Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ



2016-09-16 432 Обсуждений (0)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Документальный факт в этих жанрах как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли.

В небольшой ЗАРИСОВКЕ переплетаются признаки информационных и художественно-публицистических жанров. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его наглядно, ярко. Зарисовки могут быть сюжетными и бессюжетными, о конфликте и бесконфликтными, часто встречаются портретные (набросок, эскиз к портрету интересного человека). В зарисовке журналист коротко, но живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передаёт свои наблюдения. Он не только описывает картинку, которая привлекла его внимание, но и старается передать то эмоциональное впечатление, которое было оказано.

ОЧЕРК по своим особенностям близок к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести, но отличается от них тем, что конкретен, построен на фактическом материале, а не на вымысле. Очерк призван дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть сущность явления. Его герои – живые люди, события в нём воспроизводятся документально. Жанровая особенность очерка состоит в том, что он сочетает художественное слово с определённой задачей автора. А.М.Горький считал, что при определении очерка, как литературной формы, надо исходить из значения глаголов "чертить", "очерчивать". Действительно, при своих небольших размерах очерк не может давать многих деталей, подробностей. Три-четыре ярких штриха должны заменить несколько страниц рассказа.

Композиция очерка зависит от разработки темы. Следует строить эту работу так, чтобы в очерке логично и последовательно рассказывалось о событии, давалась характеристика действующих лиц, раскрывались смысл и значение явления.

Очерк позволяет наглядно, доходчиво, оперативно откликнуться на события, раскрыть образ, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях региона. Виды очерков многообразны, но они могут быть подразде лены на две основные формы: сюжетный и описательный.

К сюжетным очеркам относятся портретный и проблемный. В основе портретного очерка - рассказ о жизни конкретного человека. В проблемном очерке человек как бы остаётся на втором плане, автор ведёт анализ важной проблемы в её конкретных проявлениях. Осмысление большого количества фактов позволяет публицисту вести масштабный разговор по актуальным вопросам.

К описательным относятся событийный и путевой. Событийный чаще всего посвящён какому-либо важному по значению явлению в жизни страны. Такой очерк следует писать красочно и эмоционально, в таком случае он приобретает публицистическую окраску. Путевой очерк - один из старейших видов художественной публицистики - первоначально развивался в литературе и рассказах “бывалых людей”. (Вспомним “Хождение за три моря “ Афанасия Никитина, “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева, “Остров Сахалин” А.П.Чехова). Суть путевого очерка – его идея. Очень важна наблюдательность автора, его умение вглядываться и вдумываться в окружающее, иначе путевой очерк не поднимется выше путеводителя.

Научно-популярный очерк применяется как небольшой по объёму вариант научно-популярной статьи и ставит целью рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, вместе с тем доходчиво и популярно.

В очерке применяются различные средства художественной типизации (портрет героя, речевая характеристика, пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел, домысел). Очень важны композиция и сюжет. Композиция может быть мозаичной (портрет героя рисуется мазками), веерной (в центре - герой, к которому сходятся мнения о нём других людей), ступенчатой (из жизни героя приводятся интересные эпизоды разных лет). Жанровая свобода очерка подразумевает пересечение в нём различных жанров.

САТИРА В ЖУРНАЛИСТИКЕ.

Сатирические жанры строятся на широком использовании иронии, сарказма, сатиры, поэтому важно различать эти понятия, сопоставлять их с юмором.

Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающим смех недостатком чувствуется что-то положительное, привлекательное, серьёзные реальные достоинства. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется.

Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал – действительности, возвышенное – смешному. Смешное и безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включённый в ценное и прекрасное, а только как противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует своё превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.

Когда предмет этот или лицо выступает как торжествующая сила, ирония, становясь бичующей, гневной, негодующей, иногда проникаясь горечью, переходит в сарказм. Вместо того, чтобы спокойно и несколько высокомерно разить сверху, она начинает биться со своим противником – хлестать и бичевать его. Истинная ирония всегда направлена на свой объект с каких-то вышестоящих позиций, она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной.

Юмор – это безобидное, беззлобное выставление людских недостатков и слабостей, сатира – гневное и резкое высмеивание. И разница однако не столько в силе, сколько в объекте насмешки, в принципиальной авторской позиции по отношению к объекту – положительной или, наоборот, отрицательной. Юмор и сатира - это комическое, применяемое в различных целях. Сатира есть использование комического для критики общественно- вредных явлений. Во всех других случаях использование комического будет юмором. Ничто так не обезоруживает порок, как сознание того, что он угадан и по его поводу уже слышен смех..

Если критическаязаметка в газете сообщает о конкретном факте, указывает виновников, точный адрес, то в сатирическойзаметке добавляется к этому ещё и образный иронический комментарий. Он подчёркивает расхождение между словом и делом персонажей, расхождение, усиленное до крайности. Журналисты используют при этом приём параллели, контрастной, весьма эффективной и без авторских разъяснений, т.к. читатель в состоянии сам понять и оценить противопоставление. Однако наиболее распространённым является приём последовательного комментария, как бы попутной сатирической ретуши.

На иронии строится и фельетон - сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фактов и явлений действительности. Фельетонный факт должен обладать “двупиковостью”: первый пик (общественно вредная суть факта) возбуждает у читателя гнев, второй пик (комическая суть факта) - насмешку. Второй пик достигается при условии, если исходный факт будет обладать парадоксальностью, то есть содержать противоречие между претензиями героя и его возможностями, должностью и поведением, средствами и целью, формой и содержанием, замыслом и результатом, словом и делом, поступком и здравым смыслом. Выбор темы для фельетона связан с возможностью комического преувеличения, сатирического заострения ситуации.

Если исходить из газетной практики, то точнее было бы следующее определение жанра фельетона: построенный на литературно- художественных образах сатирический жанр публицистики, полемически насыщенный, своими специфическими средствами вскрывающий суть отрицательного явления, факта. Фельетон - это синтез трёх начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки).

Сатирический образ, как и художественный – это диалектическое единство частного и общего, индивидуального и типического. Как форма газетной публикации фельетон требует максимально фактической основы, как литературная форма - нуждается в фантазии художника. На пересечении факта и фантазии рождается сатирический образ, когда частная история отдельного случая переходит в результате развёртывания фельетона в большую, частный факт приобретает общественное звучание. Фельетонист отыскивает другое явление, связанное по ассоциации с данным жизненным фактом и на основе найденного и подчёркнутого сатирического сходства или различия делает обобщение. Фельетонный образ несёт в себе параллели по отношению к ассоциативной теме, заявленной вначале. Автор прибегает к развёрнутым сопоставлениям – эпизодам, публицистическим отступлениям, сюжетным ходам, комментирует их, создаёт сатирические характеристики.

В фельетоне может быть раскрыт персонифицированный образ, или образ-персона (конкретный носитель зла – должностное или частное лицо), или образ-тезис, когда необходимо обобщить разрозненные факты, изучить социальную ситуацию, обличить негативное явление.

Важнейшим средством сатирической типизации является вымысел. Он может быть полным (в этом случае в фельетоне действует только вымышленный герой, который концентрирует в себе пороки и недостатки, которые высмеивает автор) или с подселением, когда реальный герой взаимодействует с придуманным фельетонистом.

Украшают фельетонный текст однофразовые остроты – микроосколки больших приёмов смешного. Так, рисуя внешность дебошира, фельетонист С.Нариньяни писал: "Волос у него было на одну драку".

У остроумия есть загадочное свойство. Заявление "Н.Н. – дурак звучит грубо и бездоказательно. А скажи: "Было у матери три сына, двое умных, а третий – Н.Н.", и то же обвинение, но выраженное не в прямой, а в шарадной форме, приобретает по каким-то таинственным законам мышления дополнительную ударную силу, впечатляет почти как доказательство, хотя, конечно, никакой доказательной силой не обладает.

Смешное начинается с отказа от нормального, лобового способа выражения обидной, оскорбительной для кого-то мысли, от отказа "назвать кошку кошкой". Если человек называет кошку "тигром-недоноском", то он тем самым уже ступил на тропу юмора.

Памфлет - произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика, гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Он ведёт родословную от Эразма Роттердамского (“Письма тёмных людей”,1515 г), Франсуа Рабле (“Гаргантюа и Пантагрюэль”,1534 г). Даниэль Дефо за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. "Философские мысли" Дидро были осуждены на сожжение. За "Философские письма" П.Чаадаев был объявлен сумасшедшим. "Письмо к Гоголю" В.Г.Белинского распространялось только в списках.

Конкретный факт, являющийся оперативным поводом появления памфлета, анализируется в совокупности с рядом фактов, характеризующих события и деятельность "героя". Эту закономерность творчества памфлетистов можно проследить на выступлениях Ярослава Галана против католической церкви. Памфлет "Плюю на папу!" (18 июля 1949 г) начинается с оперативного повода: "13 июля 1949 года в моей жизни произошло знаменательное событие: папа Пий ХII отлучил меня от церкви. Отлучил, как отлучают телёнка от коровы. Без предупреждения". А вот предпоследний абзац другого памфлета "На службе у сатаны": "У папы Пия ХII было 260 предшественников, история их жизни и деятельности – это история крови и позора. Даже в тумане раннего средневековья мне не обнаружить такого государства, такой власти, которая настолько бы прославилась двоедушием, лицемерием, алчностью, продажностью, тайными и явными убийствами, грабежами и тёмными махинациями, как "папская держава божьих наместников". Вскоре после публикации памфлетов Галан пал от руки подосланного убийцы.

Из современных публицистов с памфлетами часто выступал журналист-международник “Известий” Мэлор Стуруа. Сегодня памфлеты практически исчезли, да и фельетоны стали редкостью.

В последнее время идёт обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитический характер. Жанровая палитра пополняется новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться рубрика "Журналистское расследование", которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготовки (сопоставление поведения людей в расследовании, выдвижение журналистских версий, привлечение в текст элементов репортажа, корреспонденции, очерка, использование документов и т.д.) Элементы других жанров можно заметить и в традиционно жанровых материалах. Например, корреспонденция с целью придания ей живости может начинаться с зарисовки или репортажного отрывка.

 

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Рассматривая жанровое разнообразие журналистского творчества, обычно мы относим произведения публицистов к одной из трёх групп жанров: информационным, аналитическим или же к художественно-публицистическим. В последнее время всё большую популярность получает традиционно присущий западной журналистике жанр журналистского расследования.

Изменения в жизни нашего общества, происходящие на рубеже веков, пробудили у граждан интерес к общественной и политической жизни, вызвали потребность быть полноправным участником этой жизни. В современной российской прессе журналистское расследование занимает всё большее место: во многих крупных газетах и журналах организованы отделы расследований.

В России первым образцом журналистского расследования можно считать «Историю Пугачёвского бунта» А.С.Пушкина. Чтобы написать о Пугачёве, Пушкин целый год изучал материалы следственного дела, труды историков, побывал в Оренбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, рылся в провинциальных архивах, опрашивал старожилов. В посёлке Бердах Пушкину удалось собрать много интересного. Молодые казачки пели ему свои песни, старики рассказывали то, что могли вспомнить о Пугачёве. За каждую песню или интересный эпизод поэт платил червонец. Подобная щедрость вызвала подозрение у бердских обывателей, которые, собрав сход, написали начальнику края, генерал-губернатору донесение: »Был у нас неизвестного звания человек. Лицом смугл, волосом черен и курчав, на пальцах вместо ногтей когти. Подбивал под пугачёвщину и дарил золотом. Должно быть, антихрист».

Другими образцами журналистского расследования российских литераторов можно назвать «Историю одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, статью Н.С.Лескова «О пожарах в Петербурге», творчество писателя В.Г.Короленко, журналистов В.В.Навроцкого, В.М.Дорошевича, В.Л.Бурцева, «короля репортажей» В.А.Гиляровского.

Владимир Гиляровский (1853-1935) обладал выдающимися качествами журналиста: был общителен, вынослив, смел, хорошо знал жизнь – её тёмные и светлые стороны. На месте происшествия он внимательно осматривал местность, искал очевидцев, пытался получить дополнительные сведения, определял социальную версию случившегося, стремился быть безупречным с точки зрения фактического изложения событий. Он не перегружал свои публикации деталями, не относящимися к существу дела, любил точность, в любом событии видел не только сюжетную фабулу – основное внимание всегда обращал на людей - непосредственных участников событий и тех, кто лишь присутствовал при этом. Журналист много писал о трагедиях: убийствах, грабежах, пожарах, о погибающих от голода и холода людях, о жертвах железнодорожных и других катастроф. Но, несмотря на это, в его репортажах никогда не было чувства безысходности.

К классикам журналистского расследования бесспорно следует причислить и Антона Павловича Чехова. В первую очередь речь идёт о его путевых записках «Из Сибири» и особенно об «Острове Сахалине». Из Москвы писатель выехал 21 апреля 1890 года, а вернулся лишь 8 декабря, привезя «сундук всякой каторжной всячины: 10000 статистических карточек, образцы статейных списков каторжных, жалобы врача Б.Перлина и т.д. Публикация «Острова Сахалина» на страницах журнала «Русская мысль» в 1893-1894 г.г. вызвала положительные отклики прессы. «Остров Сахалин» - очень серьёзный вклад в изучение России, будучи в то же время интересным литературным трудом, - писала «Неделя» (1895, №38). – Много хватающих за сердце подробностей собрано в этой книге». На жанр книги Чехова, её научно-публицистический характер большое влияние оказали «Записки из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского и «Сибирь и каторга» С.В.Максимова, на которые неоднократно ссылается автор в тексте повествования. В свою очередь очерки Чехова побудили и других литераторов и журналистов поехать на Сахалин и написать книги об острове. Так, Влас Дорошевич опубликовал в 1903 г. две из них: «Как я попал на Сахалин» и «Сахалин».

«Зеркалом русской совести» и «нравственным гением» называли писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853 -1921), который также выступал с весьма интересными журналистскими расследованиями, особенно в то время, как с 1885 г. стал работать в казанской газете «Волжский вестник». В публикации «История тёмных денег» он разоблачил махинации председателя нижегородской уездной земской управы М.П.Андреева; семь обстоятельных статей посвятил истории банкротства пароходного общества «Дружина»; начав компанию против Александровского дворянского банка, добился его ревизии и отдания нескольких директоров под суд.

В советское время примерами журналистского расследования стали многие сюжеты киножурнала «Фитиль», который ежемесячно выходил с 1962 г., а в печати внимание читателей привлекли публикации Аркадия Ваксберга, Юрия Щекочихина, Ольги Чайковской. Все они работали в отделе расследований «Литературной газеты». Однако жёсткий партийный контроль того времени сковывал авторов журналистских расследований, поэтому такие материалы были редкостью.

На процесс формирования расследовательской журналистики влияют пример западных коллег и традиции русского и советского проблемного очерка и репортажа. В самом деле, есть давняя традиция: в статье, корреспонденции, очерке, фельетоне авторы в подлинном смысле исследуют то или иную проблему, ведут расследование конкретных явлений, ситуаций, конфликтов. И публикации оставляют заметный след в читательской аудитории, если подготовлены они скрупулёзно, всесторонне, глубоко.

В наше рыночное время, в условиях многопартийности и свободы слова исследовательско–расследовательское амплуа остаётся для журналистов не только сложным с точки зрения профессионализма, но и опасным занятием. За попытку разоблачения коррупции в армии в 1995 году был убит журналист Дмитрий Холодов. В 1997 году погиб липецкий собкор «Комсомольской правды» Валерий Кривошеев, который рассказал о том, как высокопоставленный московский чиновник строит для себя роскошный дачный комплекс. В том же году по данным Фонда защиты гласности, были убиты 15 журналистов, избиты 43, захвачено в заложники 21, а 19 незаконно задержаны правоохранительными органами.

Аналитическая публикация, основанная на исследовании или расследовании, обладает высокой новостной ценностью и большой общественной значимостью и появляется в прессе благодаря инициативе и энергии журналиста-автора, у которого сильно желание служить обществу, отстаивать правду и справедливость. Подобный материал даёт возможность завоевать добрую репутацию не только публицисту, но и газете, для которой он пишет, поднять рейтинг, укрепить доверие читателей. Но инициатива и энергия автора стимулируются его талантом, природным чутьём, знанием методологии исследования- расследования, умением строить солидную и основанную на убедительных фактах логическую структуру материала, раскрывающего процесс возникновения проблем и путей их наилучшего решения.



2016-09-16 432 Обсуждений (0)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)