Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общения как феномен психологии



2018-07-06 425 Обсуждений (0)
Общения как феномен психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность». Данные категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они опосредуются психическими, т. е. познавательными процессами (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, внимание, мышление).

Актуальностью данной работы является процесс общения, который осуществляется взаимным обменом видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами, выражением мысли и др.

Свобода мысли и слова закреплена в статье 29 Конституции Рос­сии и является важнейшим признаком демократического и правово­го государства. Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придер­живаться их, право на свободный отказ от них, а также право на сво­бодное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от обще­ния, право на свободный выбор языка общения. Принуждение к выра­жению своих мнений и убеждений не допускается. Важность свободы мысли и слова предопределена тем, что данная свобода является не­обходимым условием реализации иных конституционных прав лично­сти, прежде всего, в политической сфере.

Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственны речью.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационным или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

Основой совместной деятельности человека является общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.
Общение является предметом исследования различных областей знания, среди которых важное место отводится социальной психологии, однако социально-психологические проблемы общения в до сих пор изучены недостаточно.

Цель данной работы:комплексный анализ особенных становлений психологической структуры процесса общения.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть общения как феномен психологии;

2. Ознакомиться с различными видами общения как социально- психологическое развитие личности;

3. Провести анализ психологической особенности общения в процессе использования Интернета.

Объектом исследования дипломной работы является теоретические аспекты процесса общения.

Предмет дипломной работы является использования вербальные и невербальные средства общения.

Информационная база для написания дипломной работы.

Теоретическими основаниями выпускной квалифицированной работы послужили исследования: Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н Мясищева, Б. Д Парыгина, Г. М. Андреевой и др.

Структура работы включает в себя введение,три главы объеденяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников

Глава первая «Теоретические аспекты процесса общения» состоит из трёх параграфов которые позволяют определить понятие процесса общения, его строение и функцию

Глава вторая «Общение как предмет социально– психологического исследования» состоит из двух параграфов которые, выявляют различные виды процесса общения и показывают условия взаимодействия в процессе общения.

Глава третья «Психологические особенности общения в процессе использования интернета» показывает, какими формами общения обладает интернет

 

Глава I. Теоретические аспекты процесса общения

Общения как феномен психологии

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.[1]

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из[2] видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность).

Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения [3]

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Содержание общения– это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта (радость, гнев, печаль, удовлетворенность), об обстановке во внешней среде и т.д.

Цель общения– отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.[4]

Структура общения. Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения– коммуникативная сторона общения(обмен информацией между субъектами) интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:

- субъекты общения;

- средства общения;

- потребности, мотивация и цели общения;

- способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

- результаты общения.

Функции общения. Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции: информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

· инструментальная, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

· синдикативная, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

· трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

· функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1. Непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2. Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию, целям и средствами.

По содержанию:

1. Материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

2.Когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

3.Кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

4.Мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

5.Деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

1.Биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

2.Социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам:

1.Непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

2.Опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

3.Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

4.Косвенное (осуществляется через посредников).[5]

Итак, можно сделать вывод, что специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и .т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.(в Приложении Апредставлена схема разновидностей средств общения).

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Общение- это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

 

 



2018-07-06 425 Обсуждений (0)
Общения как феномен психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общения как феномен психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)