Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Основные направления и формы контроля органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных предприятий



2018-07-06 855 Обсуждений (0)
Глава 2. Основные направления и формы контроля органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Комплексный подход к осуществлению функций контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью

Совершенствование деятельности полиции общественной безопасности рядом нормативных актов МВД России отнесено к числу приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности. Признано целесообразным создавать необходимые условия для участия негосударственных сыскных и охранных структур в защите законных прав граждан и юридических лиц, в обеспечении общественного порядка.[15]

Как известно, одной из задач полиции общественной безопасности является оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

В своих функциях эту задачу реализует одно из подразделе­ний, входящее в состав полиции общественной безопасности - управления, отделы (отделения) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Они производят выдачу в соот­ветствии с законодательством лицензий на создание негосударственных детективных и охранных служб, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных законом положений о деятельности этих служб.[16]

В процессе выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел в области лицензионно-разрешительной системы, указанные подразделения реализуют следующие основные функции:

- допуск лиц к работе на объектах разрешительной системы;

- выдача разрешений на обращение с предметами и веществами ограниченного пользования;

- гласный и негласный контроль за объектами;

- проведение на них профилактических мероприятий.

Контролю за частной детективной и охранной деятельностью в Законе РФ от 11 марта 1992 посвящен седьмой раздел. В статье 20 указанного раздела говорится, что надзор за исполнением Закона РФ от 11 марта 1992 года осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Работники охранно-сыскных предприятий проводят поисковые и оперативно-розыскные действия, отнесенные законодательством исключительно к компетенции правоохранительных органов, активно применяют тактику ра­боты органов внутренних дел, приобретают и применяют для этих целей спе­циальную технику прослушивания проводной и радиосвязи, акустического контроля служебных и жилых помещений, ведения скрытой фото - и кино­съемки.[17] Эффективное противодействие такой незаконной деятельности не осуществляется. Такое положение в сфере охранно-сыскной деятельности требует постоянного контроля за соблюдением законности в работе частных детективов и охранников.

В системе МВД России созданы и действуют подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за деятельностью частных детек­тивных и охранных предприятий. Согласно действующему законодательству на органы внутренних дел возложена обязанность обеспечивать выдачу ли­цензий на занятие охранно-сыскной деятельностью и на открытие соответст­вующих предприятий с особыми уставными задачами.

Органы внутренних дел обеспечивают также установленный порядок обращения с предметами и веществами, бесконтрольное владение и пользование которыми может нанес­ти вред государству, общественному порядку и личной безопасности граж­дан, а также государственному, общественному или личному имуществу.

Следовательно, выдача соответствующих лицензий на частную детективную и охранную деятельность, разрешений на совершение действий с предмета­ми и веществами, полностью или частично изъятыми из гражданского оборота, и контроль за соблюдением установленных правил в этой сфере состав­ляют сущность лицензионно-разрешительной системы, осуществляемой ор­ганами внутренних дел.

В административно-правовых нормах, регламентирующих разрешительную систему, дан исчерпывающий перечень объектов подконтрольных органам внутренних дел.[18] Эти объекты подразделяются на три группы: пред­меты, вещества и предприятия.

К предметам относятся: огнестрельное оружие, а также все виды боеприпасов к нему (оружие нарезное военных образцов, учебное, охолощенное, нарезное и малокалиберное, спортивное нарезное и гладкоствольное, охотни­чье нарезное и гладкоствольное), специальные средства самообороны (газовые пистолеты и револьверы, патроны к ним); холодное оружие и сред­ства цветного копирования.

В группу веществ включаются взрывчатые вещества и охотничий порох, ядовитые и сильно действующие вещества.

К предприятиям, открытие и функционирование которых осуществляется под контролем органов внутренних дел, относятся: хранилища, склады, базы, в которых находятся предметы (огнестрельное оружие и боеприпасы к нему), а также вещества (взрывчатые, охотничий порох); тиры, стрельбища, охотничье-спортивные стенды; оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские; магазины, торгующие огнестрельным оружием, боеприпасами к нему; частные детективные и охранные предприятия (объединения), их фи­лиалы и службы безопасности на предприятиях.

В соответствии с Законом «О полиции»[19], Федеральным Законом «Об оружии»[20], Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[21] и другими нормативными актами на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи по осуществлению лицензионно-разрешительной системы:

1.контроль за частной детективной и охранной деятельностью;

2.предупреждение хищений и утраты предметов, веществ, на которые установлена разрешительная система, и недопущение использования их не по назначению или в преступных целях;

3.обеспечение строгого соблюдения правил приобретения, перевозки, хранения и использования предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему;

4.выявление и устранение причин и условий, которые могут вызвать наступление вредных последствий, нарушение общественного порядка и общественной безопасности.

Органы внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную систему по следующим направлениям:

а) лицензирование граждан для занятия частной детективной и охран­
ной деятельностью и выдача лицензий на открытие охранных и сыскных
предприятий;

б) предварительное обследование объектов;

в) проверка и допуск лиц к работе, связанной с приобретением, хранением, перевозкой и использованием предметов и веществ, подпадающих под лицензионно-разрешительную систему;

г) выдача лицензий, сертификатов и разрешений на право приобретения, перевозку, использование и хранение объектов лицензионно-
разрешительной системы;

д) регистрация и учет объектов лицензионно-разрешительной системы;

е) последующий контроль, а также проведение профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений правил лицензионно-разрешительной системы;

ж) периодическая проверка работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Согласно ст. 20 Закона РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[22] контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федера­ции осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства.

Для выполнения этой деятельности в органах внутренних дел создана система аппаратов, которую возглавляет Управление лицензионно-разрешительной работы Главного управления обеспечения общественного порядка МВД РФ.

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта (в нашем случае это детективная и ох­ранная деятельность) с целью устранить его отклонения от заданных пара­метров.[23] К числу основных субъектов контроля за сыскной и охранной дея­тельностью относятся, помимо органов внутренних дел, Министерство образова­ния РФ, налоговая инспекция, налоговая полиция и ФСБ. Указанные министер­ства и ведомства, подчиненные им органы и подразделения осуществляют контрольную деятельность в пределах, установленных правовыми актами Российской Федерации и только на ее территории.

Сам контрольный процесс слагается из следующих стадий[24]:

1) выбор объекта контроля и способов его осуществления;

2) наблюдение и проверка с целью выявления фактического состояния дел;

3) анализ и оценка допущенных несоответствий и нарушений;

4) выработка и принятие решений, рекомендаций по устранению выявленных недостатков, нарушений законов и подзаконных актов;

исполнение принятого решения и его проверка.

В Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденной приказом МВД РФ от 22 августа 1992 года № 292, МВД опреде­лены следующие направления контроля:

- проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности

осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности, установленным статьей 3, соблюдения ими требований статьи 7 Закона Российской Федера­ции «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции»[25], соответствия охраняемых объектов перечню, утвержденному Прави­тельством Российской Федерации;

- проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств;

- участие совместно с другими компетентными органами в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, в том числе огневой подготовки, негосударственными образовательными учреждениями;

- рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется в соответствии с планами работы, утвержденными начальником орга­на внутренних дел. Органы внутренних дел вправе по мере необходимости проводить в пределах обслуживаемой территории сплошные или выборочные проверки осуществления частной детективной и охранной деятельности.

Могут проводиться также внеплановые проверки. Результаты проверок доводятся до сведения руководителя проверяемого предприятия. Должностным лицам органов внутренних дел не реже одного раза в год, а также при получении соответствующей информации положено прове­рять кадровый состав частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности с целью выявления случаев совмещения трудовой деятельности руководителями частных предприятий (объединений); частными детективами и охранниками, оказывающими услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, обеспечивающими защиту жизни и здоровья отдельных лиц, использующими в своей профессиональной деятельности оружие и специальные средства, а также руководителями охранных предприятий (объединений) с деятельностью в государственной службе либо с выборной оплачиваемой деятельностью в общественных объединениях.

Необходимость такой проверки связана, в первую очередь, с тем, что в соответствии со ст. 11 Закона перечисленные лица обязаны получить лицензию в порядке, установленном законом, а лицензированные охранники могут использовать в своей деятельности огнестрельное оружие и специальные средства.

Анализ нормативных актов и практики осуществления контроля за все­ми объектами лицензионно-разрешительной системы органами внутренних дел позволяет определить и раскрыть способы обеспечения контроля.[26] Осуществляется он гласно и негласно.

Основным способом обеспечения лицензи­онно-разрешительной системы является гласный контроль, в ходе которого решаются следующие задачи:

- выявляются нарушения установленных правил, причины и условия,
способствующие этим нарушениям, принимаются меры к их устранению;

- предупреждаются хищения предметов и веществ, подпадающие под разрешительную систему, выявляются и пресекаются случаи их использова­ния не по назначению или в преступных целях;

- осуществляется проверка граждан, поступающих на работу, связанную с хранением, перевозкой и использованием указанных предметов и ве­ществ, а также контроль за деятельностью этих лиц на объектах разрешительной системы.

Гласный контроль за выполнением правил лицензионно-разрешительной системы включает первоначальную проверку объектов при выдаче соответствующих лицензий и разрешений, последующее систематическое обследование этих объектов, проверку и допуск лиц к работе, связан пой с предметами и веществами, подпадающими под разрешительную систе­му, последующий контроль за их деятельностью, учет объектов, а также про­ведение профилактических мероприятий по предупреждению и устранению нарушений установленных правил.

Одним из основных требований, предъявляемых к гласным проверкам объектов, является систематичность их осуществления, что позволяет своевременно выявить нарушения правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особый режим пользования, и принять не­обходимые меры к их устранению.

В целях качественного осуществления контроля, прежде чем проводить проверку объекта, необходимо предварительно ознакомиться с материалами предыдущих проверок по данному объекту, обратив внимание на его особенности, а также ранее вскрытые нарушения, предложения и меры по их устра­нению. В процессе проверки главное внимание уделяется соблюдению усло­вий, обеспечивающих сохранность предметов и веществ, пригодность поме­щений для хранения, организацию охраны объекта (в том числе наличие и исправность ограждения, освещения, сигнализации и других средств усиления охраны; вооружение охраны, состояние дисциплины, знание работника­ми охраны своих обязанностей, умение обращаться с оружием и организацию пропускного режима), обеспечение безопасности лиц, работающих на объек­те, и наличие необходимой документации.

При обнаружении нарушений сотрудник органов внутренних дел, осуществивший проверку, составляет акт, в котором подробно излагается суть выявленных недостатков и дается срок для их устранения. Все материалы проверок немедленно докладываются руководителям органов внутренних дел, которые принимают по ним соответствующие решения.[27]

Негласные проверки объектов лицензионно-разрешительной системы осуществляются преимущественно аппаратами оперативных служб милиции в случаях, когда имеются достаточные данные о серьезных нарушениях.

В процессе гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы внутренних дел осуществляют допуск лиц к работам, связанным с хранением, использованием, перевозкой предметов и веществ, подпадающих под действие разрешительной системы. При этом основаниями для отказа в таком допуске могут служить: заключение медицин­ского учрежденияэ свидетельствующее о том, что данное лицо по состоянию здоровья не может быть использовано на упомянутых работах или владеть огнестрельным оружием; данные о систематическом нарушении проверяе­мым лицом общественного порядка, злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотических веществ; предъявление обвинения в соверше­нии преступления, а также предание суду; непогашенная, или неснятая в ус­тановленном порядке судимость за особо опасные государственные и тяжкие преступления, за преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ.

Исследование практики подтверждает, что значительный эффект достигается одновременной проверкой всех однотипных объектов лицензионно-разрешительной системы, находящихся на территории республики, края, об­ласти. Результаты обобщения и анализа материалов таких проверок позволя­ют определить наиболее характерные нарушения правил и, следовательно, наметить необходимые меры по их устранению и недопущению в будущем.

Проанализировав нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел и сложившуюся практику осуществления лицензионно-разрешительной работы, можно определить, что осуществление ком­плексного контроля за частной детективной и охранной деятельностью дает возможность решать задачи[28]:

- эффективно использовать возможности всех служб и подразделений милиции в обеспечении контроля за охранно-сыскной деятельностью;

- своевременно выявлять и устранять нарушения установленных правил функционирования частных детективных и охранных предприятий;

- в полном объеме использовать гласные и негласные формы и методы контроля органов внутренних дел за охранно-сыскными предприятиями;

-своевременно предотвращать утрату и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особый режим обращения; не допускать их использования в преступных целях или не по назначению.

 

 

2.2. Организация контроля лицензионно-разрешительных аппаратов полиции общественной безопасности за соблюдением законодательства России частными детективными и охранными предприятиями

 

Большое значение в современных условиях для осуществления правопорядка имеют правовая культура должностных лиц, граждан, и правосозна­ние, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека.[29]

Одним из юридических средств обеспечения правопорядка является контроль. «В системах социального управления контроль - важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов».[30]

Важным элементом управления силами и средствами по охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан и их имущества явля­ется осуществление контроля за деятельностью частных детективных и ох­ранных структур.[31]

В научной литературе, посвященной управлению в социальной сфере, нет единого мнения о понятии, задачах и видах этого направления деятельно­сти.[32] Применительно к теме исследования нами рассматривается один из ви­дов контроля, осуществляемого органами внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных структур. Нам представляется, что контроль органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и ох­ранных структур следует рассматривать как способ обеспечения безопасности граждан, общества, государства и предоставления надлежащего качества услуг. На основании анализа законодательства и нормативных актов МВД РФ основными задачами при осуществлении контроля органами внутренних дел в этом направлении следует считать:

- обеспечение лицензирования предприятий, организаций и физических
лиц в строгом соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконны­ми актами по его реализации;

- обеспечение неукоснительного соблюдения порядка приобретения, учета, хранения огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их персоналом;

- обеспечение взаимодействия между государственными правоохранительными органами и частными охранно-сыскными предприятиями по обме­ну информацией, представляющей оперативный интерес, для раскрытия пре­ступлений, розыска скрывшихся преступников и расследования уголовных дел;

- проведение целенаправленных мероприятий по выявлению и пресечению незаконно действующих охранных структур и принятию мер к их ликви­дации как потенциальных очагов формирования преступных группировок;

- привлечение сил частных охранно-сыскных предприятий к поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах, а также к ох­ране общественного порядка при проведения массовых мероприятий;

- выявление нарушений при подготовке кадров для частных детективных и охранных структур негосударственными образовательными учрежде­ниями, в том числе при проведении огневой подготовки;

- проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности, установленным статьей 3, соблюдения ими требований статьи 7 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[33] и соответствия охраняемых объектов перечню, утвержденному Прави­тельством Российской Федерации;

- выявление нарушений законодательных, иных правовых актов при заключении договоров между частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) и клиентами;

- периодическая проверка работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Улучшение системы контроля всегда позволяет правильно организовать его исполнение. Анализируя виды контроля служебной деятельности на­рядов ОВД, положенные в ос­нову этой классификации, можно применить при организации контроля част­ной детективной и охранной деятельности[34]:

во-первых, по времени осуществления контроля;

во-вторых, скрытно или открыто он проводится;

в-третьих, присутствует ли непосредственно сам контролирующий в момент проверки, либо он реагирует на полученную информацию о работе частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности.

По времени осуществления контроль можно подразделить на три вида:

- предварительный - должен осуществляться, например, при проверке документов на получение лицензий, разрешений на приобретение оружия и спецсредств, комиссионное обследование помещений для хранения оружия;

- текущий и завершающий - при проверке уставных и других служебных документов, сдаче нормативов по огневой подготовке, проверке знания законодательства, регламентирующего частную детективную и охранную деятельность и прочее.

Второй критерий классификации видов контроля: гласный и негласный контроль. Гласный контроль в силу своей простоты и доступности считается наиболее распространенным видом контроля и осуществляется, в основном, работниками аппаратов лицензионно-разрешительной системы и участковыми инспекторами полиции.

В соответствии с третьим критерием классификации - присутствует или не присутствует проверяющий лично в момент проверки - контроль за работой можно определить как непосредственный и опосредованный.

Непосред­ственный вид контроля включает в себя:

- личное общение с руководителями частных детективных и охранных структур;

- проверка работы нарядов охраны на объектах, и на маршрутах движения;

К опосредованному виду контроля можно отнести:

- изучение документов охранно-сыскных структур;

- изучение мнения населения о работе охранно-сыскных структур;

- использование технических средств и т. п.

Каждому уровню системы контроля присущи определенные виды и формы этой деятельности. Это может быть контроль в форме комплексного использования сил и средств, целевой проверки, анализа периодических отчетов и сводок и другой информации о работе частных детективных и охран­ных структур.

В Законе закреплены три вида этой деятельности[35]:

1. частная детективная деятельность;

2.частная охранная деятельность;

3. с мешанная форма частной детективной и охранной деятельности (служба безопасности).

Рассмотрим содержание частной детективной деятельности (сыска). Частным детективом признается гражданин России, получивший лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий следующие виды услуг:

1. сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2. изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3. установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобро­совестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих ком­мерческую тайну;

4. выяснение биографических и других характеризующих личность
данных об отдельных гражданах с их письменного согласия при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5. поиск без вести пропавших граждан;

6. поиск утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями имущества;

7. сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

В последнем случае частный детектив в течение 24 часов с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производ­стве находится уголовное дело.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости детектива. Поэтому совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Процесс оформления в качестве частного детектива в лицензионно-разрешительных подразделениях проходит следующим образом; гражданин России обязан лично представить в лицензионно-разрешительный отдел (отделение) по контролю за частной детективной и охранной деятельностью ОВД следующие документы:

- заявление, анкету, фотографии;

- медицинскую справку о состоянии здоровья;

- документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

- сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Орган внутренних дел полномочен проверить достоверность представленных сведений путем изучения:

- документов, представленных лицом, претендующим на получение лицензии;

- запросов в соответствующие ИЦ системы МВД о судимости или предъявлении обвинения по уголовному делу заявителя;

- запросов в наркологические учреждения и психдиспансеры о нахождении заявителя на учетах;

- запросов в отделы кадров по прежнему месту работы заявителя;

- сбора информации оперативно-розыскного характера.

Законом определены случаи, когда лицензии не выдаются[36]:

- гражданам, не достигшим 21 года;

- гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по пово­ду психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

- имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

- обвиняемым в совершении преступления (до разрешения вопроса об их невиновности);

- уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

- бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел 1 год;

- гражданам, не представившим необходимые документы.

При положительном решении вопроса лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органом внутренних дел в течение одного меся­ца со дня подачи заявления гражданином сроком на три года.

Лицензия является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия в администрации города или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов.

Если же орган внутренних дел принимает решение об отказе в выдаче лицензии, он обязан письменно уведомить об этом гражданина или объединение с указанием мотивов отказа. Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или в суд.

После получения лицензии и регистрации частное детективное предприятие обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В нем должны быть отражены сведения о договариваю­щихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание по­ручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон и дата заключения догово­ра.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представлять клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы. К отчету должны прилагаться уточненный расчет гонорара и расходов, а копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Законом также предусматривается обязанность частных детективов и объединений представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за их деятельностью.

Кроме того, по истечении срока, на который выданы лицензии детекти­вы и объединения обязаны продлить их. Лицензия продлевается по ходатай­ству заявителя на пять лет, если ходатайство подготовлено за один месяц до истечения срока ее действия.

Осуществляя контроль за частной детективной и охранной деятельностью, орган внутренних дел вправе аннулировать лицензию в следующих случаях:

- нарушений либо неисполнения частным детективом (объединением) требований правовых актов по их деятельности;

- неисполнения налоговых или иных финансовых обязательств;

- добровольного отказа частного детектива от сыскной деятельности или ликвидации объединения.

При принятии решения об аннулировании лицензии орган внутренних дел должен предварительно вынести письменное предупреждение ее обладателю, где точно указать, какие именно правовые нормы и правила нарушены и в какой срок эти нарушения должны быть устранены.

Вторым видом рассматриваемой нами деятельности является охранная деятельность. Частная охранная деятельность разрешается только тем предприятиям, которые, во-первых, своим уставом предусматривают такую дея­тельность как основную и, во-вторых, имеют на то лицензию, полученную в органе внутренних дел.

В соответствии со ст. 3 Закона от 11 марта 1992 года этим предприятиям в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг[37]:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

- проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, закон предоставляет право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Из содержания Закона от 11.03.1992 года вытекает также, что охранные предприятия имеют право охранять любые объекты, в том числе и государственные, за исключением тех, перечень которых утверждается Правительст­вом России.

Содержанием охранной деятельности является вооруженная охрана имущества собственников, а также использование технических и иных средств, включая средства оперативной радио и телефонной связи.

Если руководители охранных предприятий или охранники оказывают услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, они обязаны получить лицензию на охранную деятельность. Но им не требуется, как частным детективам, представлять документы о наличии юридического образования, специальной подготовки для сыскной работы и стажа работы в оперативных или следственных подразделениях. Они представляют документы о специальной подготовке в качестве охранника либо о стаже работы не менее трех лет в органах внутренних дел или ФСБ.[38]

Рассмотрим теперь третий вид частной детективной и охранной деятельности - это смешанная охранно-сыскная деятельность.

Предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории России, вправе учреждать обособленные подраз­деления для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах соб­ственной безопасности учредителя (служба безопасности) с правом открытия текущих и расчетных счетов.

Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить лицензии и действовать на основании собственных уставов, согласованных с орга­ном внутренних дел по месту своего учреждения.

Надо отметить, что службам безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют отделы, отделения или группы по лицензионно-разрешительной работе в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 292 -1992 года.

Направления контроля:

1.Проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности (сыска, охра­ны), соблюдения ими требований статьи 7 Закона от 11.03.1992 года, которая частным детективам запрещает:

- скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

- выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

- собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

- осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

- прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

- совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

- фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

- разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам клиента или в интересах третьих лиц;

- передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

2.Проверк а соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения огнестрельного оружия и специальных средств.

3.Участие совместно с другими компетентными органами в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, в том числе проведения огневой подготовки негосударственными образовательными учреждениями.

4. Рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросам соблюдения налоговых, иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями и службами безопасности.

5. Аннулирование лицензий.

При выявлении недостатков в организации, осуществлении частной детективной и охранной деятельности, недостачи и порчи вооружения, боепри­пасов, нарушений учета и порядка их хранения незамедлительно проводится служебное расследование. При установлении вины руководителей и персона­ла в указанных действиях (бездействии) они могут быть лишены лицензии на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью, а также привлечены к административной или уголовной ответственности в соответст­вии с действующим законодательством.

Анализ нормативных актов и практики деятельности по осуществлению лицензионно-разрешительной работы позволили определить основные направления совершенствования деятельности этих подразделений[39]:

- внедрение в практику деятельности подразделений лицензионно-
разрешительной работы современных форм и методов взаимодействия с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел в выявлении и
пресечении правонарушений, связанных с оборотом оружия, взрывчатых веществ, осуществлением частной детективной и охранной деятельности;

- расширение практики проведения ц



2018-07-06 855 Обсуждений (0)
Глава 2. Основные направления и формы контроля органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Основные направления и формы контроля органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)