Анализ литературных источников.
ОТЧЕТ О прохождении научно-исследовательской практики Магистром I курса по направлению «44.04.01 - Педагогическое образование» Магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
ФИО магистранта Григорьев Геннадий Геннадьевич
Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович
Екатеринбург, 2018 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН Магистрант: 1 курс, группа ОБЖ-1601z, «44.04.01 - Педагогическое образование», «Образование в области безопасности жизнедеятельности» курс, группа, направление, магистерская программа
Руководитель практики: Гафнер Василий Викторович
1. Сроки прохождения практики: 19.06.2018 – 02.07.2018
2. Место прохождения: УрГПУ
3. Цель: способствовать освоению магистром ключевых компетенций научно-исследовательской деятельности в сфере решения профессиональных проблем и задач, возникающих в процессе осуществления видов профессиональной деятельности предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 -Педагогическое образование с учетом специфики содержания магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
4. Задачи (примерный перечень):
Подпись магистранта: _____________________________
Подпись руководителя практики: ___________________ ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта _1_ курса, ОБЖ-1701z группы Направление, магистерская программа: «44.04.01 - Педагогическое образование», магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
Григорьев Геннадий Геннадьевич (фамилия, имя, отчество) Место прохождения практики: __УрГПУ ФБЖ_______ Сроки практики: с __19.06.2018__ по __02.07.2018_ г.
Куратор/руководитель практики от организации: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер В.В. (должность, фамилия, инициалы)
Магистрант ________________________________________(подпись, дата) Подпись руководителя практики: ___________________ 1.Тема диссертации. Тема диссертации: «Формирование готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации». 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской работы. Список литературы 1. Белов С.В., Девисилов В.А.,. Козьяков А.Ф и др. Безопасность жизнедеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений / Под общ ред. С.В. Белова. М.: Высш. шк.; НМЦ СПО, 2000. – 285 с. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии – М.: Наука, 1973. – 122с. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с. 4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. – 334с. 5. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924. -132с. 6. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. В.А. Фе-октистовой. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 1993. – 224с. 7. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова. – М.: АПН СССР, 1979. – 207с. 8. Гафнер В.В. «Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике» // 2014 г. 9. Гандер В.А. Первоначальное обучение и воспитание слепых детей. – М.: Учпедгиз, 1934. – 221с. 10. Головина Т.П., Никулина Г.В., Фомин В.А. Самооценка и отношения к дефекту в процессе реабилитации инвалидов по зрению // Некоторые вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению. – М., 1995. С. 33 – 44. 11. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пони-женным зрением. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: ИПО, МОДЭК, 1998. -122с. 12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 199с. 13. Закон Российской Федерации об образовании. – М., 1996. – 51с. 14. Кантор В.З. Инвалиды по зрению в педагогической системе социально-культурной реабилитации: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. – 304с. 15. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. – СПб.: КАРО, 2004. – 240с. 16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с. 17. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. – М.: Учпедгиз, 1955. – 651с. 18. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. – 245с. 19. Конвенция ООН о правах ребенка / ООН. – Нью-Йорк, 1991. – 62с. 20. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 141с. 21. Конституция Российской Федерации. - М. 2009г 22. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учебное пособие. Л., 1973. - 243с. 23. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности учеб. пособие / Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – 140 с. 24. Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев, 1991 – 223с. 25. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушением зрения в условиях образовательного и реабилитационного про-цесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004 – 300с. 26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. – 2-е изд., – испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928с. 27. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей. М.: Просвещение, 1997. 28. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320с. 29. Правила противопожарного режима в Российской Федерации : утв. Постановление от 25 апреля 2012 г. №390 [Электронный ресурс] : http://docs.cntd.ru/document/902344800. 30. Противопожарные нормы СНиП 2.01.02-85*: утв. Госстрой СССР от 17 декабря 1985 г. N 232 ввод. в действие с 01.01.1985 [Электронный ресурс]: http://files.stroyinf.ru/Data1/1/1885/ 31. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г. : одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г.] – М. : Проспект, 2009 (с изм.).. – 57с. 32. Российская Федерация. Законы. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 4 июля 2008 г. : одобр. Советом Федерации 11 июля 2008 г.] – [1-е изд.]. – М. : Проспект, 2009. – 114 с. 33. Смирнов, А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности / А. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. .– № 11. – С. 11 – 15. 34. Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности», 5–9 классы, 2011 г. – 46 с. 35. Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности», 10–11 классы, 2012 г. 36. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования. От 17 декабря 2010г. 37. Чуктурова Н.И. Безопасность жизнедеятельности: основы дидактики: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 76 c.
Анализ литературных источников. Анализ литературных источников показал, что по данной теме незначительное количество учебно-методической базы, имеются отдельные научные публикации и пр. В связи с этим можно сделать вывод, что рассматриваемая тема работы является актуальной и полезной для научного сообщества в целом. Введение. Государственная политика последнего времени направлена на повышение качества формирования навыков безопасного поведения, начиная уже со школьного образования. Применительно к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, данная проблема приобретает особую актуальность и значимость, определяемую наличием психофизиологических особенностей, затрудняющих формирование навыков безопасного поведения, что, в свою очередь, не позволяет достичь необходимого уровня социальной компетентности. По мнению тифлопедагогов, развитие ребенка с нарушением зрения имеет свои специфические особенности и определяется характером дефекта и возникающими на его фоне вторичными отклонениями, а также позитивными возможностями компенсаторного развития. Своеобразие проявления вторичных отклонений в развитии обусловлено временем наступления зрительного дефекта, а также временем его выявления и своевременной медицинской и психолого-педагогической коррекцией, позволяющими предупредить возникновение и развитие внутрисистемных и межсистемных нарушений и отклонений. Кроме психофизиологических особенностей, осложняющих процесс развития учащихся, существуют и социальные предпосылки снижения эффективности формирования навыков безопасного поведения, и прежде всего, это нахождение ребенка в период обучение вне семьи, когда дети круглосуточно проживают в школе-интернате. Данный фактор существенно ограничивает ежедневное участие ребенка в разнообразных видах жизнедеятельности, позволяющее перенимать непосредственный опыт безопасного поведения в опасных ситуациях от ближайшего социального окружения, применение усвоенных навыков. Формирование навыков безопасного поведения у современного школьника, а тем более учащегося с ограниченными возможностями здоровья в значительной степени, определяет уровень его готовности к современным условиям жизни. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в школе реализуется курс ОБЖ, однако, по мнению ряда исследователей, эффективность формирования готовности подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой. Одной из проблем социализации людей с ограниченными возможностями здоровья является их низкая готовность к потенциальным опасностям современного мира, в том числе безопасному поведению в пожароопасных ситуациях. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние 40 лет количество инвалидов в мире увеличилось примерно на 10 % и достигло около 1 млрд. чел., что составляет 15 % населения планеты. В отношении подрастающего поколения, так же наблюдается тенденция к росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Научные исследования показывают, что 60 – 70% современных школьников имеют физические либо психические нарушения в состоянии здоровья. Увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, их активная социализация силами государства, требует новых подходов в развитии готовности учащихся с ОВЗ к правилам безопасного поведения в пожароопасных ситуациях, в период нахождения их в образовательных учреждениях. Анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов и научно-педагогических исследований показывает, что за последнее время отмечается рост внимания к отдельным аспектам проблемы обучения, воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, подготовки к безопасному поведению в пожароопасных ситуациях. Так особенности физического развития исследованы в работах Р.Н. Азаряна, В.П. Ермакова, В.А. Кручинина, Э.М. Стерниной и др. Работы В.П. Ермакова, А.И. Золотова А.Г. Литвака и др. посвящены проблеме психолого-педагогического развития личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса исследованы Е.Д. Агеевым, В.П. Гудонисом. В.З. Денискиной, А.Г. Литваком, Л.И. Плаксиной и др. Вопросы социальной реабилитации, неадекватного отношения к своему дефекту, коммуникативных проблем исследовали Е.Д. Агеев, В.П. Гудонис, М.И. Земцова, А.Г. Литвак и др. Задачи применения современной тифлотехники при обучении слабовидящих школьников рассмотрены в работах О.Л. Алексеева, В.П. Ермакова, Б.К. Тупоногова и др. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется на основе принципов, присущих всей системе образования подрастающего поколения. Вместе с тем, обучение данной категории обучающихся имеет свои особенности, направленные на коррекцию, компенсацию нарушенных функций в процессе подготовки к безопасному поведению в пожароопасных ситуациях. Специфика образовательного процесса учащихся с нарушением зрения обусловлена следующими факторами: ограниченностью пространства получении опыта безопасного поведения в опасных ситуациях от ближайшего социального окружения, применение усвоенных навыков; низким уровнем сформированности коммуникативных навыков, неадекватностью представлений о безопасном поведении в потенциально опасных ситуациях, имеющихся психофизиологических ограничениях, неуверенности в собственных возможностях; спецификой познавательной деятельности (фрагментарностью, снижением качества усвоения знаний, ограниченным использованием визуальных средств обучения), что серьезно затрудняет процесс развития готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, собственные изыскания в данном направлении позволили выявить следующие противоречие: между потребностями общества в социально активной личности человека с ОВЗ, подготовленной к потенциальным современным опасностям, и степенью разработанности данного вопроса в современном отечественном образовании, проявляющейся как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Проблема: заключается в научно-теоретическом обосновании и практической реализации процесса формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасных ситуациях. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, необходимость разрешения имеющихся противоречий обусловили выбор темы: «Формирование готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации». Объект: готовность учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации. Предмет:процесс формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации. Цель исследования: теоретическое обоснование процесса формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации. Гипотеза исследования:эффективность процесса формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации повыситься при использовании разработанных методических рекомендаций. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать проблему формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации. 2. Определить базовое понятие исследования – «готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации». 3. Разработать рекомендации по формированию готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации в учебно-воспитательном процессе. Теоретико-методологической основой исследования являются:фундаментальные исследования в области педагогической теории, дефектологии, социологические, психологические и педагогические концепции и положения о развитии готовности к безопасному поведению в опасных ситуациях. База исследования: ГКОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна» Содержание. ВВЕДЕНИЕ …….……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОЖАРООПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ………………………………………………………………………..17 1.1. Исторические предпосылки необходимости формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасных ситуациях…………………………….……………….................................... 20 1.2. Анализ проблемы формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасных ситуациях………………..25 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОЖАРООПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ………….. 35 2.1. Теоретико-методологическое обоснование формирования готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации ….…………………………………………………………… …………38 2.2. Принципы организации педагогического процесса по формированию готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации……………………………………………..……………. 40 2.3. Методические рекомендации по формированию готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации …………………………………..…………………….………………………………45 2.3.1 Пояснительная записка ……………………………………………… 50 2.3.2 Общее положение …………………………………………………….. 52 2.3.3 Определение содержания учебно-воспитательного процесса по формированию готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации ……………...…….……………………… 55 2.3.4 Планирование и организация учебно-воспитательного процесса по формированию готовности учащихся с нарушением зрения к безопасному поведению в пожароопасной ситуации …………………………………………… 58 2.2.5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение …… 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………………………………..………….. 62 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..……... 65
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |