Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Посттравматические стрессовые расстройства



2018-07-06 352 Обсуждений (0)
Посттравматические стрессовые расстройства 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТЧЕТ

О прохождении производственной (педагогической) практики

Магистром I курса по направлению

«44.04.01 - Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Образование в области безопасности жизнедеятельности»

 

 

ФИО магистранта

Фомина Елена Александровна

 

 

Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович

 

Екатеринбург, 2018

ДНЕВНИК

Производственной (педагогической) практики

магистранта__1__ курсапо направлениюОПОП 44.04.01 - Педагогическое образование. Образование в области безопасности жизнедеятельности____________

______________________Фомина Елена Александровна________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Место прохождения практики Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности______________________

 

Сроки прохождения практики _16.01.2017 – 26.03.2017; 19.06.2017 – 02.07.2017

Руководитель практики заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, к.п.н., доцент_кафедры безопасности жизнедеятельности_______________________

(должность, ученая степень, ученое звание,

________________________Гафнер Василий Викторович_______________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

    «УТВЕРЖДАЮ»   Руководитель практики, Гафнер В.В. ФИО «___»________20___ г.  

Индивидуальный план работы магистранта

_Фомина Елена Александровна

(фамилия, имя, отчество)

 

Дата Содержание деятельности Форма отчетности   Отметка о выполнении Подпись руководителя
16.01 Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы Участие в работе конференции    
18.01-18.02 Присутствие на занятиях педагогов   эссе    
19.02-26.03 Проведение занятий   Конспекты занятий    
19.02-26.03 Проведение контрольных и диагностических мероприятий   Аналитический отчет    
19.02-26.03 Анализ среды образовательного учреждения   Аналитический отчет    
19.06-02.07 Подготовка отчета   Составление отчета по практике    

 

 

Магистрант______________________ ФИО Фомина Е.А.


Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики

________________Фомина Елена Александровна______________

(фамилия, имя, отчество)

Сроки и место прохождения практики _ с 16.01-26.03. 2017г. _и с 19.06-02.07.2017г. Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности.

Виды работ, выполненные в период практики: в период прохождения производственной (педагогической) практики, ознакомившись с организационной структурой и основными направлениями деятельности университета и посетив занятия, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом преподавателей университета, который помог мне разработать планы-конспекты и провести занятия, с использованием современных методик и технологий обучения. Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.): произошло развитие профессиональной компетентности как педагога, системного видения педагогической реальности, овладение современными методиками и технологиями обучения, расширение жизненного опыта.

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: повторила и расширила теоритические знания, смогла повысить основные профессионально-педагогические навыки; отработала на занятиях основы владения педагогическими технологиями; проявила творческий исследовательский подход к занятиям; появились потребность в педагогическом самообразовании.

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные: работодатель не охотно отпускал на производственную педагогическую практику, т.к практика отнимает много времени от постоянного места работы.

содержательные: Возникли сложности преподавания в высшем учебном заведении, так как до этого была ориентирована на студентов среднего профессионального учреждения. У студентов СПО уровень знаний ниже, чем у студентов ВУЗа, поэтому студенты ВУЗа быстрее усваивают и записывают материал, и из-за этого возникли трудности с распределением.

другие_____________________________________________________________

Оценка собственных перспектив профессионального развития: Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы в студенческой среде ВУЗа. Практика позволила сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия со студентами на занятиях, сформировать умение грамотно распределять время и нагрузку на занятиях.

Предложения и пожелания по организации и содержанию практики

Хотелось бы, чтобы появилась возможность прохождение производственной практики на базе образовательно учреждения, в котором я трудоустроена.


«Утверждаю»

Зав. кафедрой БЖ

В.В. Гафнер

_______________

(подпись)

«___»_______________2018г.

План-конспект занятия по теме: «Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения»

Цель занятия: Сформировать теоретические знания о защите населения, в случае чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

Формируемая компетенция (компетенции):

Учебные вопросы:1. Способы, средства и методы коллективной защиты. 2. Рассредоточение и эвакуация 3. Способы, средства и методы индивидуальной защиты.

Форма занятия: лекция
Используемые методы обучения: рассказ, беседа
Временное планирование занятия:
Вводная часть - 5мин.
1-й учебный вопрос -25мин
2-й учебный вопрос - 30мин

3-й учебный вопрос – 25 мин

Заключительная часть - 5мин

Ход занятия

Вводная часть
Организационные вопросы (Приветствие, проверка студентов по списку и т.д.)

На сегодняшнем занятии буду рассмотрены общие положения защиты населения от ЧС. Детально вопросы защиты буду изучены в последующих темах. Современная система защиты населения от ЧС мирного и военного времени предусматривает проведение комплекса мероприятий, включающих 3 основных способа защиты:

1). Укрытие людей в защитных сооружениях;

2). Рассредоточение и эвакуацию;

3). Обеспечение индивидуальными средствами защиты.

Й учебный вопрос

Способы, средства и методы коллективной защиты.:

Наиболее эффективным способом защиты является укрытие людей в защитных сооружениях.

1). Защитные сооружения и порядок их использования.

Защитные сооружения гражданской обороны по своему назначению и защитным свойствам делятся на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия.

Убежища классифицируются по защитным свойствам, по вместимости, по месту расположения, по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, повремени возведения.

По защитным свойствам (от воздействия воздушной волны), убежища делятся на классы.

По вместимости (количеству укрывающихся) убежища подразделяют на: малые – до 600 человек; средние – от 600 до 2000 человек и большие - свыше – 2000 человек.

По месту расположения убежища могут быть встроенными и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных и

цокольных помещениях зданий, а к отдельно стоящим – расположенные вне

зданий.

По времени возведения убежища бывают: построенные заблаговременно еще в мирное время и быстровозводимые, строящиеся при угрозе или возникновении ЧС.

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

ПРУ используются главным образом для защиты населения от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся

(приспосабливаются) только в предвидении ЧС или возникновении угрозы

вооруженного конфликта.

К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимоеослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь людям при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Поэтому располагать их надо вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м. от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

Простейшие укрытия

Простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь и в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они оставались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой.

Щель может быть открытой или перекрытой. Она представляет собой ров глубиной - 1,8-2,0 м., шириной поверху – 1 – 1,2 м., понизу - 0,8 м.

Обычно щель строится на 10 - 40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого их которых не более 10 м. Вход ы делаются под прямым углом к примыкающему участку.

Перекрытие щели делают из бревен, брусьев, железобетонных плит и балок. Поверху укладывают слой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина, мягкого железа) и все это засыпают слоем грунта 0,7 – 0,8 м., перекрывая затем дерном.

Вход делают в виде наклонного ступенчатого спуска с дверь. По торцам щели устанавливают вентиляционные короба из досок.

Учебный вопрос

Рассредоточение и эвакуация:

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по

гражданской обороне, и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещению его в загородной зоне является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.

В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производятся заблаговременно (в мирное время), а осуществление – в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (вооруженного конфликта).

Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики,п роизводственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

Загородная зона - это территория в пределах административных границ

субъектов Российской Федерации, располагающаяся вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного заражения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоначального жизнеобеспечения.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

• уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производительные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

• организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения

Эвакуации подлежат: рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новойбазе, соответствующей их производственному профилю и расположенной взагородной зоне, крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности на новой базе; рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, прекращающих свою деятельность в военное время, а также нетрудоспособное и не занятое в производстве население.

Общая эвакуация – проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов Российской Федерации и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

Частичная эвакуация – проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенциального противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население (студенты, учащиеся школ-интернатов и профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, подведомственных детских садов и прочих детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, - совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей.

Для выполнения задач по эвакуации и рассредоточения создаются необходимые эвакуационные органы:

- эвакуационная комиссия;

- сборный эвакуационный пункт;

- приемные эвакуационные пункты;

- промежуточные пункты эвакуации.

Назначение и задачи, решаемые этими органами, будут изучены в дальнейшем. Несколько слов об экстренной эвакуации.

Экстренная эвакуация значительно отличается от той, о которой уже шла выше речь. Экстренная эвакуация вызывается обычно какими-то быстротечными, чрезвычайными ситуациями, их масштабы большей частью носят ограниченный характер, но не всегда.

В наших условиях экстренная эвакуация может быть осуществлена при угрозе или возникновении на объектах университета пожара, оползня, наличия данных об угрозе совершения теракта и т.д.

Й учебный вопрос

Способы, средства и методы индивидуальной защиты:

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты человека от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств.

По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и средств защиты кожи.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относят фильтрующие противогазы (общевойсковые, гражданские, детские, промышленные), изолирующие противогазы, респираторы и простейшие средства.

К средствам защиты кожи относят изолирующие костюмы (комбинезоны, комплекты), защитно-фильтрующую одежду, простейшие средства (рабочая и бытовая одежда), приспособленные определенным образом.

а) Средства защиты органов дыхания.

Противогазы фильтрующие:

• для взрослого населения ГП – 7, ГП – 7В и ГП – 5 (5М);

• для детей:

а) до полутора лет – КЗД – 4 (камера защиты детская);

б) от 1,5 – 7 лет – ПДФ – ДА;

в) от 7 – 17 лет – ПДФ – ША (это Г-5 четырех меньших размеров).

Фильтрующий противогаз ГП-7 предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от отравляющих, некоторых аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных и бактериальных веществ, а также различных вредных примесей, присутствующих в воздухе.

В состав комплекта фильтрующего противогаза ГП-7 входят:

• фильтрующе-поглощающая коробка;

• лицевая часть;

• не запотевающие пленки для очков;

• утеплительные манжеты (при t = -10С);

• гидрофобный трикотажный чехол;

• сумка противогаза.

Для расширения области применения по АХОВ и увеличения времени защитного действия противогаз может использоваться в комплекте с дополнительными патронами ДПГ –1 и ДПГ –3.

Дополнительные патроны.

Назначение: с целью расширения возможностей противогазов по защите от АХОВ для них введены дополнительные патроны (ДПГ-1 и ДПГ- 3).

Противогазы с фильтрующе-поглощающей коробкой ГП-7к и уком-плектованные ДПГ-3 защищают от аммиака, хлора, диметиламина, нитро-бензола, сероводорода, сероуглерода, синильной кислоты, тетраэтилсвинца, фенола, фосгена, фурфурола, хлористого водорода, хлористого циана и этилмеркаптана. ДПГ-1 кроме того защищает от двуокиси азота, метила хлористого, окиси углерода и окиси этилена.

Применение: для использования по назначению дополнительные па-троны необходимо привинтить к обычной фильтрующей коробке противогаза.

В комплект дополнительных патронов ДПГ-1 и ДПГ-3 входят соединительная трубка и вставка. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на фильтрующе-поглощающую коробку ГП-5, ГП-7. С лицевой частью противогаза патрон связан с помощью соединительной трубки, для чего на один из концов навинчивается горловина.

Камера защитная детская (КЗД) предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от ОВ, РВ и БС в интервале температур от +300 С до –300 С.

Непрерывный срок пребывания ребенка в камере до 6 часов.

Изолирующие противогазы являются специальными средствами защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от любых вредных примесей, находящихся в воздухе, независимо от их свойств и концентраций.

Изолирующими противогазами обеспечиваются аварийно-спасательные подразделения ГО. Сейчас на оснащении формирований ГО стоят ИП-4 (4М) и ИП-5.

Респираторы и химические респираторы.

Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоак-тивной и грунтовой пыли и от бактериальных средств (Р-2, Р-5 и др.)

Назначение

Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Респираторы получили широкое распространение в шахтах, на рудниках, на химически вредных и запыленных предприятиях при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве.

Принцип действия

Очистка вдыхаемого воздуха от парогазообразных примесей осуществляется за счет физико-химических процессов (адсорбции, хемосорбции, катализа), а от аэрозольных примесей - путем фильтрации через волокнистые материалы.

Классификация

Респираторы делятся на два типа:

1. Первый - это респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью.

2. Второй - очищает вдыхаемый воздух в фильтрующих патронах, присоединенных к полумаске.

По назначению респираторы подразделяются на:

1. Противопылевые защищают органы дыхания от аэрозолей различных видов. В качестве фильтров в противопылевых респираторах используют

тонковолокнистые фильтрующие материалы.

2. Противогазовые - от вредных паров и газов.

3. Газо-пылезащитные - от газов, паров и аэрозолей при одновремен-ном их присутствии в воздухе.

В зависимости от срока службы респираторы могут быть:

1. Одноразового применения (ШБ-1 “Лепесток”, “Кама”, У-2К Р-2), которые после отработки непригодны для дальнейшего использования. Одноразовые респираторы обычно противопылевые.

2. Многоразового использования (РПГ-67) предусмотрена смена фильтров, обычно газо-пылезащитные.

Газо-пылезащитные респираторы надежно защищают органы дыхания, если они правильно подобраны, удобно надеты и оголовье подогнано по голове. В системе гражданской обороны наибольшее применение имеет респиратор Р-2 и предназначен для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли.

Простейшие средства защиты органов дыхания обеспечивают защиту

органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли и от бактериальных средств. Для защиты от ОВ они, как и респираторы, непригодны.

К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся противопыльные тканевые маски ПТМ –1 и ватно-марлевые повязки. Они изготавливаются самим населением и промышленностью (ПТМ-1).

Ватно-марлевая повязка.

Защищает основную часть лица от подбородка до глаз, изготавливается из ваты и марли (или только из ваты). Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты — защищает от аммиака. Она одноразового употребления, после применения ее сжигают. Обычно ватномарлевую повязку используют вместе с очками.

Противопыльная тканевая маска ПТМ-1.

Защищает практически все лицо (вместе с глазами), поверхность маски играет роль фильтра, корпус маски изготовлен из 4-х - 5-ти слоев ткани: верхний из неплотной ткани, нижний из плотной ткани (сатин, бязь). Крепление маски обеспечивает плотное прилегание ее к лицу. ПТМ-1 хранится в специальном мешочке и может повторно использоваться после дезактивации.

Временно, но достаточно надежно может обеспечить защиту органов дыхания, от радиоактивной пыли (РП), вредных аэрозолей, особенно при отсутствии специальных средств защиты. Может временно защитить от хлора и аммиака.

Недостатки. Носят вспомогательный характер, могут использоваться лишь кратковременно, не защищают от высоких концентраций АХОВ.

б) Средства защиты кожи (СЗК)

По принципу защитного действия они делятся на изолирующие и фильтрующие.

Изолирующие СЗК изготавливаются из воздухонепроницаемых материалов, обычно специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани. Они могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные СЗК закрывают все тело и защищают от паров и капель ОВ. Негерметичные только от капель ОВ. И те и другие СЗК также предохраняют кожные покровы и обмундирование от заражения РВ и БС.

СЗК оснащаются формирования ГО. На вооружении в настоящее время находится легкий защитный костюм Л-1, защитный фильтрующий комбинезон (ЗФО), общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

Легкий защитный костюм Л-1.

Состоит из рубахи с капюшоном, брюк с чулками, двупалых перчаток, и подшлемника. Размеры Л-1 аналогичны размерам КИХ. Масса Л-1 3 килограмма. Л-1 обычно используется при ведении радиационной, химической и бактериологической разведки.

Общевойсковой защитный комплект. ОЗК

Состоит из плаща, чулок, перчаток. Размеры ОЗК аналогичны размерам КИХ. Масса 5 килограммов. Обычно используется при ведении радиационной, химической и бактериологической разведки, а также для защиты личного состава в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения.

Заключительная часть

Вывод:Сегодня была рассмотрена очень важная тема. Значимость этой темы важно вдвойне, так как мы живем в неспокойном мире: наличие террористических угроз, старение предприятий, в технологическом процессе которых используются взрыво- и пожароопасные, радиоактивные и аварийно-химические опасные вещества создают угрозы для общества тем, что в любой момент может произойти непоправимое – авария с вредными для общества последствиями и т.д. Знать это и как надо защищаться от всего этого – задача каждого гражданина РФ.

Тема (мы) вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Герметизация ПРУ?

2. Эвакуация населения.

Домашнее задание: Сравнить современные СИЗ в виде таблицы.

Средство оценки домашнего задания:таблица + выступление с ответом

Критерии оценки домашнего задания: от 3 до 5 баллов.

Руководитель занятия ______________Фомина Е.А.

(подпись)


«Утверждаю»

Зав. кафедрой БЖ

В.В. Гафнер

_______________

(подпись)

«___»_______________2018г.

План-конспект занятия по теме: «Психологические проблемы опасных и экстремальных ситуаций»

Цель занятия: сформировать знания о психологических проблемах.

Учебные вопросы:1. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. 2. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности.

Форма занятия: лекция
Используемые методы обучения: рассказ, беседа
Временное планирование занятия:
Вводная часть - 5мин.
1-й учебный вопрос -40мин
2-й учебный вопрос - 40мин
Заключительная часть - 5мин

Ход занятия

Вводная часть
Организационные вопросы (Приветствие, проверка студентов по списку и т.д.)
1-й учебный вопрос.Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.

Как правило, всякая чрезвычайная ситуация связана с опасностью для жизни и здоровья человека. Это закономерно вызывает у него чувства страха, растерянности, зачастую определяет неадекватное поведение. Эмоциональные реакции, возникающие в связи с опасениями за свою жизнь и жизнь окружающих, являются результатом влияния сильных раздражителей, неизбежно появляющихся при всех стихийных бедствиях, катастрофах и крупных авариях. Эти реакции усугубляются тем, что чрезвычайные обстоятельства возникают внезапно, часто в темное время суток, им сопутствуют нарушения работы систем электро- и водоспабжения, а при стихийных бедствиях — и резкое ухудшение метеорологических условий.

Тяжелые стихийные бедствия и катастрофы — трудное испытание для многих людей. Психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях значительных материальных потерь и гибели людей, может надолго лишить человека способности к рациональным поступкам и

действиям. Однако следует отметить, что в любых, даже самых тяжелых условиях 12—15% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Это определяется уровнем их психологической защиты, которая формируется

в повседневных условиях.

Существует две формы реакции человека на чрезвычайную ситуацию — пассивная и активная. Ощущение опасности у одних превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным, растерянным и неспособным к целенаправленным действиям, в том числе и к активной защите. У других людей угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, побудить их выполнять свои задачи настойчивее, точнее и быстрее, не зная усталости. Часть людей инстинкт самосохранения подталкивает к бегству от угрожающих обстоятельств и факторов внешней среды, а других, наоборот, мобилизует к активным ответным действиям.

Оценивая травмирующее воздействие отдельных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни ситуациях, на психическую деятельность человека, следует различать психоэмоциональные (нормальные) реакции людей на экстремальную ситуацию и патологические состояния.

Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При таких реакциях сохраняются работоспособность (хотя она и снижается), возможность контакта с окружающими и критическая оценка своего поведения. В литературе такие реакции обозначаются как состояние стресса, психической напряженности и т. п.

Психопатологические же расстройства являются болезненными состояниями, практически полностью выводящими человека из строя и требующими специальной помощи. Хотя чрезвычайные ситуации различаются по своему характеру, а каждый индивидуум по-своему реагирует на создавшуюся ситуацию, можно сделать некоторые обобщения относительно типичных реакций людей. Обычно эти реакции группируют в соответствии со стадиями ситуации, которые следует разделить на период предостережения, период самой чрезвычайной ситуации и период восстановления и возобновления устойчивого порядка жизни.

В динамике поведения людей, уже подвергшихся воздействию экстремальной ситуации (землетрясение), выделяют 6 последовательных фаз или стадий:

1. Стадия витальных реакций (до 15 мин, в течение которых поведение направлено на сохранение собственной жизни), переходящих в краткосрочное стояние оцепенения.

2. Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (длится 3—5 ч). Характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия, проявлением безрассудства при одновременном снижении критической оценки ситуации.

3. Стадия психофизиологической демобилизации (длится до 3 суток). Характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием панических реакций, понижением моральной нормативности поведения и пр.

4. Стадия разрешения (продолжительность 3-12 суток после ситуации). В этой стадии ста- билизируются самочувствие и настроение, но вместе с тем сохраняются пониженный эмоциональ- ный фон, ограничение контактов с окружающими.

5. Стадия восстановления (начинается с 12-го дня). У пострадавших активизируются меж- личностные отношения, начинают нормализовываться эмоциональная окраска речи, мимические ре- акции и пр.

6. Стадия оставленных реакций, которая характеризуется отдаленными последствиями. Последствие действия негативных факторов ЧС провоцирует возникновение у человека психических и психосоматических расстройств. Различают следующие негативные последствия:

§ непосредственные, проявляющиеся во время чрезвычайной ситуации;

§ ближайшие (наблюдаются в течение года после чрезвычайной ситуации);

§ среднесрочные (наблюдаются до 5 лет после чрезвычайной ситуации);

§ отдаленные (наблюдаются и через 5 лет).

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех ас- пектах:

1) синдромодинамика первичного эго-стресса (стресса осознания психотравмирующей реаль- ности), то есть осознание человеком неотвратимости факта случившегося чрезвычайного происше- ствия;

2) социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: психические (невротические) и психосоматические расстройства;

3) социально негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: расстройства социального поведения, в отношении которых позиция государства носит медико-правовой характер.

Когда минует аффективно-шоковая (острая) реакция выступает картина первичного травматического эго-стресса (стресса осознания).

Структуру синдрома составляют:

1. Фрустрационная регрессия, связанная с действием одного из базовых механизмов защиты- регрессии. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости при одновременно повышенной вероятности бурных вспышек непосредственно разрушительного или хаотически-дурашливого поведения. Регрессия находит отражение в речевой спутанности. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничения прав и свободы). Здесь могут наблюдаться следующие проявления условно- патологической динамики личности очаге чрезвычайной ситуации:

- персонификация источника угрозы с переживанием образа врага и образа магического помощника;

- при наличии внешней блокады проявления агрессии возможны аутоагрессивные действия либо дальнейшая регрессия не глубже трехлетнего уровня с нарушением сфинктериальной дисциплины («медвежья болезнь»). Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощной под-верженности реальной опасности.

2. Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода существования эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой психо- травмирующей реальности.

3. Аффект психалгии. Невыразимое словами переживание душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности, В структуру феномена душевной боли следует включить внешнее напряжение и гиперестезические реакции в силу их алекситмической формы. Длительная алекситмическая психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

В структуре ранней динамики психопатологических последствий ЧС выделяют следующие феномены:

§ феноменэго-стресса


болезненные переживания вины, стыда, отвращения как аффекты действия патогенной эго- защиты;

§ эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения;

§ возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидание наказания за происшедшее;

§ ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

В развитии психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций установлен неуклонный процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства.

Посттравматические стрессовые расстройства

Посттравматическое стрессовое расстройство — это состояние, которое развивается у человека, испытавшего стрессовое состояние исключительно угрожающего или катастрофического характера.

Пребывание в ЧС характеризуется рядом факторов:

§ явно осознаваемой угрозой жизни, биологическим страхом смерти;

§ стрессом;

§ невзгодами и лишениями.

Критерии диагностики посттравматических стрессовых расстройств:

§ Человек находился под воздействием травмирующего события, при котором:

- он был свидетелем событий, которые представлял реальную или вторичную угрозу жизни;

- реакция проявилась в виде страха, ужаса, беспомощности перед воздействием экстремально- го характера.

§ Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих про- явлений (интрузия):

- навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения;

- повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии;

- такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды при пробуждении;

- сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события;

- физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

§ Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общим оцепенением:

- попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой;

- попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминание о травме;

- частичное или полно<



2018-07-06 352 Обсуждений (0)
Посттравматические стрессовые расстройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Посттравматические стрессовые расстройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)