и всесторонность подхода к изучению и освещению вопросов - таковы требования к содержанию продукции СМИ. Можно говорить о двух сторонах журналистского творчества – познавательной и управляющей, состоящей в оперативном отображении происходящих событий и оперативном влиянии на событие. Прежде всего журналист прибегает к документалистике – достоверной фиксации предметов и фактов социальной жизни. И документализм взаимодействует в творческом процессе с социальной позицией журналиста. Освещая какое-либо событие, публицист стремится повлиять своим сообщением на тех, кто его воспринимает: вызвать их интерес или негодование, чувство восхищения или активное размышление. В талантливом произведении документальное отображение фактов порой достигает яркой выразительности.

Вот сообщение из герценовского "Колокола" после слов "Нам пишут": "В Тираспольском уезде опять ужасное происшествие: помещица Власова, у которой бежала горничная, призвала мать бежавшей и секла её три дня, чтобы та сказала, куда девалась дочь. На третий день женщина повесилась. Барыня сама сняла её с верёвки"… В данном случае документ используется не как отвлечение от эмоциональной выразительности, но как её нагнетение и концентрация – за счёт того контекста, в котором передаётся документальный факт. Взаимодействие последнего с концепцией автора в зависимости от его мастерства способно вызвать к жизни целую гамму эмоциональных впечатлений. Одним из сильных приёмов здесь может быть сопоставление нескольких документов, тогда достоверность отдельных фактов умножается. Однако стремление к точности отображения может вступить в диалектическую взаимосвязь со стремлением произвести на читателя наибольшее впечатление. Поиски их гармоничного синтеза – проблема многих журналистов.

Сила воздействия публицистики зависит от конкретности адресов критических замечаний, точности и глубины показа проблемы. В отличие от писателя журналист лишён свободы экспериментировать с объектом отображения. Поскольку оперативность документального отклика на злободневные события сопряжена с глубиной их политического анализа и эмоционально – выразительным способом воплощения, постольку и журналист должен не только превосходно владеть словом, но и иметь как политическое мышление, так и художественное.

Точность изображения действительности и эмоциональность этого отображения - в этом одна из тонкостей журналистского мастерства.

В структуре журналистского произведения можно обнаружить три основных элемента: факт, авторское мнение и авторскую концепцию. Не всегда эти элементы одинаково высвечены – всё зависит от цели публикации и её жанра. Концепция проявляется в анализе проблемы, противоречий, конфликтов, она складывается из фактов, аргументов, мнений, выводов. Качественный глубинный анализ усиливается, когда учитываются количественные данные конкретной социологии, сама публикация становится убедительней, когда насыщается элементами дискуссионности, а автор взвешивает аргументы "за" и "против".



2016-09-16 510 Обсуждений (0)
Темы журналистского выступления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы журналистского выступления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)