Первично активный транспорт
· Непосредственно использует энергию, полученную при гидролизе АТФ (или других высокоэнергетических фосфатов), для переноса веществ против концентрационного/электрохимического градиента с участием белков-переносчиков (насосов, помп). Транспортные белки имеют АТФазную активность – гиролизуют АТФ с высвобождением свободной энергии. · Примеры: Nа,К-АТФаза, Са-АТФаза, К,Н- АТФаза Примечание. В отличие от облегчённой диффузии, при активном транспорте вещества транспортируются против электрохимического градиента. Натрий-Калиевый насос – пример первично-активного транспорта(рис. 9) · Белок-переносчик имеет 3 рецепторных участка для связывания ионов натрия (внутренняя сторона), 2 участка – для ионов калия (наружная сторона) и участок с АТФазной активностью (внутренняя сторона) · Механизм транспорта. Связывание ионов натрия и калия и одной молекулы АТФ с соответствующими участками переносчика активирует АРФазную активность белка, что приводит к гидролизу молекула АТФ до АДФ с выделением энергии фосфатной связи. Высвобождённая энергия вызывает конформационные (и химические) изменения белка → Транспорт 3 ионов натрия из внутриклеточной среды в межклеточную в обмен на 2 иона калия, которые переносятся в обратном направлении · Поддерживает высокую внутриклеточную концентрацию калия и низкую натрия; важен для контроля объёма внутриклеточной жидкости. · Является электрогенным - на три выносимых положительных заряда вносится два положительных – изменение суммарного внутриклеточного заряда на минус один.
Рис. 9. Схема функционирования натрий-калиевого насоса. Вторично-активный транспорт · Вид активного транспорта с участием специализированных белков-переносчиков за счёт использования «вторичной» энергии, накопленной в форме разности концентраций побочных частиц, создаваемой первично-активном транспортом. · Как и при облегчённой диффузии используется переносчик, но, в отличие от облегчённой диффузии, при вторично активном транспорте переносчик передаёт преносимому веществу энергию, достаточную для его переноса против концентрационного градиента. · Является сопряжённым транспортом 2 или более веществ – перенос одной частицы зависит от одновременного или последующего переноса другой частицы (или частиц), часто ионов натрия. · Виды o Контранспорт (симпорт) – частицы переносятся в одном направлении (например, натрий и глюкоза, натрий и АК) o Контртранспорт (антипорт) -частицы переносятся в противоположных направлениях (например, натрий, и кальций и ионы водорода).
Сравнительные характеристики различных видов трансмембранного транспорта представлены в табл.1.
Таблица 2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта через плазматическую мембрану.
Микровезикулярный транспорт Микровезикулярный транспорт –видпервично-активного транспорта для переноса крупномолекулярных материалов через биомебраны путём их заключения в мембранные вакуоли или везикулы. Происходит с участием цитоскелета, ионов кальция, мембранных рецепторов (рецептор-опосредованный эндоцитоз).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |