Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативное регулирование оценки платежеспособности организации



2018-07-06 361 Обсуждений (0)
Нормативное регулирование оценки платежеспособности организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство или несостоятельность хозяйствующих субъектов. По мнению А.Д. Шеремета[11] под банкротством организации понимается ее неспособность финансировать операционную деятельность и погасить срочные обязательства. По словам А.С. Маркрва, Е.А. Мизиковского, под несостоятельностью организации понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса.

С 1 марта 2013 года в России вступил в действие новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» /ВЗ РФ от 8 января 2013 г. 6-ФЗ/.

В новом Законе дано более четкое определение понятия несостоятельности (банкротства). Это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Из определения исчезла такая характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.

Законодатель указал, что под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниями, предусмотренным ГК РФ.

К обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательства, взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Что же касается определения того, в связи с неисполнением каких видов обязательств может возникнуть задолженность перед кредиторами, в Законе содержится прямое указание: к ним должны быть отнесены:

· Задолженность за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· Суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.

При этом в размер задолженности не включаются суммы долга, образовавшиеся в связи с неисполнением должником обязательств по выплате сумм гражданам за причинение вреда их жизни и здоровью, а также по уплате авторского вознаграждения. Не входят в размер денежных обязательств и обязательства перед учреждениями (участниками) должника – юридического лица, вытекающие из такого участия[12].

Критерии неплатежеспособности должника – юридического лица:

1. Неисполнение обязанности по уплате указанных выше сумм платежей в течение 3-х месяцев с момента наступления даты платежа;

2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требование должнику – юридическому лицу в совокупности составляет менее 500 минимальных размеров оплаты труда, что в настоящее время определяется суммой 41 745 деноминированных рублей.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным должен быть признан должник, имущества, и в том числе денежных средств, которого не хватает для погашения требований всех кредитов в полном объеме.

Закон предусматривает возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. Условий, при которых это может быть сделано, три:

1. Факт наличия у организации - должника признаков банкротства;

2. Принятие решения о ликвидации собственниками имущества должника - унитарного предприятия или органом, уполномоченным на это учредительными документами должника;

3. Наличие письменного согласия всех кредиторов.

Необходимо иметь в виду, что теперь Закон не только предусматривает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, но в некоторых случаях устанавливает обязанность произвести такие действия, причем в определенные сроки. Так, статья 8 содержит перечень ситуаций, когда должник (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан направить в суд соответствующее заявление:

· Когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;

· Когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

· Когда органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

Такая обязанность лежит на руководителе должника, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Для обязательной подачи заявления должнику дается месяц со дня возникновения соответствующих обстоятельств.

В Законе предусмотрены негативные правовые последствия для руководителей должника в случае неисполнения им обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд. Если такое заявление руководителем не подано, он, а также члены ликвидационной комиссии. становится субсидиарно ответственными по обязательствам должника. Эта мера применяется к указанным лицам и в случае нарушения месячного срока, установленного Законом для направления заявления должника в арбитражный суд.

Меры по восстановлению платежеспособности могут быть:

· Перепрофилирование производства;

· Закрытие нерентабельных производств;

· Ликвидация дебиторской задолженности;

· Продажа части имущества должника;

· Уступка прав требования должника;

· Продажа предприятия (бизнеса) должника;

· Иные способы восстановления платежеспособности должника /ст.85/.

Анализ финансового состояния /ст.62/ должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Закон предусматривает некоторые особенности в процедуре банкротства отдельных категорий должников:

1. Банкротство градообразующих организаций;

2. Банкротство с/х. организаций;

3. Банкротство кредитных организаций;

4. Банкротство страховых организаций;

5. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг;

6. Банкротство гражданина;

7. Банкротство индивидуальных предпринимателей;

8. Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства;

9. Банкротство ликвидируемого должника;

10. Банкротство отсутствующего должника.

Постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) организации» и Методологическим положением по оценке финансового состояния организаций и установлению неудовлетворительной структурой баланса, утвержденным Федеральным управлением по делам о несостоятельности, определена система критериев, позволяющих выделить организации с удовлетворительной и неудовлетворительной структурой баланса.

1. Коэффициент текущей ликвидности, определенный по формуле:

 

Кт.л. = стр.290 / стр.690 – (стр. 630,640,650,660),

 

Где, стр.290 – итог раздела актива баланса;

стр.690 – итог раздела пассива баланса;

стр.630,640,650,660 – соответствующие строки пассива баланса.

Данный коэффициент корректирует степень общего покрытия всеми оборотными средствами организации суммы срочных обязательств (суммы краткосрочных кредитов и займов, а так же кредиторской задолженности). Теоретически обоснованным считается Кт.л .= 2.

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, он равен отношению собственных источников финансирования оборотных активов к величине оборотного капитала. Данный коэффициент оборотных средств у организации, необходимых для его финансовой устойчивости теоретически обоснованное значение этого коэффициента 0,1.

4. Коэффициент восстановления (убыток) платежеспособности, определенный по формуле:

 

Кз = Кт.л.к. + (Кт.л.к. – Кт.л.н.) / 2,

 

Где Кт.л.к. и Кт.л.н. – коэффициенты текущей ликвидности соответственно на конец и начало периода.

Данный коэффициент показывает вероятность того, что неплатежеспособная организация в течение последующих шести месяцев может восстановить способность погашать краткосрочные обязательства, а платежеспособная – в последующие три месяца не утратит финансовой устойчивости. Теоретически обоснованным считается значение этого коэффициента не менее 1. По результатам расчетов и полученным значениям критериев может быть примерно одно из следующих решений:

· О признании структуры баланса организации неудовлетворительной, а организацию неплатежеспособной;

· О наличии реальной возможности у организации – должника восстановить свою платежеспособность;

· О наличии реальной возможности утраты платежеспособности организации, когда она в ближайшее время не сможет выплатить свои обязательства перед кредиторами.

Основанием для признания структуры баланса организации неудовлетворительной, а организации – неплатежеспособной, является несоответствие хотя бы одного из коэффициентов теоретически обоснованным нормам[13]. Если структура баланса неудовлетворительна, это может означать, с одной стороны, что финансовое состояние действительно близко к банкротству, а с другой – возможно неадекватное отражение реального финансового состояния по принятым критериям. Сомнительность вывода о тотальном банкротстве подтверждается хотя бы тем, что многие организации внешне несостоятельности не проявляют: они производят и реализуют продукцию, работники получают заработную плату и т.д.

Что касается зарубежного опыта в части прогнозирования вероятности банкротства, то самой простой является двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя вероятности банкротства (Z2) используют показатель текущей ликвидности и показатель удельного веса заемных средств в активах. Они перемножаются на соответствующие константы – определенные практическими расчетами весовые коэффициенты (a, b, c). В результате получают следующую формулу:

 

Z2 = a + b x Ктл. + с х удельный вес заемных средств в активах (в долях единицы),

 

Где а = -0,3877;

B = - 1,0736;

Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

с = + 0,0579.

Если в результате расчета значение Z2 < 0, то вероятность банкротства невелика. Если же Z2 > 0, то существует высокая вероятность банкротства анализируемого предприятия.

Следует помнить, что в России, в отличие от США, иные финансовые условия, другие темпы инфляции, другие условия кредитования, другая налоговая система, другая производительность труда, фондоотдача и т.п[14].

Двухфакторная модель не обеспечивает комплексную оценку финансового положения организации. Поэтому зарубежные аналитики используют пятифакторную модель (Z5) Эдварда Альтмана. Она представляет линейную дискриминантную функцию, коэффициенты которой рассчитаны по данным исследования совокупности из 33 компаний.

 

Z5 = 1,2(текущие активы – текущие обязательства / все активы) + +1,4(нераспределенная прибыль / все активы) +

+ 3,3(прибыль до уплаты процентов и налогов / все активы) +

+0,6(рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций / все активы) + 1,0 (объем продаж (В) / все активы)

 

Если Z5 < 1,8 – вероятность банкротства очень высокая;

1,8 < Z5 < 2,7 – вероятность банкротства средняя;

2,7 < Z5 < 2,9 – банкротство возможно, но при определенных обстоятельствах;

Z2 > 3, 0 – очень малая вероятность банкротства.

 

Эта модель применима в условиях России только для акционерных обществ, акции которых свободно продаются на рынке ценных бумаг, то есть имеют рыночную стоимость[15].

Следует отметить, что весовые коэффициенты-константы в этих моделях рассчитаны исходя из финансовых условий, сложившихся в США. Логичным было бы проанализировать ряд обанкротившихся российских предприятий и рассчитать коэффициенты-константы, соответствующие российской экономике. Однако банкротство многих российских организаций связано, прежде всего, с вовлечением их в систему неплатежей, обусловленную влиянием внешних, практически неконтролируемых факторов. А прогнозировать любую экономическую ситуацию, в том числе и банкротство, можно только, владея информацией о тенденциях изменения внешних факторов. Конечно, более точный результат можно получить в сравнительно стабильных экономических условиях.

 

 



2018-07-06 361 Обсуждений (0)
Нормативное регулирование оценки платежеспособности организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативное регулирование оценки платежеспособности организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)