Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация системы масс-медиа в Советском Союзе и России (1970 – 2000 гг)



2016-09-16 528 Обсуждений (0)
Трансформация системы масс-медиа в Советском Союзе и России (1970 – 2000 гг) 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика 1970-1985 1986 - 1990 1991 – 1995 1996 - 2000 2000 - …
Политическая система Корпорация СССР – объединённое управление, один центр власти Встряска. Демократические реформы, карточки на алкоголь, бунты из-за дефицита сигарет Системы нет. Борьба за власть с чередующимися периодами обострения и затишья. Полная децентрализация. Оппозиция крепнет. Перепутье. Сильные региональные лидеры. Медиахолдинги функционируют как политические партии. Выборная монархия. Централизованная система, основанная на органах правопорядка и армии. Трансформация оппозиции. Политическая система "закрывается"
Состояние экономики Плановая,строго структурированная,иерархическая.Многочисленные промышденные лоббии.Сильный "чёрный рынок импортных товаров потребления. Перемены – дезинтегрирующие.Попытка подъёма тяжёлой индустрии в сочетании с дефицитом товаров широкого потребления.Бум печатных масс-медиа. Триумф торгового капитала,индустриальный кризис.Монополии раскручивают маховик инфляции.Стадия первоначального накопления и приватизации:перераспределение собственности. Государственные и частные,иногда совместные монополии.Бум мобильной связи.Банковский кризис,промышленный подъём,формирование новой экономической системы. Предполагается экономический рост.Сырьевые монополии сочетаются с высокой конкуренцией в секторе телекоммуникаций и информационных технологий.
Войны Зарубежные экспедиции (Азия,Африка,Афганистан Афганская война Два путча в Москве,первая Чеченская кампания Информационные войны,вторая Чеченская кампания. Война с терроризмом и наркотиками .
"Народная" мечта,навязанная властью Коммунизм Запад Рынок и демократия Закон и порядок Великая Россия
Тип медиасистемы Пропагандистская машина Пропагандистская машина,ориентированная на поддержку реформ "Четвёртая власть,независимая корпорация журналистов. Медиаполитическая система,"общество спектакля". Смешанная система,усиление роли государственных СМИ и Интернета.
Структура медиасистемы Основана на газетах,радио,ТВ под государственным контролем Основана на газетах,радио.ТВ усиливает позиции. Перемены:печатная пресса в упадке,ТВ и радио (FM, УКВ) – на подъёме. Медиаполитическая система в окружении коммерческих СМИ.Появление Интернета. Масс-медиа под государственным контродем в окружении коммерческих СМИ – против Интернета.
Способы социального контроля. Идеологический контроль,социальные ритуалы,пропаганда,манипуляции,репрессии. Идеолгия,"мягкая" пропаганда и убеждение,попытка создания "управляемой демократии". Эклектичная идеология,убеждение,подразделения специального назначения и армия. Манипуляция по законам политического спектакля через телевидение; реклама. Идеология,пропаганда и манипуляции против системы горизонтальных коииуникаций (Интернет).
Роль журналиста становится... Инструментальной Важной,особенно в печатной прессе Чрезвычайно важной (в альянсе с властью) Практически инструментальной Инструментальной на ТВ, более значимой в прессе и Интернете
Интерес к политике Минимальный Сильный Значительный Спорадический Минимальный
Идеология Коммунистическо-империалистическая Гласность,демократизация,социалистические реформы.Оптимистическая Рыночный фундаментализм,демократические реформы, антикоммунизм Отсутствие связной системы ценностей Национальная идеология (сильное государство+ капитализм),с одной стороны,поликультурное постиндустриальное общество – с другой.

 

Информационные структуры

В национальных границах различных стран

Подведя итог современному состоянию российской системы СМИ, стоит коснуться проблемы состояния зарубежной журналистики. Рынок средств массовой информации в современном мире очень развит. Массовые периодические издания, радио, телевидение функционируют в каждой стране. На Западе периодическая печать в ХVI-ХVIII вв. проявляется в трёх основных типах - еженедельная и ежедневная газета, журнал. В ХIХ веке происходит разделение печати на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, создаются и выходят на рынок информационные агентства. В связи с изобретением фотографии, телефона и радио возникают новые коммуникационные технологии. В ХХ веке появляется радиовещание и телевидение, на службу коммуникационным технологиям привлекается компьютер, происходит процесс создания национальных монополий и транснациональных корпораций в сфере масс-медиа. Проследим период развития журналистики зарубежных стран в историческом контексте, используя территориальный принцип.

Журналистика Европы

В Великобритании предшественниками газет в ХVI в. были рукописные листки “Ньюс” (“Новости”), извещающие о прибытии торговых судов. Появление периодической печати связывают с выходом первого номера “Инглиш меркьюри” (“Английского вестника”) - 23 июня 1588 г. В 1642 г. в английском языке появляется слово “газета”, а в 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета “Дейли курант”. Потребность в рекламе вызвала к жизни в 1785 году газету “Таймс”(“Времена”), которая в период разделения прессы на качественную и массовую становится ведущим качественным изданием. К этому же разряду английской прессы следует отнести “Дейли телеграф” (“Ежедневный телеграф”, год издания 1855), “Гардиан”(“Страж”,1821),”Файнэншл таймс” (“Финансовое время”,1888), “Индепендент”(“Независимый”).

Массовая (популярная печать) ориентируется на широкий круг читателей, публикует меньше аналитического материала. Десятки лет лидером английской таблоидной прессы была “Дейли миррор” (“Ежедневное зеркало”), известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Вообще, многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консервативную партию поддерживают “Таймс”, “Дейли телеграф”, ”Дейли мейл”; взгляды лейбористов - “Гардиан”, ”Обсервер”, ”Пипл”.

На Британских островах имеется также разветвлённая сеть провинциальных газет и журналов, которые освещают, в основном, события своего региона. Освещение международных вопросов отдано на откуп информационных агентств, прежде всего – «Рейтер». Активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество передачи информации (лидер - Британская радиовещательная компания (Би-Би-Си), созданная в 1922 году, имеет статус общественной организации, с 1936 года осуществляет и телевещание).

Во Франции первый еженедельник “Газетт” (основан Теофрастом Ренодо в 1631 г.) привлёк внимание читателей высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регулярностью выходов. В 1777 г. возникла первая ежедневная газета “Журналь де Пари”(“Парижская газета”). Великая французская революция 91789 -1799 гг) привела к возникновению политической и революционно - демократической журналистики. Конец ХIХ - начало ХХ века был отмечен бурным развитием капиталистической печати, когда газеты становятся торгово-промышленными предприятиями. С появлением в 1904 году ежедневной газеты Жана Жореса “Юманите”(“Человечество”), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, среди множества политических направлений появляется марксистское, которое в дальнейшем сыграло важную роль в период антифашистского Народного фронта (1934 - 1938 гг).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: ”Фигаро” (год основания 1826), ”Монд”(“Мир” - 1944), ”Либерасьон”(“Освобождение” -1973); специализированные: молодёжные, женские, научные, технические, эротические и др; экономические, развлекательные, преобладают иллюстрированные еженедельники типа “Пари матч”(основан в 1949 г.).

Ещё в 1935 году передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 передачи стали цветными. В 1986 г. начали функционировать две частные национальные программы, в 1987 произошло разгосударствление первого канала - ТФ -1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники - спутниковой связи - кабельного вещания, видеозаписи. Кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-мюзик) развивается и частное местное. Почти все крупные региональные газеты имеют собственные радиостанции.

Как известно, развитие всей мировой печати началось с Германии, с изобретения Иоганном Гутенбергом типографского станка (1450 г) В 1609 году в Страсбурге и Вольфенбютеле были отпечатаны первые еженедельные издания “Реляцион”(“Сообщение”) и “Авизо”(“Объявление”), а первая ежедневная газета “Ляйпцигер цайтунг” выщла в 1661 году. В “Новой Рейнской газете” начиналась деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса. Сегодняшние особенности немецкой прессы - преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95% периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, которая объединилась только к концу 19 века. Самая крупная по тиражу “Бильд-цайтунг” имеет 33 издания, которые отличаются друг от друга местной хроникой и локальными рекламными сообщениями. Нечто подобное происходит сегодня и с российскими газетами, которые организуют региональные вкладыши (“Комсомольская правда” - толстушка).

Лидером на газетном рынке Германии является концерн А.Шпрингера, которому принадлежит каждая четвёртая продаваемая газета.

История немецкого радио началась в 1923 году, в марте 1935 года в Берлине был открыт пункт для публичного просмотра телевидения. Сегодня в Германии частные радио и телеканалы, основной источник функционирования которых - реклама, соседствуют с общественно - правовыми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецентры).

Тип современной итальянской прессы формировался под влиянием французского и английского примеров. Сегодня среди информационных газет лидируют “Коррьере делла сера” (“Вечерний вестник”1876), и “Репубблика”(1976), среди журналов - “Оджи” (“Сегодня”1945). Разовые тиражи журналов существенно превышают газетные. Многие средства массовой информации находятся в собственности политических партий и профсоюзов.

Радиовещание в Италии существует с 1924 года, а телевидение - с 1954. После отмены государственной монополии на телевидение медиамагнат Сильвио Берлускони в 1977 г. вложил 1 миллиард лир в местную кабельную станцию “Телемилано”, используя её как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрёл три крупнейших коммерческих телесети страны - “Канале-5”,”Италия-1”, и “Рете - 4 (Сеть)”, став основным конкурентом государственной службы РАИ ТВ (Объединённое итальянское радиовещание и телевидение). Принадлежащие Берлускони три коммерческих телеканала “Медмасет” вместе с тремя государственными каналами обслуживают почти 90% телеаудитории страны.

Журналистика Америки

По массовости, информационной насыщенности, технической оснащённости, технологии и организации американская журналистика является лидирующей в мире. 25 сентября 1690 года жители Бостона впервые получили газету “Паблик оккарансиз” ("Общественные события"). Первый номер оказался и последним, газета была закрыта по политическим мотивам. Через 14 лет в Бостоне выходит другое издание - “Бостон ньюс леттер” ("Бостонский вестник"), основателем которого стал местный почтмейстер Джон Кемпбелл. Филадельфия, ставшая первой столицей США как независимого государства, в 1719 году издаёт “Америкен уикли меркури” (Американский еженедельный вестник), а с 1728 года Бенджамин Франклин издаёт “Пенсилвания газетт”. Со временем всё более привлекательным для американских журналистов становится Нью-Йорк, основанный голландскими колонистами и поначалу называвшийся Нью - Амстердамом. После первых газет (в 1741 году) возникает новый для Америки тип периодического издания - журнал (сначала “Америкен мэгэзин” Эндрю Бредфорда, а спустя три дня - “Дженерал мэгэзин” Бенджамина Франклина).

Война против Англии за независимость (1776 - 1783 гг) - Первая американская революция - была подготовлена во многом газетами, которые немало сделали для создания в стране духа свободы. Так, подлинным агитатором революции был Самюэль Адамс. который основал в Бостоне газету “Интепендент адвертайзер” (“Независимая газета с объявлениями”), а самым влиятельным публицистом стал Томас Пейн, прибывший в Америку из Англии в 1774 г. Страстный защитник идеи отмены рабства и торговли неграми, он регулярно печатался в разных изданиях, его статьи распространялись в виде листовок многотысячными тиражами.

Провозглашена независимость Америки, принята Конституция со знакомой всем поправкой 1791 года, гарантирующей свободу журналистике: ”Конгресс не примет никакого закона, ограничивающего свободу слова или прессы”. Наступала эпоха раннекапиталистической прессы, предоставляющей свои площади под рекламу и платные объявления. В 1820 году в США выходило 24 ежедневных и 422 еженедельные газеты. В это время в среде нью-йоркских типографов родилась идея газеты нового типа - “пенсовой “ газеты. В начале 1830 г. стал выходить еженедельник “Нью-Йорк морнинг”, затем. через три года - “Дейли ивнинг транскрипт” (“Ежедневная вечерняя запись”). Рассчитанные на массового полуграмотного читателя, “пенсовые “газеты стали публиковать вымышленную информацию и лживые репортажи. Издатель Джеймс Гордон Беннет начал выпускать газету с капиталом в 500 долларов, за счёт своеобразной тематики резко поднял тираж. С Беннета начала развиваться бульварная пресса.

В 1841 году Горацием Грили была создана газета “Нью-Йорк трибюн”, которая своей тематикой резко отличалась от журнализма Беннета. Её основной тематикой стало отрицание аморальной и упаднической прессы, защита интересов общества и справедливости. Серьёзная и строгая “Нью-Йорк трибюн” стала прототипом качественных газет. По этому же пути идёт “Нью-Йорк таймс” (18 сентября 1851 года); её принципиальной позицией было ответственность перед читателем и независимость от различных партий.

В 1860-1865 годы в США проходила Вторая Американская революция - гражданская война между Севером и Югом. Война изменила стиль новостей, репортёр стал центральной фигурой в газетном мире, журналистская профессия - опасной и требующей отваги. Новые веяния в мире журналистики воплотились в Джозефе Пулитцере, имя которого носит сегодня высшая журналистская премия США. В 1883 г. он приобрёл газету “Нью-Йорк уорлд" (“Мир Нью-Йорка”) и сделал её моделью того журнализма, который основан на “человеческих репортажах” и освещении происшествий. Особое внимание уделялось “динамичному репортажу”, разоблачению коррупции на строительстве Панамского канала, иллюстрациям, заголовкам, он первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. На “странице развлечений” “Нью-Йорк уорлд” печатаются серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Жёлтый парень, который забавлял читателей своим смешным видом и приключениями. Это введённое Пулитцером новшество привело к возникновению термина “жёлтая пресса”. Термин "жёлтая пресса" закрепился благодаря "войне" между двумя газетными магнатами: Пулитцером и Херстом. Уильям Рендолф Херст переманил создателя персонажа сериала комиксов "Жёлтого малыша" – художника из пулитцеровской газеты "Уорлд" – в свою газету "Джорнел". Пулитцер нанёс ответный удар, наняв другого иллюстратора, который создал отдельный сюжет о "Жёлтом малыше". Этот термин был пущен в ход конкурирующими газетами "Трибьюн" и "Пресс", теряющими тиражи по вине "Джорнел" и "Уорлд". Его породила профессиональная вражда. Таким образом, термин "жёлтая пресса" первоначально обозначал газеты, печатающие определённый вид комиксов с определённым героем. Немного позднее он приобрёл иной, более глубокий смысл, который сохранился и по сей день.

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса – "прогрессивизм", направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю "прогрессивного" десятилетия определяют также как историю "макрекерства" ("разгребательства грязи"). Впервые это слово появилось в заголовке журнала "Колльерс" 10 февраля 1906 г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Рузвельт. "Разгребателями грязи" называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений в различных сферах жизни США.

В 1919 году в периодической печати США появился таблоид – новый тип дешёвой прессы, который отличается уменьшенным объёмом, половинным форматом и фотографией на всю первую полосу. Первым таблоидом стала газета "Нью-Йорк дейли ньюс". Господствующее положение в системе прессы естественно занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты – "Нью-Йорк таймс", "Нью-Йорк геральд трибюн" также расширили свою аудиторию.

Перед первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. В 1926-28 гг возникли сети Си-би-эс ("Колумбийская вещательная система") и Эн-би-си ("Национальная вещательная система"), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне.

В 50-60гг американские газеты переживали серьёзный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привёл к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 60-х гг осталось лишь три.

Заметным явлением американской журналистики 1960-70 гг стал "новый журнализм", возникший на стыке журналистики и литературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приёмами художественной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая всё рутинное и косное в конформистской журналистике США, "новые журналисты" полагали, что достоверно изобразить своё время можно с помощью художественного вымысла.

В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевидение. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 году. В 1931 г. появились экспериментальные телевизионные станции, в 1939 началось регулярное телевизионное вещание.

Что касается современного состояния СМИ Америки, то надо отметить, что с 1996 года было обозначено новое направление – концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в освещении политических процессов. В профессиональной журналистской среде крепнет уверенность в том, что концептуальная журналистика принесёт пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по её объяснению".

 



2016-09-16 528 Обсуждений (0)
Трансформация системы масс-медиа в Советском Союзе и России (1970 – 2000 гг) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация системы масс-медиа в Советском Союзе и России (1970 – 2000 гг)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)