Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности.



2018-07-06 837 Обсуждений (0)
Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВАРИАНТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРИОДА БЕРЕМЕННОСТИ

Работу выполнил:

магистрант направления подготовки 37.04.01 "Психология", магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование»,

группа ZM 1126 Пермякова Т.О.

________________________________ (подпись)

 

 

  Работу проверил: доцент, кандидат психологических наук Самбикина Оксана Семёновна   __________________________________   (подпись)

 

 

ПЕРМЬ

Содержание

Введение................................................................................................................
Глава 1. Беременность как кризис......................................................................
Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности........................................................................................................  
Глава 3.Типы переживания беременности........................................................
Заключение...........................................................................................................
Список литературы..............................................................................................

 

 

Введение

Важнейшим этапом становления материнства считается период первой беременности, который рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины. Грядущее материнство требует от женщины переосмысления существенных сторон жизни: жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и т. д.

Каждая женщина, оказавшись беременной впервые испытывает схожие переживания, связанные с принятием решения, осознанием себя "в положении", эмоциональной реакцией на первые шевеления. Данные симптомы психогенного состояния беременности нормативны для всех, при этом для каждой женщины может быть разное содержание симптомов.

В связи с различным "наполнением" симптома, которое проявляется в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане, учёными были предложены типологии переживания беременности. На основе данных типологий были разработаны специальные диагностические методики, направленные на выявление группы риска девиантных матерей. Кроме этого, методика позволяет ориентировочно определить уровень психологической готовности к материнству, что важно для физического и эмоционального благополучия будущего малыша.

 

Глава 1. Беременность как кризис

Беременность сама по себе особенное состоянием в том смысле, что изменения организма и социальной ситуации, внутренней психологической составляющей действительно глобальны. Чтобы представить насколько серьёзные изменения происходят с женщиной на этом уровне, рассмотрим на каких уровнях происходят изменения через призму теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: изменения происходят на биохимическом уровне, так как беременность сопровождается гормональными изменениями, параметры крови изменяются, в связи с адаптацией организма к беременности. Также происходят изменения на уровне нервной системы: снижение возбудимости коры головного мозга деятельность подкорки, ретикулярной формации ствола головного мозга повышается к концу беременности и к родам, что подготавливает женщину к родам. В ранние сроки беременности происходят изменения вегетативной нервной системы: слюнотечение, тошнота, изменение вкуса и обоняния. Анатомические изменения также происходят вместе с развитием плода, расширяется матка, некоторые органы незначительно меняют местоположение, предоставляя место развитию малыша. На личностном и социально-психологическом уровне также происходят изменения. Многие источники рассматривают беременность как критический период в жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации (Филиппова, Мещерякова, Дарвиш).

Для многих женщин исход беременности и родов может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения, для других, наоборот, это может быть патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины ранних материнско-детских отношений.

Все исследования свидетельствуют, что беременность можно назвать критическим переходным периодом в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее сознание и взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой становится первая беременность, которая является испытанием полоролевой идентичности, материнско-дочерних отношений, способности устанавливать адекватный контакт с партнером — отцом ребенка. В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус. Беременность — это важнейший этап в становлении материнской привязанности к ребенку (Филиппова, 2002).

Таким образом, первая беременность является критическим периодом в жизни женщины, так как сопровождается изменениями временного характера (только на период беременности): на бихимическом, анатомо- морфологическом, неродинамическом уровнях. Изменения на личностном и социально-психологическом уровне сохраняются и после рождения ребёнка. Возможно, что ценностные ориентации, а также уровень ПГМ также меняется именно в этот, критический для женщины, период.

 

Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности.

Психологические измене­ния во время беременности проявляются в так называемом син­дроме беременности — это новое психогенное состояние, ограни­ченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового поло­жения и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами (Овчарова, 2003):

На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной.Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профес­сионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Часто первое время женщины «полагаются на волю случая», подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (на­пример, выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становит­ся очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме как принять себя в новом качестве. Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия решения.Для которого характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: «Я» и беремен­ность. В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке.

Следующим этапом развития синдрома беременности являет­ся рефлексивное принятие нового собственного образа:«Я — в поло­жении» (симптом нового «Я»), который характеризуется призна­нием физиологических изменений в своем организме.

Speilberger иJacobs показали, что реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидаю­щих матерей.

По мнению авторов, эти изменения носят интенсивный ха­рактер вначале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины втечение первого триместра определяются главным образом этим фактором. Такие изменения создают особый тип психологического стресса, характеризующегося такими проявле­ниями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и на­рушения аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабиль­ности, который в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях настро­ения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения — от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беремен­ной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отно­шения к беременности.В. И.Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоре­чивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Этот амбивалентный комплекс включает опасения, связанные с предстоящими родами; неуверенность в своих .способностях ро­дить и стать полноценной матерью; страх за здоровье и судьбу бу­дущего ребенка; обеспокоенность перед ухудшением материаль­ного положения своей семьи, перед возможным ущемлением лич­ной свободы; наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе).Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощу­щать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может.

По мере роста плода, чувственный компонент этих ощуще­ний становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона.

Некоторые женщины настолько погружены в эти пережива­ния, что в их поведении также начинают появляться черты дет­скости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, бес­помощными и «размягченными». Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способству­ет формированию образа ребенка, который включается в само­сознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «соединство», «сроднение».

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индика­тором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвига­ющейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем (Овчарова, 2003).

В этот период беременности явно прослеживается изменение конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить как симптомзавышенных притяза­ний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отно­шения к себе, может манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин, подсознательно ожидая измене­ние социометрического статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого человека в жизни сво­ей женщины), на сознательном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию, по отношению к окружающим, а в осо­бенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации,сопровождающимся духовным отчуждением.

Начиная с периода в 20 - 25 недель, возникает еще одна про­блема, заслуживающая особого внимания. Физиологические из­менения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее полноценную сексуальную жизнь невозможной, что созда­ет или увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечис­ленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной неполноценностипериода беременности.

Одним из самых ярких и эмоционально насыщенных сим­птомов является симптом страха перед родами.Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании родить, а с дру­гой — избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополуч­ного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большин­ство из них соглашается на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения.Женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей беременностью и испытывает непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же период появляются харак­терные колебания настроения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бес­сознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оста­вить вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии мате­ри от его фантастического образа к реальному образу. Описанный выше синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности.

 



2018-07-06 837 Обсуждений (0)
Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Психологические особенности переживания периода беременности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (837)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)