Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад технократической педагогики в изучение проблемы социализации молодежи



2018-07-06 368 Обсуждений (0)
Вклад технократической педагогики в изучение проблемы социализации молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок




Много споров вызвала в 20-е гг. XX в. педагогическая концепция Центрального института труда (ЦИТа), лидером и ведущим теоретиком, которой был известный революционер, общественный деятель и поэт, бывший рабочий-металлист, ставший экономистом-аналитиком, Алексей Капитонович Гастев (1882-1941).

Главной идеей концепции ЦИТа является идея «социального инженеризма». А.К.Гастев считал, что времена «школьной классической педагогики» прошли, она должна строиться на анализе новейших производственных форм организации труда: новый тип личности следует «проектировать», «конструировать», экспериментально испытывать и производить из «неорганизованного человеческого сырья».

В своих теоретических поисках А.К.Гастев опирался на вполне определенные открытия конца XIX — начала XX в. в области биологии и психофизиологии: пластичность нервной системы, ее «упражняемость», теория условных рефлексов и др. Вскрывая психофизиологические резервы личности, эти концепции привели А.К.Гастева к выводу о возможности использования таких механизмов для радикального повышения социальных и прежде всего трудовых возможностей человека.

По его мнению, человек труда — профессионал, носитель широкой трудовой культуры — формируется не в результате интуитивных поисков воспитателей на основе инерции гуманитарного мышления, а в современно организованном общении с машиной. Речь у него идет о формировании «психологии работающего человека» с помощью индустрии.

Самой главной, по мнению Гастева, проблемой, было неумение рабочего человека подчиняться, работать в коллективе и четко соблюдать инструкции руководителей. В мягкой, непринудительной форме, в форме обретения культуры, учение Гастева учил работника быть исполнительным, четко придерживаться дисциплины и слушаться своего начальства.

Надо сказать, что в те годы (20-30-е годы прошлого века) это было настоящей проблемой. Пролетариат был обласкан пропагандой настолько, что это сильно мешало дисциплине. Авторитет образованной интеллигенции упал до неприлично низкого уровня.

Понять менталитет той эпохи можно по бессмертному роману Булгакова «Собачье сердце». Как говорил профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах, а в головах». Но другого выхода из этой патовой ситуации Гастеву не виделось, кроме как работать над культурой. Культурой как бытовой, так и культурой труда, ибо через труд человек разумный обрел свой разум. Через труд, виделось Гастеву, люди обретут и культуру.

Чтобы состоялось промышленное возрождение России, считал Гастев, необходимо осуществить культурный переворот. И начинается культурное воспитание с устранения «стихийной распущенности» человека и внедрения элементарной физической и бытовой культуры, то есть рационального планирования дня, правильного питания, правильного отдыха.

Следующая ступень культурного развития: социально - психологический уровень, на котором закрепляется искусство владения собой и своими эмоциями, культура взаимоотношений, что, в итоге, и выливается в подъем культуры производства.

Прежде всего культура производства - это соблюдение единого темпа, постоянного в течении всего дня. Это чрезвычайно важно при командной работе, без которой невозможна реализация сложных задач. Кроме того, при соблюдении равномерного и постоянного темпа складывается ощущение непрерывного потока, который своей инерционностью подталкивает и помогает работать без усталости. Напротив, тяжелая, неавтоматическая и неритмичная работа способствует быстрой усталости и приобретению болезней и плохих привычек.

Еще одна проблема русского рабочего, по мнению Гастева - нехватка исполнительской культуры и умения исполнять приказы, точно соблюдать служебные обязанности, даже если это не вызывает удовольствия.

Работать в коллективе - это своего рода искусство, потому что в этом случае требуется исключительное умение чувствовать окружающих, своевременно реагировать и приспосабливать свои личные цели к общим задачам.

Поэтому немаловажная ступень «организационного тренажа» - это тренировка умения подчиняться. Этот тренинг входит в науку Гастева – «педагогику тренировки». Здесь учтены все детали и мелочи и включены три основных стадии:

-общая гимнастика;

-имитация работы;

-сама работа.

Постепенно, от гимнастики, приобщающей к чистой технике движения, происходит движение к имитационному упражнению, способствующему приучению к работе.

Цель данных этапов - подготовить учащегося к третьему, самому сложному и ответственному этапу - настоящим трудовым операциям. Их следует отрепетировать до автоматизма. Это, кстати, намного снижает психологический дискомфорт и, как следствие, повышает производительность без ущерба для здоровья работника. При высоком автоматизме и отточенности движений работник освобождает свой ум для решения творческих, изобретательских задач, избавляясь от излишнего "торможения" тела, присущего только при неотработанности движений.

Для будущих руководителей Гастев предлагал ввести полугодовой испытательный срок, в течении которого за кандидатом в руководители проводились бы очень тщательные психологические наблюдения.

Важной чертой будущего руководителя, по мнению Гастева, является умение подчиняться, дисциплина и исполнительность. Кстати, в Китае при подготовке руководителей коммунистической партии применялась (возможно и сейчас применяется) такая практика - будущий партийный функционер несколько лет скромно жил в простой хижине и работал наравне со всей общиной.

Лишь после прохождения исполнительской школы, «проверке на послушание», ученик допускается к дальнейшему обучению распорядительской деятельности. Здесь отрабатывается высокая личная культура и профессиональная компетентность - фундамент авторитета начальника в коллективе и показатель искусства управления. Как говорил Суворов: «тяжело в учении, легко в бою». А.К. Гастев же делал упор на обучение будущих лидеров начальной исполнительской культуре, утверждая, что это - база, на которой будут построены все лидерские качества руководителя.

Установка на время - тоже очень важное звено в производственной культуре. Гастев отмечал, что российским рабочим не хватает чувства времени. Они не умеют держать единый производственный темп и работать так же слаженно, как это делают их европейские собратья. Уклад жизни крестьянской России без богатых европейских рабочих традиций; России, в которой рабочие - это вчерашние крепостные крестьяне, ушедшие на вольные хлеба, этот уклад изначально не способствовал обретению европейской «установки на время». Уж если российские национальные особенности характера не подразумевают в россиянине чувства времени, то, считал Гастев, этому следует обучить. Этому посвящена его работа «Время», в которой рассказывается о таком мощном инструменте совершенствования чувства времени и познанию самого себя, как хронокарта.

А.К. Гастев четко осознавал, что нельзя делать человека просто механическим винтиком производственного механизма. Человеку, как воздух, необходимо творчество. И элемент «креатива» должен быть во всем - даже в повседневной трудовой деятельности.

Называя воспитание «машинизмом», А.К.Гастев по существу характеризует процесс социализации, причем в ее формальных аспектах, так как решающую роль здесь, по его мнению, играет объективная система «организационно-вещевых средств», учебно-производственная среда, обезличенные предписания, а не «субъективное искусство» педагога. Эта интерпретация А.К.Гастевым проблемы социализации личности (хотя термин этот он не употребляет) становится понятной, если обратиться к разработанному им «установочному методу».

Под установкой он имел в виду формирование ценностных ориентации личности, системы «предписаний», «рефлексов», приемов и навыков, объединенных в динамические комплексы движений и доведенные до автоматизма. Согласно своей теории, А.К.Гастев выделил три основные группы установок: культурные (совокупность социально и производственно ценных качеств личности); психофизиологические (реакции и состояния организма под воздействием определенных предписаний); организационно-волевые (совокупность организационных и технических факторов, заводская среда в целом). Очевидно, понятие «установка» в его концепции не несло принятого в современной психологии смысла, но определенно обозначало бихевиористский, рефлексологический подход к формированию поведения человека.

Опираясь на исследования в области физиологии, рефлексологии, психологии, педологии, но несколько упрощенно их толкуя, А.К.Гастев считал, что, «машинизируя» воспитание, следует ориентироваться на универсальную формулу — РУОКО (расчет — установка — обработка — контроль — обслуживание). Будучи, как ему казалось, универсальной и функциональной, эта формула в разных условиях наполнялась им различным содержанием: под «обработкой», например, понимался и процесс производства, и процесс обучения, и процесс подготовки к жизни. Он убежденно стремился реализовать идеи подготовки и адаптации определенных, заданных целями производства рабочих.

«Идеалом нашего замысла является то, чтобы устранить всякое непосредственное субъектное воздействие инструктора, педагога, техника или организатора и построить такого рода установочный автомат, который смог бы своей установкой вызвать те или иные реакции и постепенно, незаметно для рабочего вводил бы его в совершенно натуральный производственный процесс».

Алексей Гастев

Действовать!

«УЧИТЫВАТЬ ВРЕМЯ - ЗНАЧИТ ДОЛЬШЕ ЖИТЬ».

«ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОБЕДИТЬ, ДОСТИЧЬ, -

ТРЕНИРУЙТЕСЬ,

ВЫРАБАТЫВАЙТЕ ВЫДЕРЖКУ –

ВЫ ПОБЕДИТЕ,

ВЫ ДОСТИГНЕТЕ».



2018-07-06 368 Обсуждений (0)
Вклад технократической педагогики в изучение проблемы социализации молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вклад технократической педагогики в изучение проблемы социализации молодежи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)