Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э.Эриксона



2018-07-06 517 Обсуждений (0)
Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э.Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок




Название теории происходит от гречеих слов: «epi» - над, сверх, после и «genesis», что означает происхождение. Согласно модели Эрика Эриксона, человеческое существование зависит от трёх взаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного. «Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности. Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача «игрового» (дошкольного) возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встаёт новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» […] Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни. Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

 

Вариантная часть раздела 1.

«Общие принципы изучения психического развития детей с ОВЗ»

Формулировка в принципы Применение принципа в ходе изучения психического развития детей с ОВЗ
«Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь» Данный принцип требует обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированного права на: специальный охранительный режим; образование; заботу. По сути данного принципа детям с отклонениями в развитии должны быть обеспечены специально организованные условия их обучения и воспитания, дифференцированно, с учётом глубины и характера дефекта. Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной педагогики и специальной психологии. Успех обучения и воспитания умственно отсталых детей зависит от того, в какой мере педагог знает их психофизические возможности, умеет устанавливать особенности развития и выявлять причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении.
Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребёнку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развивать свои способности. Необходимо глубоко изучать ребёнка, искать пути преодоления трудностей возникающих у него, соблюдать интересы ребёнка. Только в том случае, если все необходимые меры помощи, оказанные детям в условиях образовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные коррекционные учреждения.
комплексность в изучении детей принцип обязывает учитывать данные, полученные при обследовании ребёнка всеми специалистами. Соблюдение указанного принципа при изучении детей позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющих отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребёнке, как усиливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.
всестороннего и целостного изучения ребёнка предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребёнка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребёнке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоции, воли, поведения и физического состояния.
динамичного изучения детей принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л.С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении. Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может влиять на формирование их умственных способностей. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребёнке. Всестороннее, целостное изучение ребёнка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой.
принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребёнком задания. Учитывать не только конкретный результат, но и способ решения задачи. Качественный анализ результатов деятельности ребёнка позволяет оценить своеобразие его психического развития. При этом для дифференцированной диагностики очень важна будет и количественная оценка, показывающая степень выраженности выявленных качественных показателей. Системная психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья даёт основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в становлении личности ребёнка. Современная система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявления индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, волевой, речевой сфер ребёнка, сформированности волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.

«Основные методы исследования психического развития детей с ОВЗ»


Методы исследования Специфика применения методов с учетом групп детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с нар-ми интеллекта Дети с ЗПР Дети с нар-ми слуха Дети с нар-ми зрения Дети с нар-ми ОДА Дети с нар-ми речи Дети с нар-ми
Наблюдение Используется наряду с другими методами Используется наряду с другими методами Основным методом изучения детей с нарушениями слуха в младенчестве и раннем детстве является наблюдение. Используется наряду с другими методами Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. целесообразно использование метода стандартизированного наблюдения, позволяющего осуществлять качественную характеристику тех или иных проявлений ребенка.    
Беседа Используется наряду с другими методами Используется наряду с другими методами Используется наряду с другими методами, если ребенок понимает разговорную или жестовую речь Используется наряду с другими методами Используется наряду с другими методами Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольниками, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим Используется наряду с другими методами Если ребенок понимает разговорную речь, или жестовую речь
Опрос педагога (родителей)   Неспешная и не ограниченная во времени беседа с родителями позволяет оценить характер внутрисемейных отношений, уровень принятия дефекта ребенка разными членами семьи, адекватность отношения к ребенку с нарушением, реальные и потенциальные возможности семьи по его обучению и воспитанию.         Неспешная и не ограниченная во времени беседа с родителями позволяет оценить характер внутрисемейных отношений, уровень принятия дефекта ребенка разными членами семьи, адекватность отношения к ребенку со сложным или множественным нарушением, реальные и потенциальные возможности семьи по его обучению и воспитанию.
Тесты     В настоящее время за рубежом, особенно в США, для определения уровня интеллектуального развития детей и взрослых с нарушениями слуха широко используются тесты. В зарубежной и особенно американской литературе существует большое количество тестов для определения уровня социального и интеллектуального развития слепых детей и детей, имеющих глубокие нарушения зрения. В настоящее время за рубежом, где широко применяются тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все шире используют адаптированные варианты стандартизированных шкал, в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком.. фрустраци-онный тест Розенцвейга, детский апперцептивный тест (ДАТ), а также рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом — дерево — человек», «Рисунок семьи».  
Экспериментально-психологические методики   Для решения задачи определения степени выраженности интеллектуальной дисфункции детям предлагаются задания, предназначенные для интеллектуально сохранных детей данной возрастной группы, и по мере того, как ребенок выполняет задание, осуществляется качественный и количественный анализ результатов выполнения заданий. При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента Используется наряду с другими методами экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия. Среди объективных методов, используемых при исследовании дошкольников, наиболее популярна социометрия.  
Анализ продуктов деятельности Используется наряду с другими методами Используется наряду с другими методами При анализе выделяется то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. Используется наряду с другими методами Используется наряду с другими методами   Используется наряду с другими методами



2018-07-06 517 Обсуждений (0)
Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э.Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э.Эриксона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)