Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ этической категории долга



2018-07-06 613 Обсуждений (0)
Анализ этической категории долга 0.00 из 5.00 0 оценок




Долг как этическая категория и нравственный идеал личности

 

Выполнила:

ученица 11 класса

Лепендина Ольга Вячеславовна

Научный руководитель:

Еремеева Наталья Владимировна

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Анализ этической категории долга………………………………………6

3. Проблематика общественного и морального долженствования в нравственном идеале личности: путь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)………………………………………………………………………………9

4. Заключение………………………………………………………………..16

5. Использованные материалы……………………………………………...17

 

 

Введение

Он мог бы писать в духе Нестерова и Васнецова и выставлять свои произведения в лучших картинных галереях мира. До сих пор сохранились многочисленные наброски, выполненные сильными, уверенными штрихами, свидетельствующие о выдающемся мастерстве. Перед ним были открыты двери Петербургской Академии Художеств, но в самый разгар вступительных испытаний наш герой задумался о правильности своего выбора и, преодолевая отвращение к естественным наукам, поступил на медицинский факультет Киевского университета. В своей автобиографии он писал, что сделал выбор «с исключительной целью… помогать бедным людям… быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью». По его словам, из неудавшегося художника он стал художником в анатомии и хирургии. Блестяще окончив университет, наш герой выбрал путь земского врача. В Москве в 1916 году он защитил докторскую диссертацию, которая была удостоена премии Варшавского университета «за лучшие сочинения, пролагающие новые пути в медицине». В Переславле появился замысел другого выдающегося научного труда, который впоследствии обессмертил имя своего создателя - «Очерки гнойной хирургии».

Он был рукоположен в 1921 году, в то время, когда люди боялись упоминать в анкете и дедушку-священника, а позднее, в годы войны, объявленной Церкви, которая сопровождалась засильем обновленцев, принял сан епископа и возглавил пустующую Ташкентскую кафедру. За верность Церкви 11 лет провёл в тюрьмах и ссылках. Во время войны стал главным консультантом и хирургом Красноярских и Тамбовских эвакогоспиталей. Был удостоен высшей государственной премии за научные достижения в хирургии. Закончил свой земной путь в сане архиепископа Крымского и Симферопольского.

Современников поражала ряса хирурга, но ещё более удивительным показался несгибаемый, можно сказать, хирургический характер епископа. Талантливый хирург и не менее талантливый проповедник, человек, соединивший в руках крест и скальпель, таким был архиепископ Лука, профессор медицины, вмиру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Объявляя темой моего исследования определение понятия долга в аспекте этических категорий, основной целью работы я выдвигаю доказательство на примере конкретной исторической личности категоричности нравственного императива, выраженного в понятии долга.

Задачиисследования:

1. определить терминологическое поле сложного понятия долга

2. продемонстрировать этапы становления личности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого и прояснить его нравственное отношение к долгу

3. выявить историко-культурные особенности, в которых разворачивалась захватывающая нравственная борьба долга общественного и долга морального в рамках одной личности

От грамотного решения этих задач зависит и итоговый ответ на главный вопрос исследования – возможно ли примирить в рамках одного служения долг общественный и долг моральный.

Актуальность работы обусловлена принадлежностью еётемык разряду вечных, потому что вопросы нравственности занимали умы великих мыслителей всех эпох. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных данных придальнейшей разработке этической проблематики.

Методы исследования:

1. Сравнительно-исторический

2. Методы семантического анализа

3. Описание

4. Методы анализа документальных источников (применялись при работе с архивными материалами)

Анализ этической категории долга

Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова ἠϑος (этос), обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Позднее он ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель ввел термин «этика». [5]. Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в греческом, использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.Эти слова, одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность».[7]

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл. Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет, то есть, мораль и нравственное поведение человека.[3]

Есть несколько основных гипотез об источниках моральной проблематики в общественном сознании и сознании человека: натуралистическая (мораль присуща человеку от природы), теологическая (мораль дарована человеку Богом), социологическая (мораль появляется в процессе исторического развития общества), культурологическая (мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека).

С древнейшим из этических законов, «золотым правилом»: мы знакомы уже со времён Конфуция: «золотое правило» сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Ученик Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому».[6]

В европейской духовной культуре этот этический постулат известен в своей евангельской формулировке«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф, 7, 12).Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-й книге (гл. 18): «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь». [9]

Категорические императивы ИммануилаКанта– это сформулированный им в рамках классической немецкой философской традиции «нравственный закон», согласно которому человек должен «поступать так, чтобы максима его поведения на основе его воли могла стать общим естественным законом» [10]. Иными словами, если человек стремится приобщиться к подлинно нравственному, ему необходимо осознанно подходить к каждому своему суждению и поступку.

Таким образом, уже с давних времён моральная проблематика была постулирована в модальности долженствования, поэтому долг - краеугольный камень, фундамент всего здания этики.

Люди верующие считают долг искрой Божьей, которая вместе с разумом и голосом совести дана людям от Бога. Есть учёные, которые, как бы продолжая линию религии, утверждают, что моральный долг является для человека врождённым законом или общественным инстинктом, сходным с инстинктами животных. Атеисты спорят с этими утверждениями, доказывая, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории. И всё же и те, и другие различают две единые и борющиеся между собой стороны понятия долга, а именно, долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять в жизни.Моральный долг есть нечто большее, чем долг общественный. Следовать моральному долгу – значит превращать требования морали в личную задачу. То есть человек не только знает о моральных требованиях, но и сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. [7]

 



2018-07-06 613 Обсуждений (0)
Анализ этической категории долга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ этической категории долга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)