Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БОГОСЛОВСКАЯ СИСТЕМА ОРИГЕНА.



2018-07-06 1103 Обсуждений (0)
БОГОСЛОВСКАЯ СИСТЕМА ОРИГЕНА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Собственно, период I-VI вв. – момент встречи античного мышления и евангельского благовествия есть переходный период от античной философии к христианской догматике. При рассмотрении периода специфического взаимодействия обоих типов мышления немаловажно обратить внимание на сочинения христианских отцов и учителей Церкви, их понимание задач богословия и философии в этом процессе.

В 64 году было объявлено гонение на христиан. Император Нерон, начавший гонения был только первой и слабой фигурой гонителя, по сравнению с неистовством и жестокостью своих преемников. Апостолы Петр и Павел после своей мученической смерти оставили не только сотни тысяч христиан, но и образованные ими Церкви, которые нужно было пасти и вести к Небесному Иерусалиму, не смотря ни на что.

Как отмечает современный историк богословия и патролог В.Я. Саврей: «В период II по IV вв. получила распространение идея Божественного Откровения как непосредственного познания наивысшей реальности из неё самой»[10].

По словам А.Л. Дворкина, Ориген «по своим интеллектуальным данным и по объему проделанной им работы был на голову выше всех раннехристианских мыслителей»[11].Ориген вошел в историю Церкви и в историю философии, как основатель систематического христианского богословия и христианской философии.

Творчество Оригена включает в себя не только богословские, но философские, библейско-критические и экзегетические творения. Его труды насчитывает не менее 6000 различного рода работ.По словам блаж. Иеронима он «писал так много, сколько иной прочесть не в состоянии»[12]. Из дошедших до нас значительных сочинений Оригена нужно отметить – «О началах», «Гекзаплы», «Толкование на Песнь Песней», «Против Цельса».

Биографию Оригена мы узнаем из «Церковной истории» Евсевия, а также из писаний Григория Чудотворца и блаж. Иеронима. Нам известно, что отец Оригенапретерпел мученическую смерть во время гонения от Септимия Севера, а юный Ориген, также горя желанием пострадать за Христа, намеривался предать себя мучителям[13]. Предание гласит, что мать спрятала его одежду и он остался дома.

С восемнадцати лет Ориген начинает зарабатывать, сначала давая частные уроки грамматики, а потом по приглашению епископа Димитрия, становится катехизатором в александрийском училище или Дидаскалионе. Ориген вел достаточно аскетичный образ жизни и по свидетельству Евсевия, восприняв буквально слова Христа о «скопцах ради Царства Небесного», оскопил себя. Поскольку Ориген ввел в программу школы предметы светских дисциплин – риторику, грамматику, философию, постепенно его уроки приобрели большую популярность и влияние.Среди учеников Оригена были такие, в будещем известные личности, как свят. Григорий Чудотворец, свят. Дионисий Александрийский, свят. Григорий Нисский.

Возможно, из-за такого рода интеллектуального многообразия в училище у Оригена возникает конфликт с епископом Александрийским Димитрием. В 231 году Ориген принял священническое рукоположение в Кесарии, Слухи об этом достигли еп. Димитрия и он недовольный тем, что мирянин учит в Церкви, отлучает его. Позднее Ориген окончательно переезжает в Палестину, где многие епископы были его учениками и там свободно занимается богословско-философской деятельностью и проповедями. Во время гонения императора ДекияОриген был подвергнут мучениям, скончался в 254 году.

Описание богословия Оригена нужно начать с того, что главным делом Оригена было изучение Священного Писания, которое он любил «всем сердцем, всею душою и всем разумением»[14] своим и которому посвятил всю свою жизнь.Оригенпервым предпринял синоптическое издание текстов Ветхого Завета – на иврите и на греческом и четыре перевода – Септуагинта, переводы Симмаха, Феодотиона и Акилы, под общим названием «Гекзаплы»

В своих сочинениях Ориген пользуется общеупотребимым приемом в александрийской школе – аллегорией или иносказанием. Как и его предшественники, Ориген полагал, что любой священный текст помимо конкретного, исторического или внешнего смысла несет в себе и более глубокий, мистический и духовный смысл. Ориген был убежден, что ни одно слово в Писании не является случайным.

Основной богословский труд Оригенаносит название «О началах», что определяет цели и задачи этого сочинения. Труд Оригена «О началах» состоит из четырех книг, каждая из которых посвящена отдельной богословской проблеме и разбита на главы. Например, первую книгу можно обозначить как учение Оригена о Боге и его свойствах, вторую о Боге в Его отношении к миру, третиюкак учение о человеке, четвертую – доказательства богодухновенности Писаний.

Таким образом, в сочинении «О началах» Ориген пытается охватить круг всех первостепенных богословских вопросов христианской философии, систематически изложить их и дать им описание в соответствии с текстами Священного Писания. Из первой книги Оригена становится ясно, что Бог – это духовная сущность, имеющая бытие в Самом Себе: «Бога не должно считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но – простою духовною природой (intellectualisnatura), не допускающею в себе никакой сложности»[15].

Ориген полностью отходит от попыток приписать Богу антропоморфные свойства[16]. Бог не есть тело, не есть тварное бытие. В первой главе своего труда «О началах» Ориген пишет: «Я знаю, что некоторые будут стараться доказывать, что Бог есть тело, и притом даже на основании наших Писаний…»[17].

Впервые у Оригена мы находим четкую концепциютрансцендентного Бога.Бог не может быть сравним ни с Умом, ни с Благом, ни с Монадой, о которых говорили платоники и пифагорейцы, Бог превыше всякого бытия, всякого мыслимого единства. Бог есть Творец мира, воззвавший его к бытию из ничего и неперестающий иметь постоянное попечение о сотворенном Им мире.

Примечательно, что Ориген со всей серьезностью мысли рассматривает бытие ангелов, как добрых, так и злых духов. Ориген полагал, что именно грехопадение, которое он понимал как отпадение от Бога, охлаждение в любви к Нему повлекло за собой то, что разумные твари, сначала бесплотные духи, а потом человек приобрели грубое тело, стали причастны материи. Ориген в своем рассмотрении причины отпадения от Бога бесплотных духов и человека, указывает на свободную волю этих разумных существ, разрешая, тем самым, богословскую проблему зла в мире. Зло не существует по природе, а является следствием свободной воли и выбора той или иной души. Хотя в своем учении о природе разумных тварей Ориген отчасти следует платонизму, полагая, что тело есть темница души, тело же есть одна из форм зла. Также Ориген полагает, что души до своего вселения в тела обитали в некоем месте на небесах.

Влияние платонизма мы также видим в ученииОригенао существовании других миров или о многообразии мира. Ориген полагал, что до существования нашего мира, были другие миры и возможно после завершения истории воссоединения с Богом, снова произойдет грехопадение и возникнет другой мир. Во второй книге, в третьей главе «О начале мира и причинах его» он пишет: «Такой же конец имел, разумеется, и тот иной мир, после которого начал существовать этот мир, но разнообразное падение разумных существ побудило Бога к создания этого разновидного и разнообразного мира»[18]. Причиной такого взгляда надо полагать было представление Оригена о Боге-Отце, как всегда творящем начале, не могущем не творить, поэтому утверждать, что наш мир есть тот мир, который Бог создал первым, знать ограничивать Его в могуществе.

Если говорить об учении Оригена о Троице, то нужно сказать, что представления о неких божественных триадах были распространены среди язычников. Триады мы можем встретить у гностиков – Валентина,Маркиона, Плотина. Но Ориген в своем учении о Троице выходит из-под влияния гностицизма.

Троицу Ориген мыслит как Единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа, в отношении каждого Лица употребляет термин «ипостась». Ориген первым среди христианских богословов употребляет в отношении Троицы термин «единосущный», хотя в понимании отношений между Божественными Лицами остается в рамках субординатизма, то есть подчинения Богу Отцу двух других Божественных Лиц.

Бога-Отца он мыслит как Творца, который не может перестать творить, Бога-Сына он мыслит как единородного Сына, иногда называя Его рожденным от Отца, но чаще всего называя Его Словом, являющим нам Отца. Исследователи спорят о том, различал ли Ориген рождение и сотворение, когда говорил, что «никогда не было такого времени, когда Христа не было»[19], называя Христа совечным Отцу. В рассуждении Оригена о Троице можно заметить некоторое подразделение Божественных Лиц «по виду их деятельности», так, по мысли Оригена, бытие мы получаем только от Отца, разумность от Слова и святость от Святого Духа.Хотя тут же Ориген пишет, что «в Троице, конечно, не должно мыслить ничего большего или меньшего, так как источник единого Божества Словом и разумом Своим содержит всю вселенную, а духом уст Своих освящает все, достойное освящения…У Бога-Отца есть, впрочем, и еще некоторые преимущественное действие наряду с тем, при посредстве которого Он сообщает всем существам бытие по естеству. И у Господа Иисуса Христа есть некоторое особенное служение по отношению к тем, кому Он сообщает разумную природу, -такое служение, посредством которого Он помогает существам быть добрыми. Есть также иная благодать у святого Духа, - такая благодать, которая подается от Него достойным, устрояется при посредстве Христа, а производится Отцом, смотря по заслугам тех, которые делаются способными к ее восприятию»[20].

Согласно Оригену, Бог-Отец всегда пребывает неизменным, самодостаточным, невыразимым, непознаваемым для человеческого разума, если только Он Сам не снизойдет к человеку, чтобы приблизить его к этому познанию. Бог-Сын, воплотившись, теряет свое единство, становится множественным, хотя до этого Он всегда пребывал в недрах Отца. Христос это Божественный Разум, даже если Он трансцендентен миру, Он есть истинная жизнь всех существ, Сын делает причастным к Богу разумных тварей, Святой Дух дает свою силу или благодать, ищущим святости.

Также, в своем сочинении «О началах»Оригенговорит о спасении, которое понимает интеллектуально, как возвращение к Богу, как познание духовного смысла Евангелия.

По мысли Оригена, все сотворенное в конце концов вернется к своему Творцу и воссоединится с Ним. Это всеобщее воссоединение с Богом всех тварей, включая мир падших духов, или всеобщее восстановление называют в богословии апокатастасисом. Поскольку разумные твари обладают свободой, нравственным выбором, то такое воссоединение несет в себе вероятность нового отпадения и возникновения нового мира и нового возвращения к Богу, такого своеобразного круговращения от грехопадения к воссоединению. Как мы видим, этическая и сотериологическая проблематика плохо проработана Оригеном, носит скорее педагогический характер, чем богословский.

Как мы видим, начиная с Оригена, предвосхитившего в своем систематическом труде «О началах»богословские вопросыотцов-каппадокийцев, блаж. Августина и некоторые вопросы I-IVВселенских Соборов, христианская мысль выходит из-под влияния языческой философии, чем во многом обязана искусству толкования СвященногоПисания.

ОРИГЕН КАК ЭКЗЕГЕТ.

Экзегеза была одним из способов философствования, в которой, с одной стороны формировалась христианская теология, а с другой частные и самостоятельные интерпретации Священного Писания и попытки диалога с греческой мыслью.

Ориген является самым значительным среди раннехристианских экзегетов, поскольку его способ толкования Священного Писания положил начало богословской терминологии и последующим истолкованиям образов Священных текстов.

Известно, что последующее распространение христианских философских идей обязано Оригену многими аллегориями: «Ориген первый сделал из Марфы и Марии, в повествовании евангелиста Луки, образы жизни деятельной и жизни созерцательной»[21], - сообщает русский богослов В.Н.Лосский. Интересно, что экзегетические и философские приемы Оригена были известны христианскому миру до появления Шартрской школы и аллегорического истолкования философии Марцианом Капеллой в сочинении «О бракосочетании Филологии и Меркурия».

Ориген написал, как сказано было выше, огромное число сочинений, которые можно подразделить на:

1. Библейско-экзегетические труды;

2. Апологетические сочинения;

3. Богословско-догматические творения

4. Нравственно-аскетические произведения;

5. Проповеди[22]

Из библейско-экзегетических трудов Оригена, дошедших до нас, можно назвать такие – «Беседы на «Песнь Песней», «Гомилии на книгу Пророка Исаии», «Комментарии на Евангелие от Иоанна».

Помимо названных экзегетических сочинений, Оригеноставил Беседы на Книгу Бытия, которые дошло до нас лишь в виде отдельных фрагментов.

По словам, А.И. Сидорова, Ориген положил начало толкованию Псалтири, а именно духовному толкованию 1, 118 и некоторые другие псалмы. Так, 118 псалом описывает путь духовного преуспевания человека. По мере …. Человек приближается к Богу и обретает внутренний мир и благодать. В первом псалме Ориген слова «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» соотносит со Христом, которого одного можно назвать «блаженным в собственном смысле слова». По мысли Оригена, одно только буквальное толкование псалтири не имеет смысла и идет в противоречие к велениями Святого Духа, уничтожает дух священного текста, по словам Самого Спасителя «дух животворит; плоть же не пользует ни мало; слова, которые Я говорю вам суть дух и жизнь»[23]. Толкование должно передавать духовный смысл, чтобы сообщать душе Божественные законы, должно быть благодатным, то есть внушенным Святым Духом.

Ориген в четвертой книге «О началах» доказывает богодухновенность Священного Писания, автором которого, следуя традиции святых отцов, называет Бога[24]. Богодухновенность Писаний Ориген видит в исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе, пришедшем во плоти и покорившем Своему Божественному Слову все народы и царства. Ориген пишет: «Свет Христова пришествия, освещающий Моисеев закон сиянием истина, снял лежащее на законе покрывало буквы и для всех верующих во Христа открыл все блага, прежде закрытые покровом слова»[25]. А поскольку, таким образом, понимание Священного Писания

означает приближение толкователяк Богу, его внутреннее совершенствование над своей душой. Поэтому существуют определенные условия, которые делают экзегета способным принимать благодать – добродетельная жизнь и очищение сердца. Поскольку взыскание смысла Священного Писания есть взыскание спасения, то тем самым, понимание Оригеном экзегезы имеет «принципиально сотериологический характер»[26].

Что касается толкования Оригеном Евангелия, то здесь нужно отметить «Толкование на Евангелие от Матфея», «Толкование на Евангелие от Иоанна».

К тексту Евангелия Ориген подходит с большим благоговением, вниманием и признает за ним главенствующую роль: «…должно осмелиться сказать, что как Евангелия – начаток всего Писания, так и Евангелие от Иоанна – начаток всех Евангелий, смысл которого никто не может понять, не «припавши ко груди Иисуса» (Ин.13:25) и не взяв от Иисуса Марию, ставшую и его матерью»[27]. По словам Оригена, именно в Евангелие от Иоанна мы находимнаибольшеевыраженниеБожественностиХриста: «и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Ин. 1:14), в словах Самого Христа – «Аз есмь Свет мира» (Ин. 8:12), «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот» (Ин.14:6).«истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам Я есмь» (Ин. 8:58).

Соотнося Евангелие и Ветхий Завет Ориген, хотя и подчеркивает исключительную роль и значение благовествования, но никогда не умаляет и не отвергаетветхозаветный текст, его богодухновенность. Новый и Ветхий Завет рассматриваются им как единое целое, вопреки мнению гностиков о двух «Богах» - злом Боге Ветхого Завета и добром Боге Нового, поскольку Автором одного и другого текста является Бог. А.И. Сидоров отмечает: «Ветхий Завет есть приуготовление к Новому и поэтому играет «исагогическую» роль в этом Домостроительстве», иначе, Ориген поддерживает апостола Павла, который говорит, что «Ветхий Завет есть детоводителько Христу»[28].

В толковании Евангелия Ориген следует аллегории, признавая в священном тексте несколько уровней смысла. По мысли Оригена, помимо телесного, внешнего Евангелия есть и Евангелие духовное, внутреннее, поэтому для уяснения подлинного, духовного, таинственного смысла священного текста нужно восходить от буквы к духу: «Откровение чтобы быть понятным для человека, должно облечься в материальное тело».[29]

Как уже было отмечено, Оригенвыделял в Священном Писании нескольких уровней смысла: подобно тому, как человек состоит из тела, души и духа, смыслы Священного Писания делятся на:

1) телесный, или буквально-исторический,

2) душевный, или нравственно-назидательный,

3) духовный, или таинственный смысл».

Оригендает со всей ясностью понять, что каждое слово или событие из Писаний нужно понимать в нескольких смыслах: «Мысли священных книг должно записывать в своей душе трояким образом: простой верующий должен назидаться как бы плотью Писания (так мы называет наиболее доступный смысл); сколько-нибудь совершенный должен назидаться как бы душою его; а еще более совершенный…должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ»[30].

Приведем пример толкования ОригеномПисания, наиболее ярким из которых, на наш взгляд, являются «Беседы на Песнь Песней».

Как замечает сам Ориген, «Пень Песней» не пользовалась большим доверием и авторитетом как среди иудеев, так и среди христиан. Об этой книге ходило представление как об исключительно эротическом произведении, которое с трудом можно назвать частью Священного Писания. Но что видит Ориген в этом произведении? Вначале он говорит: «как мы узнали через Моисея, что есть не только святое, но и Святое святых, и что есть также не только суббота, но и суббота суббот: так ныне мы узнаем через Соломона, что существуют не только песни, но и песни песней»[31]. Здесь Ориген проводит аналогию между Песней Песней и Святая Святых, между Песней Песней и Субботой суббот, тем самым, показывая на некоторый прикровенный таинственный смысл библейского текста о любви. Если прибегнуть к иносказанию, то станет понятным, почему в Библии приводится любовный диалог между невестой и её возлюбленным.

Начинается «Песнь Песней» словами невесты, томящейся в ожидании возлюбленного: «да лобзает он меня лобзанием уст своих!». Ориген толкует это место так: «доколе жених мой будет посылать мне лобзания через Моисея, доколе он будет давать мне лобзания через пророков? Я же желаю коснуться его собственных уст: пусть он сам придет, пусть сам снидет ко мне» - такую молитву обращает к Отцу ветхозаветная Церковь, измученная традицией Закона Моисеева. Христос приходит к Своей невесте, помазанный благовониями мастей – исполненный смирением, разумом, любовью и милосердием. Здесь Оригеном показано преимущество духовного толкования, ибо было бы недостойным интерпретировать священные слово Библии телесно, плотски, душевно. «Жених приходит помазанный не одною, а всеми благовонными мастями» - далее рассуждает Ориген и поясняет: «под женихом разумей Христа, под невестою без пятна и порока – Церковь…в душах верующих – девицах сопровождающих невесту – уразумевай тех, кои, хотя и верны Христу, однако ж не таковы, как те, о коих было сказано выше, и представляются в некоторой только мере получившими спасение; а под мужами, сопутствующими жениху, разумей Ангелов и тех, кои достигли в «мужа совершенна»[32]. Если жених есть прообраз Христа, Спасителя, Царя, который также называется и Братом, что Ориген объясняет как родство: Спаситель есть сын синагоги и брат Церкви, также Он и Жених и Муж Церкви, то невеста – это новозаветная Церковь.Та, которая ожидает и молит о скорой встрече с Женихом, Та которая воспримет в себя Слово Божие[33], Та на которую изольётся благодать Святого Духа.

Безусловно, Песнь Песней есть брачная песня, наполненная любовными воздыханиями и томлениями,но брак, о котором там идет речь, есть таинственный союз Христа, Бога-Отца и Духа Святого с непорочной и без всякого пятна Святой Церковью, и со всякойбоголюбивой и праведной душой, по словам Спасителя: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».[34]Доля эротизма, которая присутствует в Песни, есть таинственное предвозвещение благодатных даров Святого Духа, дарованных Невесте-Церквиеё Женихом Христом.

Помимо письменных работ по экзегетике, Ориген был известен как вдохновенный проповедник. Свои беседы Ориген произносил перед народом изо дня в день[35], так что его внимание захватывала все главы той или иной книги от начала до конца. Большую часть трудов Оригена занимают его проповеди или правильнее сказать беседы, которые он говорил перед народом.

Приведем отрывок одной из них: «Не должны ли мы печалиться и скорбеть, видя, что вы не приходите слушать Слово Божие, что вы проводите в Церкви едва дни праздничные, и притом не столько от желания внимать священному слову, сколько привлекаемые торжественностью и под предлогом доставить себе нечто в роде публичного отдыха? Послушайте, что говорит Господь: «мера пщеницы должна быть разделена каждому во время». Где же и когда же я найду время, которое вам прилично? Самую большую часть вашего времени, - я должен был сказать: почти все ваше время, - вы проводите на местах публичных, в занятиях мирских, или посещаете торговлю. Одни – на своем поле, другие ведут свой процесс; что касается слова Божия, то никто об нем не заботится, или по крайней мере, мало таких, которые находят удовольствие в том, чтобы прийти сюда для слушания проповеди…Я боюсь, чтобы Спаситель не обратился также и к вам с этим словом пророка: «они обращают хребет, вместо того, чтобы предстать Мне лицом»…». Ориген не боялся быть строгим в своих беседах, он говорил слова, малоприятные для слушающих, но оправдывал это примером Спасителя, который одних называл блаженными, а других лицемерами, примером апостола Павла со строгостью выговаривавшему коринфской пастве за их плотский нрав. Впрочем, Ориген оправдывал такой метод тем, что лекарственные растения бывают часто горьки на вкус.

Интереса заслуживает аллегорические приемы в беседах Оригена: «И бысть человек от Аврафема. Почему сказано: «человек»?...Потому что слово Божие разумеет не всех нас, рабов греха, а одного праведника. Мы постоянно переходим от скорби к радости, от беспокойства к спокойствию, от забот о наших духовных интересах к исканию богатства и славы. Диск луны не так изменчив как наше сердце, предающееся бесчисленным страстям, в нем действующим. Один праведник всегда тот же; он участвует в божественной неизменяемости; в нем одна мысль, одна воля, одно чувство: кратко – совершенное единство как в его душе, так и в его жизни»[36].

По мысли Оригена, понимание Священного Писания превосходит человеческий разум, только Бог может открыть человеку сокровенный смысл Писаний. Он пишет: «Церковное Предание учит, что Писания написаны Святым Духом и имеют не только открытый смысл, но и некоторый другой, скрытый от большинства, ибо написанное здесь служит предначертанием некоторых таинств и образом божественных вещей»[37]. Также: «Наш ум своими силами (perseipsam) не может созерцать Самого Бога, как Он есть, но познает Отца всех тварей из красоты дел и великолепия Вселенной»[38]. И еще: «Нужно ли еще говорить, каким необходимо быть уму нашему, дабы мы смогли достойно истолковать слово, сокрытое внутри глиняных сокровищниц простой речи, когда письмена могут быть прочитаны всяким, а слово – слышимо всеми, имеющими телесных слух, и осязаемо через звук? Поистине, собирающийся в точности понять Евангелие должен сказать: «Мы уже имеем ум Христов…дабы знать дарованное от Бога (1 Кор. 2,16…1 Кор. 2, 12)»[39].

Следует отметить, что аллегорический метод толкования Священного Писания, применяемый Оригеном, как представителем александрийской школы, имел и свои негативные стороны – отвлечение от реального смысла Текста, от его христоцентричности и увлечение категориями разума. Во многих случаях, увлекаясь собственной мыслью, Ориген отрывается от реального контекста Писания, уходит в эзотеризм. Такой недостаток можно найти у всех представителей александрийской школы[40].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Богословие Оригена, как одного из ярких представителей александрийской школы вышло за рамки апологетических сочинений, поскольку представило достойную альтернативу греческой и иудейской мудрости. Труды Оригенаопределили целый ряд догматических задач для последующей богословской и философской мысли.

В своих сочинениях Ориген затронул важные богословские вопросы, ставшие центральными на последующих Вселенских Соборах – о сотворении Богом мира из ничего, о соотношении Лиц Святой Троицы, о кончине мира и последующей судьбе его, о судьбе падших духов, о всеобщем восстановлении или апокатастасисе. Данные вопросы будут стоять на повестке дня в богословии Афанасия Александрийского,Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника.

Ориген является самым значительным среди раннехристианских экзегетов, поскольку его способ толкования Священного Писания положил начало богословской терминологии и последующим истолкованиям образов Священных текстов.

Высокие понятия александрийского экзегета о трех уровнях смысла, телесном, душевном и духовном не были приемлемыми для простых необразованных людей, которые довольствовались только буквальным смыслом Евангелия, поэтому еготолкования встречали протест среди простых людей.Но Ориген в своей экзегезе поднял Евангелие на тот уровень, который требует от читающих его определенных нравственных усилий, ибо тот, кто взыскует истинного смысла Священного Писания, взыскует спасения.

В своей экзегезе Ориген положил начало аллегорическому толкованию Библии, которое позволяет объяснять противоречия и несогласованности в Священном Писании, возникающие при буквальном толковании. Духовная аллегория позволяет подняться над смыслом и приобщиться к Божественному Свету, Слову, Премудрости.

Отрицательным в экзегетике Оригена было увлечение интеллектуально-иносказательным способом толкования, как, что нередко духовная аллегория превращалась в отвлеченную философию, в метафизику, в которой не было места исторической правде.

Можно сказать, что система Оригенабыла господствующей на Востоке вплоть до V-VI века. Хотя вскоре, ученики Оригена, Григорий Нисский, в частности, обратили внимание на сбивчивые и непоследовательные моменты в системе их учителя и попытались смягчить его платонизм, но вскоре учение Оригена подверглось жестокой критике со стороны антиохийской школы. Хотя учение Оригенабыло осуждено на Пятом Вселенском Соборе, под его влиянием находились многие монашествующие – Руфин, Дидим Слепец и видные церковные иерархи– Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский.

Ориген вполне справился с богословской задачей показать философскую состоятельность Библии, примирить иудейскую и христианскую теологию. В своем богословии Оригендает понятие о Святой Троице, как о единосущной, как о единстве Божественных Лиц, хотя полного равенства между Лицами Святой Троицы он не отмечает.

Судьба Оригена и его творений достаточна трагична. Тот, который хотел быть человеком Церкви, менее всегожелавший именоваться по имени одного из ересиархов, смиренно просивший Бога о даровании ему возможности послужить Ему[41], остался вне Церкви. По словам Пресанссе, которые привод К.И. Скворцов «несчастием Оригена было то, что он жил в переходное время, когда он мог верить, что свобода исследований, в пределах христианской веры, есть священное право; а не знал того, что готовится решительный поворот в противоположном смысле, вызываемый тогдашним настроением общественного мнения. Это-то положение и составляет печальный интерес и так сказать драму его жизни…».[42]Не смотря на определения V Вселенского Собора, неизвестным остается то, что преобладало в душе и сочинениях великого александрийского экзегета: благодатных открытий по внушению Святого Духа или пустых увлечений своими мыслями, поэтому, предоставим его жизнь в вечности не только на суд, но и на милосердие Божие, Который есть не только Судья, но и Человеколюбец.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Библия. – М.: Российское библейское общество, 1995. – 1371 с.

2. Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолствующих./ Перевод В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2007. – 429 с.

3. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. –https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-tserkvi/18

4. Иоанн Мейендорф, протопр. Введение в святоотеческое богословие. – Минск: Лучи Софии, 2007.

5. Жильсон Э. Дух средневековой философии. Гиффордовские лекции./ Пер. с французского Г.В. Вдовиной. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. – 560 с.

6. Лосский В.Н. Боговидение./ Пер. с фр. Рещиковой В.А. – Издательство АСТ, 2003.

7. Морескини К. История патристической философии. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2011.

8. Ориген. О началах. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/

9. Ориген. Беседы на Песнь Песней. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_pesn_pesnei/

10. Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/kommentarii-na-evangelie-ot-ioanna/

11. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд. 3-е. – М.: КомКнига, 2011. – 1008 с.

12. Святое Евангелие. – М.: Сибирская благозвонница, 2013.

13. Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: Толкование на Ветхий Завет. – https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/ekzegeticheskie-trudy-origena-tolkovanija-na-vethij-zavet/

14. Скворцов К.И. Ориген. – Санкт-Петербург: АксиосЭктин, 2009.

15. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV-VIII вв. – Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.

 

 


[1]Саврей В.Я. Алексанрийская школа в истории фолософско-богословской мысли. – С. 15.

[2]Иоанн Мейендорф. Введениевсвятоотеческоебогословие. – С. 55.

[3] Например, трактат Цельса «Правдивое слово», который дошел до нас в пересказе Оригена, в его полемическом сочинении «Против Цельса».

[4]Иоанн Мейендорф, протопр. Введение в святоотеческое богословие. – Минск: Лучи Софии, 2007.

[5] В.Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. – М.: КомКнига, 2011.– С.139.

[6] Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. –

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/

 

[7]ЭтьенЖильсон. Дух средневековой философии. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011.

[8]Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. –

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/

[9]https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/sofija-logos-slovar/212

 

[10]В.Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. – М.: КомКнига, 2011.

[11]Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. –

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-tserkvi/18

[12]В.Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. – М.: КомКнига, 2011.

[13]Иоанн Мейендорф, протопр. Введение в святоотеческое богословие. – Минск: Лучи Софии, 2007.

[14] Евангелие от Матфея 22:37.

[15]Ориген. О началах. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/#0_3

[16]Морескини К. История патристической философии. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2011.

[17]Там же.

 

[18]Ориген. О началах.-https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/#0_6

[19]Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.

[20]Ориген. О началах.- https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/#0_6

[21]Лосский В.Н. Боговидение./ Пер. с фр. Рещиковой В.А. – Издательство АСТ, 2003.

[22] Сидоров А.И. Библейско-критический труд Оригена «Гекзаплы».https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/biblejsko-kriticheskij-trud-origena-gekzaply/

 

[23] Евангелие от Иоанна 6:63.

[24]Сидоров А.И.Экзегетические труды Оригена: Толкование на Ветхий Завет. – https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/ekzegeticheskie-trudy-origena-tolkovanija-na-vethij-zavet/

 

[25]Ориген. Оначалах. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/#0_31

[26]Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: Толкование на Ветхий Завет. – https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/ekzegeticheskie-trudy-origena-tolkovanija-na-vethij-zavet/

[27]ОригенКомментарии на Евангелие от Иоанна. –https://azbyka.ru/otechnik/Origen/kommentarii-na-evangelie-ot-ioanna/

[28]Послание апостола Павла к Галатам 3:24.

[29]МорескиниК. История патристической философии. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2011. – С. 197.

[30]Ориген. О началах. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/#0_31

[31]Ориген. Беседы на Песнь Песней. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_pesn_pesnei/

[32]Ориген. Беседы на Песню Песней. - https://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_pesn_pesnei/

[33]«Мирровой пучок – брат мой у меня; посреди грудей моих пребудет». Кто же столь блажен, что принимает гостя в главной части сердца, «посреди грудей», в груди своей носит Слово Божие? Ибо здесь поется именно об этом: «Посреди грудей моих пребудет»…»

[34]Евангелие от Иоанна 14:23.

[35] Скворцов К.И. Ориген как проповедник. https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skvorcov/origen-kak-propovednik/

 

[36] Там же.

[37]Ориген. О началах. – https://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nachalah/

[38]Там же.

[39]Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна. –https://azbyka.ru/otechnik/Origen/kommentarii-na-evangelie-ot-ioanna/

[40]Наиболее увлеченным аллегорезой оказывается Филон, у которого библейский мир превращается в категории разума или в богословские понятия, историческая реальность библейских событий превращается в миф. – Саврей В.Я.

[41]Молитва Оригена: «Сотвори, Спасителю Иисусе, чтобы я удостоился быть чем либо из того, что может способствовать украшению Твоей скинии! Я желал бы, если бы это было возможно, чтобы Ты нашел во мне это золото, которым покрыт ковчег и из которого можно сделать светильник. При недостатке золота, я желал бы иметь немного серебра, пригодного на устроение колонн с их основаниями. Если и этого нет, то удостой меня быть хотя частью той меди, из которой были вылиты животные, служившие для украшения храма».

[42]Скворцов К.И. Ориген. – Санкт-Петербург: АксиосЭктин, 2009. – с.315.



2018-07-06 1103 Обсуждений (0)
БОГОСЛОВСКАЯ СИСТЕМА ОРИГЕНА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БОГОСЛОВСКАЯ СИСТЕМА ОРИГЕНА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)