Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкурс арт-проектов в контексте современной культурной политики



2018-07-06 374 Обсуждений (0)
Конкурс арт-проектов в контексте современной культурной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Следует заметить, что среди множества форм реализации художественных замыслов в современном искусстве одно из ведущих мест принадлежит проектной деятельности. Существующие способы и формы применения проектных технологий демонстрируют нарастающий интерес не только у представителей «практической стороны вопроса» (авторов и экспертов социо-культурных инициатив), но и порождают множество научных дискуссий.

В декабре 2009 года в Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова состоялся Первый открытый конкурс студенческих арт-проектов. Более двадцати авторов и авторских групп представили на конкурсе свои работы. Несмотря на то, что конкурс проходил в рамках учебной дисциплины «арт-менеджмент», большинство участников легко усвоили «правила игры» и успешно вошли в нее, оставив за скобками переживания за полученную оценку по предмету.

 

Многие студенческие арт-проекты были сопряжены с локальным, местным колоритом, например, ансамбль «Дыгъэ нур (сияние солнца)», целью которого была популяризация национальных культурных традиций, «Балы Поволжья», нацеленные на широкую аудиторию Приволжского федерального округа, «Русско-американский фестиваль «Окно в Техас», подразумевающий сотрудничество и культурный обмен музыкантов из Саратова и из города-побратима в США, Всероссийский фестиваль квартетного искусства и «Историко-культурный медиа-проект «Наш Саратов». Российский колорит был представлен также в проектах «Ресторан «Калинка», «Саратовское трио баянистов», журнал «Народничек», а также в довольно оригинальном проекте «Крестьянская деревня как объект туризма». Однако эти и другие проекты были абсолютно авторскими, в них не было в качестве опоры «запрограммировано» ни одно известное лицо или коллектив в сфере культуры, ни одно «солидное» учреждение. Исходя из данного факта можно предположить, что харизматический тип культурной политики, господствовавший в нашей стране на протяжении десятилетий и даже – в широком плане - веков, не соответствует представлениям и ожиданиям творческой молодежи нового XXI века и, в принципе, - сознательно или нет - харизматический образ оказывается вытеснен из объекта их деятельности.

Иначе дело обстоит с "равным" доступом различных категорий населения к образцам и артефактам, признанных классическими вершинами культурной и художественной деятельности. Арт-проекты социального характера демонстрируют глубинную нацеленность на «политику доступности». Как правило (это выявилось в процессе работы), в основе таких проектов – проблемы, с которыми каждый из авторов знаком не понаслышке и имеет личный опыт столкновения с социальной несправедливостью. Несмотря на небольшое их количество, эти арт-проекты обратили на себя самое пристальное внимание аудитории и породили горячие споры. Среди представленных на конкурс работ – «Русалочка» - театральный проект для детей, страдающих гематологическими заболеваниями, проект «Музыка», гарантирующий равный доступ всех групп населения к академическому искусству и пропагандирующий это искусство, программа для жертв террористических актов «Дети террора», а также одна из составляющих проекта ансамбля «Квинта». Учитывая резонанс и высокий интерес к данному направлению, можно предположить, что данный тип проектов отражает находящийся на начальном этапе, но интенсивно развивающийся тип культурной политики «доступности», нацеленный на преодоление стереотипа эзотеричности академической, в том числе и музыкальной культуры.

И, наконец, третья группа арт-проектов отвечала политике самовыражения. Большинство проектов свидетельствовало об исчезновении классической культурной иерархии, на главенствующее место вышли ценности культурной коммуникации и самовыражения. Среди таких проектов - театр камерной музыки, театр новой музыки «Perfect sound», вокальный ансамбль «Аванг-Арт» и ансамбль духовых инструментов «Квинта», радио новой музыки «Антиформат» и фестиваль музыки молодых композиторов «Звучащие образы».

В этом же ряду – амбициозные проекты по организации сложных развлекательных комплексов – культурно-развлекательный центр «Ипанема» и арт-ресторан «Дипломатическая неприкосновенность». Характерным в этой связи было «открытие» двух студий – звукозаписывающей «Music pazzle» и студии видеозаписи. Немало споров вызвал уникальный детский сад эстетического направления – проект, который мог бы войти в группу социальных, если бы не содержал высокий ценовой барьер для потенциальных потребителей услуг. С точки зрения творческого коллектива как представителя определенного профессионального сообщества, социальной группы или любого другого "меньшинства", ценной является любая попытка культурной самоидентификации. В связи с этим мы можем предположить, что данный тип культурных инициатив отражает тенденцию культурных институций к выявлению и поддержке «творческих меньшинств», что, возможно, станет ведущим трендом грядущего десятилетия.

Таким образом, основываясь на отдельно взятых феноменах – студенческих арт-проектах - мы проанализировали векторы культурной политики в российском регионе и предположили дальнейшее распределение сил в пространстве культурных политик. На основе полученных результатов стало ясно, что наибольшая готовность авторов культурных инициатив существует в отношении политики самовыражения; стремительно набирает обороты политика доступности, в то время как харизматический тип культурной политики отступает в прошлое. Разумеется, число проанализированных арт-проектов (25) и их авторов (немногим менее 100) недостаточно для того, чтобы экстраполировать полученные результаты на уровень российских регионов в целом. Поэтому полученные нами выводы носят характер гипотез. Формат проведенного исследования также представляется недостаточным: наглядней было бы получить информацию от «агентов» культурной политики, а не от ее субъектов. Однако, данный тип информации оказывается, как правило, закрытым и стимулирует новые виды исследований, одним из которых и явился анализ студенческих арт-проектов. Изучение типов культурной политики регионов – вопрос, требующий комплексного и системного подхода. Наше исследование было обращено к тем, от кого, возможно, будет зависеть культурная политика завтрашнего дня.

 

 



2018-07-06 374 Обсуждений (0)
Конкурс арт-проектов в контексте современной культурной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкурс арт-проектов в контексте современной культурной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)