Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ



2018-07-06 269 Обсуждений (0)
ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, приобретенные студентами в процессе практики, оцениваются в соответствии с видами профессиональных задач, которые решал студент-практикант. Они оформлены в виде индивидуальных заданий.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ПСИХОЛОГИИ

 

По итогам проделанной работы студенты сдают методисту по психологии:

1. Психолого-педагогическую характеристику готовности первоклассника к школе. Характеристика должна быть составлена на основе данных, полученных в ходе обследования ребенка.

2. Протоколы наблюдений и бланки проведенных методик, которые в отдельном конверте прилагаются к работе.

Оформленное задание сдается методисту по психологии в течение трех дней после окончания педагогической практики для проверки и оценки. Оценивается фактический материал, глубина и полнота его анализа, характеристика.

 

Методика 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА»

«Внутренняя позиция школьника» понимается как сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми являются вопросы 2-8, 10-12. Вопросы № 1 и № 9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

Вопросы беседы

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

10.Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Интерпретация результатов.

Вопрос № 2. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.

Вопрос № 7. Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Если ребенок говорит, что хочет идти в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д., то это свидетельствует о познавательной мотивации. Если ребенок отвечает, что он хочет пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка

Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос № 11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос № 12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность или несформированность “внутренней позиции школьника”.

Протокол обследования № 1.

Фамилия, имя учащегося ________________________

Возраст _______________________________________

Школа _________________________________________

Класс ________________________________________

Дата ________________________________________

Название методики _______________________________

Цель исследования: ________________________________

Результаты выполнения задания .....................

№ вопроса Ответ

 

Интерпретация результатов

 

Методика 2. МЕТОДИКА «ДА И НЕТ»

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Интерпретация результатов. Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

Задание выполнено на высоком уровне, если не допущено ни одной ошибки.

Если допущена одна ошибка, то это - средний уровень.

Если допущено более одной ошибки - низкий уровень.

Вопросы к методике «Да и нет»

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?

Протокол обследования № 2.

Фамилия, имя учащегося ________________________

Возраст _______________________________________

Школа _________________________________________

Класс ________________________________________

Дата ________________________________________

Название методики _______________________________

Цель исследования: ________________________________

Результаты выполнения задания .....................

№ вопроса Ответ

 

Интерпретация результатов

Методика 3. ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

А. КЕРНА – Я. ЙИРАСЕКА (сокращенный вариант)

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест включает в себя три задания: графическое копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении и рисунок человека.

Цель методики: психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».

Эти задания дают общее представление об уровне развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации у ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций, функциональной зрелости структур головного мозга. Без развития последней невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

Ход выполнения. Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записывается его имя и фамилия, на обратной стороне бумаги в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части – образец группы точек.написан образец фразы и образец группы точек. Правая часть этой стороны лист оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, делают соответствующую запись в протоколе).

Задание № 1. Срисовывание письменного текста.

Инструкция к заданию № 1: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу из трех слов, написанных письменными буквами («Он ел суп», «Ева пьет чай»). Если ребенок неудачно угадает длину фразы, и одно слово не поместится в строчке, следует обратить его внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец с иностранными словами, также написанными письменными буквами (например, «Tеtable», «I eatjam»).

Обработка данных. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Критерии оценки:

1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла — предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла — с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов — каракули.

 

Задание № 2. Срисовывание группы точек.

Инструкция к заданию № 2: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей.

Во время выполнения детьми заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует ученик – правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет его под стулом, начал ли рисовать не в том месте, которое ему указали, или просто обводит контур образца; желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Обработка данных. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Критерии оценки:

1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.

5 баллов — каракули.

Образец 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

 

Задание № 3. Рисунок человека

Инструкция к заданию № 3: «Здесь (ребенку указывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь».

Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли нарисовать тетю?»— необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

Обработка данных. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Критерии оценки:

1 балл – У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды.

2 балла – Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – Примитивный рисунок человека-головы с конечностями - (достаточно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).

5 баллов – Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей - «головоног».

 

Оценка полученных результатов в целом по тесту.

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

 

Протокол обследования № 3.

Фамилия, имя учащегося ____________________________

Возраст ____________________________________________

Школа ____________________________________________

Класс _____________________________________________

Дата _____________________________________________

Название методики ___________________________________

Цель исследования: ___________________________________

Результаты выполнения задания .....................

№ задания Количество баллов

3.

Всего

 

Интерпретация результатов

 

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОТОВНОСТИ

РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Общие сведения об ученике – возраст, состояние здоровья, состав семьи, посещал ли детский сад, группу подготовки к школе и т.п.

2. Школьная мотивация (внутренняя позиция школьника).

1) Ребенок хочет ходить в школу. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

2) Особого желания ходить в школу пока нет. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3) Ходить в школу не хочет. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

3. Социальная (коммуникативная) готовность (Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию)

1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

4. Произвольность поведения и деятельности:

1) Поведение организованное. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2) Поведение недостаточно организованное. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется.

3) Поведение неорганизованное. Деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

5. Сенсомоторное развитие.

1) Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом. Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образец (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски). Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.

2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом ребенок работает с напряжением. Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.

3) Рука развита плохо, карандашом ребенок работает плохо. При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

6. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

1) Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2) Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3) Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет

Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок пришел в школу (знание букв, элементарные математические представления...).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.

Высокий: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Средний: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Характеристика составляется на основе обобщений и выводов, полученных в результате проведенных исследований, наблюдений, общения и взаимодействия с учащимися класса в учебной и внеклассной работе.

Текст характеристики представляет собой составленный в соответствии со схемой единый текст; не следует нумеровать в тексте характеристики отдельные пункты.

Студенту-практиканту рекомендуется организовать свою работу в три этапа.

1. Восстановить научно-теоретические знания по курсам «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология».

В этом могут помочь следующие учебники и учебные пособия:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие для вузов. - Спб.: Питер, 2012;

Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт, 2013.

2. Выбрать объект изучения (конкретного ученика) и организовать сбор фактических данных с использованием методов психолого-педагогического исследования, оформить протоколы исследования.

3. Осмыслить, обобщить и изложить собранный материал, используя схему составления характеристики готовности ребенка к началу школьного обучения.

Характеристика составляется на основе обобщения выводов, полученных в результате проведенных исследований, наблюдений, общения и взаимодействия с учащимся в учебной и внеклассной работе.

В тексте характеристики обязательно должны быть в обобщенном виде представлены и интерпретированы результаты психологической диагностики. Особое внимание следует обратить на освещение последних (заключительных) пунктов характеристики, т.е. на психологические выводы и конкретные педагогические рекомендации для родителей и учителей.

Раскрывая ту или иную особенность личности ученика, следует давать возможно более полное ее описание, используя для этого наиболее характерные факты поведения и данные эксперимента. Наличие фактического материала и аргументация психологических выводов - обязательное условие характеристики.

 

 

ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ



2018-07-06 269 Обсуждений (0)
ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)