Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие информационно-коммуникативной рациональности как междисциплинарный интегративный концепт.



2018-07-06 595 Обсуждений (0)
Понятие информационно-коммуникативной рациональности как междисциплинарный интегративный концепт. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходными в информатике являются понятия сигнала и информа* ции, взятые из теории информации, а также понятия управления и сие» темы, развитые в кибернетике и теории систем.

Поскольку информатика занимается вопросами получения, перера« ботки, передачи информации, то генетически исходной для нее является теория информации. Понятие сигнала и общая схема передачи сообще> ний, положенные в основу теории информации, были впервые сформу» лированы в теории связи, выросшей из теории анализа телеграфных, я позднее радиотелеграфных, телефонных и радиотелефонных сетей и сообщений. Сигнал в теории связи рассматривается в качестве носителя информации различной физической природы, один или несколько пара» метров которого определенным образом закодированы. Закодированная в сигнале информация от источника информации передается передатчи­ком через проводные или беспроводные каналы связи, принимается и декодируется приемником для того, чтобы быть переданной пользоваге* лю. Огромное значение для становления теории информации сыграла теория расчета помехоустойчивости каналов передачи сообщений и рач-витие в ней методов устранения помех. Одними из первых работ по тео­рии информации были работы К. Шэннона по математической теории информации. Но это исходное представление об информации значитель­но расширилось в кибернетике, где под ней стала пониматься любая со­вокупность сигналов и сведений, которые воспринимаются и выдаются определенной системой при ее взаимодействии с окружающей средой или же хранятся и перерабатываются в ней.

Как подчеркивает Д.С. Чернавский1, при обсуждении многочислен» ных определений понятия «информация» ни одно из них не является об­щепринятым. Негативное определение ее Н. Винером — «информация есть информация, а не материя и не энергия» — также не вносит ясности! Чернавский приводит целый веер подобных определений: информация —I это знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собст­венного исследования или изучения; сведения, известия, содержащиеся ■■ данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и[ обработки; порядок, поскольку коммуникация приводит к увеличению! степени той упорядоченности, которая существовала до получения соо(>-щения; всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее!

не было известно; все те данные о внешнем мире, которые мы получаем как путем непосредственного воздействия на наши органы чувств окру­жающих предметов и явлений, так и опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других людей; отражение в сознании людей объектив­ных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире и г.и. Тем не менее понятие «информация» успешно используется при ис­следовании практически всех процессов самоорганизации.

Информационные технологии начинают играть важную роль в со­циальной коммуникации, что приводит и к переопределению понятия информации. В концепции немецкого социолога Н. Лумана1 коммуни­кация представляет собой социальный процесс, тесно связанный с са­мореференцией и синтезом трех типов селекции — информации, сооб­щения, передаваемого этой информацией, и понимания или непонимания этих сообщений и информации. Без коммуникации не бывает ни информации, ни сообщения, ни понимания в смысле взаим­ного обусловливания. Коммуникация не имеет цели, и все, что можно про нее сказать, — это то, состоялась она или нет. Коммуникация — это цействительность, которая не может быть приписана чему-либо другому, и одновременно механизм, который конституирует общество как ауто-пойетическую систему. Коммуникация становится основной структурой общества, причем никакая коммуникация невозможна без общества, а никакое общество — без коммуникации. Коммуникативные акты ниче­го не говорят о мире, который не отражается ею, а скорее классифици­руется с ее помощью. Завершить акт коммуникации — значит решить иопрос о том, что представлено, принято или отклонено, а не о том, что понято. Если социальное — это не что иное, как коммуникация, то тем самым подразумевается, что социальное состоит из таких аутопойетиче-ских процессов, которые имеют свою собственную неотъемлемую дина­мику. Тогда окружающая среда — лишь стимул, но не реальный источ­ник информации. Управляемые коммуникационными средствами коммуникативные процессы связывают партнеров, каждый из которых реализует свои собственные селективные достижения и знает о том, что ю же самое делает и другой. В этой связи становится важным различе­ние знания и информации: знание создает способность действия, в то премя как информация представляет собой знание, обработанное для i [елей использования, поэтому знание отражает статический структур-иый, а информация — процессуальный аспект коммуникации.

В информатике, как считает Чернавский, с точки зрения синергети­ки наиболее конструктивным является определение информации как запомненного выбора одного варианта из нескольких возможных и рав­ноправных. К этому добавляется уточнение сопутствующих ему поня­тий, таких, как введенное еще Шенноном понятие количества инфор­мации, затем ее осмысленность, условность и в особенности ценность. С точки зрения синергетики причиной спонтанного возникновения ин» формации и эволюции ее ценности является неустойчивость.

Таким образом, можно констатировать смещение акцентов в инфор матике с технических компонентов — «хардвэр» — на развитие про граммных аспектов — «софтвэр» — и проектирование,,информационных потоков в сложных системах, замыкающихся на человеческие компонен ты. Однако человеческие компоненты не рассматриваются более лишь как элементы человеко-машинных систем, поскольку в этом случае теря­ется решающий социальный аспект. Речь идет фактически о реорганиза­ции социотехнических систем, где акценты явно смещаются на исследо­вание и организацию систем человеческой деятельности, в которых




2018-07-06 595 Обсуждений (0)
Понятие информационно-коммуникативной рациональности как междисциплинарный интегративный концепт. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие информационно-коммуникативной рациональности как междисциплинарный интегративный концепт.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)