О некоторых итогах мониторинга заработной платы работников в сфере высшего образования и науки, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования совместно с Минобрнауки России
По заработной плате педагогических работников среднего профессионального и высшего образования в 2015 году наличествовало отставание от значений установленных показателей̆ и зафиксированных в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, а также в федеральной̆ «дорожной карте». Однако, учредителем предпринимались меры по недопущению снижения номинальной начисленной заработной платы в 2015 году по сравнению с уровнем, достигнутым в среднем за 2014 год. Среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения (среднее профессиональное образование) выросла с 27,7 тыс. до 28,7 тыс. рублей̆ (прирост – 3,6% к аналогичному периоду 2014 года). Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего образования выросла с 47,2 тыс. до 50,7 тыс. рублей̆ (прирост – 7,4% к аналогичному периоду 2014 года). Среднемесячная заработная плата научных сотрудников выросла с 48,2 тыс. до 51,8 тыс. рублей̆ (прирост – 7,5% к аналогичному периоду 2014 года). Основные результаты мониторинга роста заработной платы педагогических работников среднего профессионального образования и высшего образования, проводимого Росстатом, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средняя заработная плата педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования и научных сотрудников.
Из табл.1 видно, что среднегодовой прирост заработной платы в 2015 году снизился по сравнению с ростом заработной платы в 2014 году. Кроме того, средняя заработная плата в Российской Федерации снизилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом, в связи с изменением методики Росстата для расчета среднемесячной начисленной заработной платы (среднего дохода от трудовой деятельности). Значения среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации, которые используются для оценки выполнения показателей федеральной «дорожной карты», называют также референтной заработной платой.
Таблица 2. Число субъектов Российской Федерации, в которых не обеспечено достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников и научных сотрудников по итогам 2015 года
- Целевое значение на 2015 г. это процентное соотношение среднемесячной начисленной заработной платы педагогических работников или научных сотрудников к референтной заработной плате (среднемесячной начисленной заработной плате в регионе), установленное федеральной «дорожной картой» на 2015 год для разных уровней образования/научных сотрудников.
Таблица 3. Субъекты Российской Федерации, в которых отставание от целевого значения по заработной плате профессорско-преподавательского состава вузов превысило 5 процентных пунктов (процентов) в 2015 году
Таблица 4. Субъекты Российской Федерации, в которых отставание от целевого значения по заработной плате научных сотрудников превысило 5 процентных пунктов в 2015 году
Таблица 5. Перечень субъектов Российской Федерации, в которых средняя заработная плата педагогических работников в 2015 году снизилась по отношению к уровню, достигнутому в 2014 году
По педагогическим работникам и научным работникам в образовательных организациях высшего образования снижения заработной платы не отмечалось.
Таблица 6. Динамика численности педагогических работников и научных сотрудников, чел.
Сведения, которые представлены в табл.1-5 получены на основании сведений Росстата. Мониторинг заработной платы научно-педагогических работников, проводимый Росстатом с 2013 года, определяет средние значения по всем образовательным организациям всех отраслей и ведомств. Однако, данный мониторинг позволяет контролировать исключительно выполнение Указов Президента, но не позволяет оценить выполнение Единых рекомендаций по оплате труда и Отраслевое соглашение в части доли должностного оклада в структуре заработной платы, и не позволяет оценить уровень заработной платы без учета доходов за дополнительные виды деятельности, например, совместительство, совмещение, почасовая оплата и оплата за работу по договорам гражданско-правового характера (далее ГПХ). Поэтому, с целью системного и детального изучения вопросов оплаты труда в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, Общероссийским Профсоюзом образования, совместно с Минобрнауки России, были проведены мониторинги по вопросам оплаты труда, в которых запрашивался более широкий спектр сведений. В рамках сложившегося в 2015 году взаимодействия ЦС Профсоюза и Департамента стратегии, анализа и прогнозов Минобрнауки России, специалисты аппарата Профсоюза с участием членов КСП Профсоюза, разработали таблицы и другие методические материалы для проведения совместного мониторинга. Профсоюз и Минобрнауки России провели мониторинг заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов, в том числе должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, различных видов выплат, структуры заработной платы, источников финансирования расходов на оплату труда ППС за 1-е полугодие 2015 года. В соответствии с пунктом 5.11.1. Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015-2017 годы, руководителям образовательных организаций высшего образования было предложено представить сводную информацию по вопросам оплаты труда работников образовательных организаций по форме, прилагаемой к письму от 04 августа 2015 года № АП-1297/02 за подписью заместителя Министра А.Б. Повалко. Анализ поступившей информации показал, что большинство вузов в целом достигают значений целевых показателей, отражающих повышение уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава, установленных майским Указом Президента России № 597. Однако в ряде вузов показатели средней заработной платы остаются на уровне меньше показателей, установленных федеральной «дорожной картой». На состоявшемся совещании руководителей образовательных организаций объявлено о недопустимости такой ситуации, в отношении отдельных руководителей приняты кадровые решения. Общероссийским Профсоюзом образования основные результаты были обсуждены на заседании Исполкома Профсоюза 09 декабря 2015 года и заседании ЦС Профсоюза 10 декабря 2015 года. По итогам проведенного мониторинга, Профсоюзом и Минобрнауки России был запущен следующий мониторинг заработной платы профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по аналогичной схеме по итогам 2015 года в целом (письмо Минобрнауки России № АП-265/02 от 26 февраля 2016 года «О предоставлении сведений по оплате труда работников»). Важно отметить, что была достигнута договоренность о согласовании, направляемых администрацией вуза в Минобрнауки России, сведений по мониторингу оплаты труда с председателем первичной профсоюзной организации работников вуза. В таблице 7 приведены сведения по общему числу вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, и числу вузов, представивших сведения в разрезе федеральных округов, а также количеству тех вузов, которые проигнорировали условие о необходимости согласовать сведения по вопросам оплаты труда за 2015 год с председателем ППО работников вузов в установленные письмом Минобрнауки России сроки. В результате мониторинга по 1-му полугодию 2015 года сведения, соответствующие требованиям запроса, представили 257 вузов, что составляло 94% от общего числа вузов, находящихся в введении Минобрнауки России на 1 июля 2015 года. По итогам всего 2015 года число вузов, участвовавших в мониторинге, снизилось до 251.
Таблица 7. Сведения о количестве вузов, участвовавших в мониторинге по вопросам заработной платы, проведенном совместно Общероссийским Профсоюзом образования и Минобрнауки России.
Снижение произошло преимущественно за счет вузов Центрального федерального округа, в связи с тем, что в настоящее время часть вузов находится в условиях объединения и реформирования, в том числе в региональные опорные вузы. Следует отметить 100% участие в мониторинге по вопросам оплаты труда вузов Южного, Северо-Кавказского, Уральского и Сибирского федеральных округов. Доля вузов, руководители которых при наличии в этих вузах первичных профсоюзных организаций работников не сочли необходимым ознакомить председателей этих организаций с той информацией, которую они представили в ответ на запрос Минобрнауки России, оказалась самой высокой в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе. Обращаем внимание председателей региональных организаций Профсоюза на эту ситуацию и предлагаем обсудить данный вопрос в рамках августовских совещаний, и в ходе проведения совещаний и консультаций с региональным Советом ректоров. По результатам мониторинга структуры заработной платы за 1-е полугодие 2015 года установлено, что пункт 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год и пункт 5.2.2. Отраслевого соглашения выполняется в 76 вузах, находящихся в ведении Минобрнауки России, что составляет всего 30% от общего числа вузов, предоставивших информацию, соответствующую требованиям мониторинга. В этих вузах размер гарантированной части заработной платы в виде должностных окладов работников из числа профессорско-преподавательского состава установлен на уровне не ниже 60 процентов в структуре их заработной платы. После проведения мониторинга по итогам 2015 года сделана оценка того, как вузы выполняют Единые рекомендации по оплате труда.
Таблица 8. Доля гарантированной (постоянной) части (должностной оклад) в структуре заработной платы ППС по итогам 2015 года
Из таблицы 8 видно, что пункт 5.2.2. Отраслевого соглашения и пункт 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, которыми установлено, что размеры должностных окладов должны быть не ниже 60% в структуре заработной платы, выполнили немногим более половины вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России – 57,4%. Минобрнауки России с участием Профсоюза согласовало содержание отраслевого раздела Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, которые были утверждены решением Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений в декабре 2015 года. В разделе 9 Единых рекомендаций установлено, что руководителям государственных и муниципальных образовательных организаций рекомендуется осуществлять перераспределение средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы размеры окладов и ставок заработной платы работников в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных организациях – не ниже 60 процентов. Доля должностного оклада в структуре заработной платы, как видно из табл.7, достигает 70% и более только у работников пятой части всех вузов (22,7%). Данная ситуация потребует от руководителей вузов, председателей первичных профсоюзных организаций работников, проводить постоянный контроль за выполнением плана мероприятий, которые были подготовлены и приняты руководителями вузов сразу после проведения данного мониторинга в апреле 2016 года. Более подробная информация о результатах мониторинга заработной платы по итогам 2015 года, в том числе и сведения по уровню заработных плат, должностным окладам, будут обсуждаться на Всероссийском семинаре-совещании председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, представителей региональных организаций Профсоюза, курирующих вопросы профессионального образования, в с. Дивноморское с 29 сентября по 5 октября 2016 года. Обсуждение пройдет с участием представителей Минобрнауки России.
Вопросы, связанные с развитием Национальной системы профессиональных квалификаций (НСПК) в Российской Федерации Фактически начало созданию НСПК было положено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где Правительству Российской Федерации было поручено разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Указом от 16.04.15г. № 249 образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и утверждён его состав в количестве 33 человек. Необходимость создания НСПК объясняется необходимостью обеспечения экономического роста в РФ через повышение производительности труда. Одним из основных факторов этого повышения определено обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами. Основные полномочия (в рамках государственного регулирования) по созданию и развитию НСПК делегированы Министерству труда и социального развития Российской Федерации. К числу новых институтов, призванных организационно обеспечить внедрение НСПК, относятся: Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, национальное агентство профессиональных квалификаций, советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификации. Сегодня и в краткосрочной перспективе работа по созданию системы НСПК сконцентрирована на решении 4-х задач: 1) разработка и внедрение профессиональных стандартов (ПС), 2) создание справочника наиболее востребованных профессий, 3) создание базового центра профессиональной подготовки рабочих кадров, 4) создание системы независимой оценки квалификаций.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |