Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовое регулирование организации учета и контроля расчетов



2018-07-06 447 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации учета и контроля расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок




Проверка имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, права и обязанности проверяющих и проверяемых, порядок оформления и рассмотрения результатов, сроки и периодичность проведения и ряд других аспектов организации контрольной деятельности.

В целях единообразия в исполнении и соблюдении принципов контроля осуществляется система государственного нормативного регулирования контрольной деятельности. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования контрольной деятельности [1].

Правовое регулирование можно представить в иерархическом порядке:

1) законодательный уровень - определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления отчетности:

- Банковский кодекс Республики Беларусь, утвержденный Законом Республики Беларусь от 25 октября 2000 г., № 441-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 13 июля 2016 г., № 397-З) [2]. В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме. Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал в безналичном порядке. Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо. Порядок проведения расчетов наличными денежными средствами регулируется законодательством Республики Беларусь;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), утвержденный Законом Республики Беларусь от 29. декабря 2009 г., № 71-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 г., № 15-З) [15]. Налоговый кодекс устанавливает и регулирует налоги, уплачиваемые из прибыли. Налоговый кодекс устанавливает налогооблагаемую базу, ставки, сроки и порядок уплаты, а также регулирует вопросы исключения из налогооблагаемой базы тех или иных расходов;

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденный Законом Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г., № 194-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 января 2018 г., № 95-З)[11].За нарушение требований законодательства предусмотрена административная ответственность должностных лиц по ч. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

- Гражданский кодекс Республики Беларусь, утвержденный Законом Республики Беларусь 07 декабря 1998 г., № 218-З (в редакции от 9 января 2017 г., № 14-З)[7].Он является основным нормативно-правовым актом, регулирующим методику расчетных операций. Данный документ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участником правоотношений. В частности, он регулирует права собственности, заключение сделок и договоров, возникновение обязательств, их исполнение и др.

- Указ Президента Республики Беларусь 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 16 октября 2017 г. №376)[19].Данный указ устанавливает права и обязанности участников контрольной деятельности, порядок организации контрольной деятельности, регулирует сроки проведения проверок и оформления результатов, определяет порядок обжалования решений контролирующих органов.

-Закон Республики Беларусь 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 4 июня 2015 г. № 268-З) [20].Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления такой деятельности.

-Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями от 4 июня 2015 г. № 268-З)[16].Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» – один из основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации бухгалтерского учета на уровне государства и субъектов хозяйствования. В нем сосредоточены основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов. Настоящий Закон определяетправовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

-Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 3 июня 2016 г. № 188)[17].Данный указ направлен на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего осуществление ведомственного контроля в Беларуси, в целях повышения эффективности и значимости такого контроля. Указ упорядочивает систему органов и организаций, уполномоченных на проведение ведомственного контроля, устанавливает требования к функционированию системы такого контроля. В документе утвержден исчерпывающий перечень государственных органов и иных организаций, имеющих право на осуществление ведомственного контроля, - ведомственных контролирующих органов.

2) нормативный уровень - положения, регулирующие контрольную деятельность и утверждаемые Министерствами и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования контрольной деятельности:

-Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» от 29.06.2011 г., № 50 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г., № 46) [25]. Утверждает План счетов бухгалтерского учета и прилагаемую Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета. Инструкция оговаривает порядок синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» от 10 декабря 2013 г., № 80 [29]. В соответствии с постановлением № 80ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Учетную политику обязаны составлять все организации Республики Беларусь. Учетная политика является локальным нормативным актом;

– Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» от 30.09.2011 г., № 102 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г.,№ 96)[27]. Доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: доходы и расходы по текущей деятельности; доходы и расходы по инвестиционной деятельности; доходы и расходы по финансовой деятельности;

– Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств» от 30.11.2007 г., № 180 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г., № 50) [28]. Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете;

– Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь» от 29 марта 2011 г., № 107 (в редакции постановления Правления НБРБ от 31марта 2014 г., № 199)[26]. Настоящая инструкция разработана на основании статей 26 и 30 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях. В соответствии с этим документом, организации, независимо от организационно-правовых с форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках;

– Постановление правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении правил проведения валютных операций» от 30 апреля 2004 г., № 72 (в редакциипостановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г., № 515)[31]. Инструкция определяет источники поступления и цели использования наличной иностранной валюты по валютным операциям, расчеты по которым осуществляются посредством ее приема ( выдачи) в кассу (из кассы) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо внесения (снятия) на счет (со счета) юридического лица, индивидуального предпринимателя в банке и документального оформления такого внесения (снятия), а также источники поступления и цели использования наличных белорусских рублей по валютным операциям, осуществляемым посредством их приема (выдачи) в кассу (из кассы) юридических лиц-нерезидентов либо внесения (снятия) на счет (со счета) юридического лица-нерезидента в банке и документального оформления такого внесения;

-Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 28 июня 2017 г. № 18 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности» с изменениями и дополнениями в редакции Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2017 г. № 47[30].Настоящие национальные правила устанавливают требования к действиям аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторы - индивидуальные предприниматели), при подготовке ими аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - отчетность) аудируемого лица (далее - аудит), содержащего выраженное в установленной форме аудиторское мнение о достоверности отчетности аудируемого лица (далее - аудиторское мнение).

3) на методическом уровне осуществляется методологическое регулирование. Он представлен различными документами, приказами, письмами, указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и другими Министерствами и ведомствами. Общее методологическое руководство осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает и разрабатывает также нормативные акты:

- Письмо министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций при сдаче в аренду недвижимого имущества» от 18 апреля 2017 г. № 15-1-17/340 [34].Настоящие письмо разъясняет правила перечисление в республиканский бюджет платы за право заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее, если не указано иное, - недвижимое имущество), находящихся в республиканской собственности, полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды (далее - плата), и арендной платы, полученной от сдачи в аренду данного недвижимого имущества, а при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли - арендной платы, оставшейся после вычета расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией этого недвижимого имущества, за исключением затрат на санитарное содержание, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - средства), если иное не предусмотрено законодательными актами.

4) организационный уровень, к которому относятся рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации:

-учетная политика УКСП «Совхоз «ДОБРОВОЛЕЦ»;

-рабочий план счетов предприятия;

-приказы и распоряжения директора;

-должностные инструкции специалистов и работников.



2018-07-06 447 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации учета и контроля расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовое регулирование организации учета и контроля расчетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)